Автор: Альт Александра Александровна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МАОУ лицей №81
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Прикладной анализ поведения (АВА) в коррекции нежелательного поведения.
Раздел: начальное образование
Прикладной анализ поведения (АВА) в коррекции нежелательного
поведения у детей с РАС.
Нежелательное поведение у детей – это поведение, которое может быть угрозой для
жизни и здоровья ребенка или окружающих, может привести к порче имущества. Это может быть
агрессия, самоагрессия, либо разрушительное поведения. К такому поведению можно отнести
социально неприемлемое поведение, те есть то поведение, которое в обществе выглядит странно
или неуместно, противоречит этическим нормам. Например, ребенок ест руками суп, раздевается
донага в общественных местах, выкрикивает нецензурные слова. Так же нежелательным
считается поведение, которое мешает окружающим нормально существовать, развиваться,
функционировать (кружится, кричит, мычит, стучит и т.п).
У детей с РАС работа с нежелательным поведением (НП)- одно из самых проблемных
коррекционных направлений, так как эти дети не могут понять, почему нельзя так себя вести, что
такое этические нормы, для чего они нужны. Проблема нежелательного поведения у таких детей
возникает чаща всего в раннем возрасте, так как основной особенностью аутизма является
нарушение или отсутствие коммуникации, ребенок попросту не может выразить просьбу или
обратиться за помощью. Основными функциями такого поведения являются желание добиться
чего –либо (ребенок кричит, потому что хочет конфету и.д.), привлечение внимания (закричал –
прибежала мама, уделила внимание) или отказ от нежелательного стимула (не хочет выполнять
задания, бросается учебником. Кричит, педагог перестал заставлять, чтоб не мешать другим
детям). Таких примеров можно привести множество. Не только дети с аутизмом ведут себя таким
образом, с такими ситуациями встречаются каждый день родители в семьях с нормотипично
развивающимися детьми. И от того, как поведет себя родитель, педагог или воспитатель –
зависит, будет ли развиваться и увеличиваться или снижаться частота случаев такого поведения.
Прикладной анализ поведения или АВА – один из самых эффективных методов коррекции
поведения с научно доказанной эффективностью.
АВА – это точная наука о поведении. Поведение рассматривается как множество реакций,
происходящих в окружающей среде, которая рассматривается как сочетание условий для
существования поведения. Эти реакции возникают из-за различных внешних либо внутренних
стимулов окружающей среды. В основе поведенческой теории лежит научная идея о том, что
любое поведение или реакция организма влечет за собой некоторые последствия. Если
последствия приводят к желаемому результату, то индивид и дальше будет так себя вести. В то же
время, поведение, которое не подкрепляется, через некоторое время прекратится. Методы
коррекции АВА – подкрепление (поощрение) поведения – процесс, который следует за
поведением и влияет на то, что поведение начинает повторяться. Противоположный метод –
наказание – процесс, который уменьшает частоту поведения, не стоит его путать с физическим
наказанием. При формировании поведения иногда используется метод гашения, иными словами,
то, что подкрепляло нежелательное поведение резко убирается. Это одна из самых сложных
процедур, так как на начальном этапе возникает «Взрыв», т.е. резко возрастает частота НП, но
если и дальше не происходит подкрепления, то частота снижается и прекращается вообще.
И если сказать простыми словами - то задача педагогов и родителей- создавать такие
внешние условия, чтобы это поведение не происходило.
Так как АВА – это точная наука, соответственно нужны достоверные данные. Родители и
педагоги должны вести статистику случаев НП, предлагаются различные протоколы, в которых
указывается временной период, частота и виды НП, что предшествовало и чем закончилось.
Анализ этих данных за какой-то период сможет дать понять причину такого поведения и
разработать методику коррекции. В идеале корректировать поведение должен АВА –инструктор
под кураторством более опытного специалиста. Но на самом деле таких специалистов очень
сложно найти, так как метод АВА начал используется в России относительно недавно. Да и к тому
же он имеет эффективность при нагрузке в неделю 35-40 часов (в идеале), работа специалиста
должна проходить в тандеме с другими специалистами, педагогами и родителями. Все
рекомендации должны соблюдаться в повседневной жизни, а не только во время занятия.
Именно слаженная работа всех специалистов и большая часть работы, качественно отработанная
семьей, могут дать хорошие результаты.