Автор: Боброва Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская вечерняя школа №1"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Презентация
Тема: Творчество Б. Пастернака
Раздел: полное образование
Жизнь и творчество
Родился 29 января (10 февраля н.с.)1890 г. в
Москве в семье известного художника. С
детства будущего поэта окружали музыка,
живопись,
литература.
Первое
творческое
пристрастие Пастернака - музыка. Испытав
сильное влияние Скрябина, он с тринадцати
лет
занимался
музыкальным
сочинительством,
.
Выбирая свой путь, Борис Леонидович
немало
внимания
уделял
поискам
наилучшего,
что
у
него
получается.
Перфекционист
по
натуре,
он
хотел
делать что-то либо блестяще, либо никак.
Поэтому он забросил занятия музыкой,
ведь
считал,
что
талант
и
абсолютный
слух
у
него
отсутствуют.
А
посредственностью
быть
не
хотел.
Философия тоже со временем отошла на
второй
план,
хотя
он
немало
времени
уделял
ее
изучению.
В первый класс Бориса не взяли, но на
следующий год приняли сразу во второй.
Окончил Пастернак учебное заведение с
золотой медалью, при этом он был
освобожден от изучения Закона Божьего
по причине еврейского происхождения. В
той же гимназии московской школы, на
два года младше, учился Владимир
Маяковский.
После окончания московской гимназии в
1909 поступил на историко-филологический
факультет Московского университета,
серьезно увлекся философией. Для
усовершенствования философских знаний в
1912 уехал в Германию, где семестр учился
в Марбургском университете. Тогда же им
была предпринята поездка в Швейцарию и
Италию. По возвращении в Москву окончил
университет в 1913
Охладев к
философии,
Пастернак полностью
отдается поэтическому
искусству, которое
стало делом его жизни
Его первые сборники стихов ("Близнец в
тучах", 1914; "Поверх барьеров", 1917)
отмечены влиянием символизма и
футуризма (тогда он входил в группу
"Центрифуга"). Высоко ценил Блока, видя в
его поэтической системе "ту свободу
обращения с жизнью и вещами на свете, без
которой не бывает большого искусства".
В 1922 вышла книга стихотворений "Сестра
моя - жизнь", сразу выдвинувшая автора в
ряд мастеров современного стиха. С этой
книги начинается Пастернак как самобытное
поэтическое явление.
В 1920-е Пастернак примыкал к
литературному объединению "ЛЕФ"
(Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) больше из-
за дружбы с Маяковским, но связи с
объединением оказались непрочными и
закончились в 1927 разрывом.
В эти годы поэт опубликовал
сборник "Темы и вариации"
(1923), начал работу над
романом в стихах
"Спекторский" (1925), в
значительной мере
автобиографическим.
Создал стихотворный цикл
"Высокая болезнь", поэмы
"Девятьсот пятый год" и
"Лейтенант Шмидт".
В 1928 возник замысел
прозаической книги
"Охранная грамота",
законченной два года
спустя. Пастернак
назвал это произведение
"автобиографическими
отрывками о том, как
складывались мои
представления об
искусстве и в чем они
коренятся".
В 1930-е мало создал
оригинальных
произведений, отдавая
основные силы переводу,
который с 1934 приобрел
регулярный характер и
продолжался до конца его
жизни (переводы грузинских
поэтов, Шекспира, Гёте,
Шиллера, Рильке, Верлена
и др.).
Накануне войны, в начале 1941, поэт
преодолел творческий кризис и вступил в
полосу подъема: написал цикл стихов
"Переделкино".
В 1943 совершил поездку на фронт,
результатом чего явились очерки "В армии", а
стихи "Смерть сапера", "Ожившая фреска",
"Весна" вошли в книгу "На ранних поездах"
(как и цикл "Переделкино), 1943.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших
дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
1956 г.
В стихи б я внес
дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку,
сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен
вложил
Живое чудо
Фольварков,
парков, рощ, могил
В свои этюды.
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Обращения Цветаевой к
современникам были не
только данью восхищения. Ее
стихотворения, очерки,
воспоминания, статьи,
посвященные поэтам,
содержат тонкий и точный
анализ творческой личности.
Ее оценки глубоки и
оригинальны. Поэтому,
знакомясь с творчеством
Б.Пастернака в книге
М.Цветаевой, можно лучше и
яснее представить себе
человеческую и
художническую суть поэта.
После начала Второй Мировой войны
Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в
город Елабуга, что в Татарстане.
Упаковывать вещи ей помогал Борис
Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы
перевязать чемодан, и, заверяя в её
крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит,
хоть вешайся». Впоследствии ему передали,
что именно на ней Цветаева в Елабуге и
повесилась.
В 1956 - 1959 вышла последняя книга
стихотворений Пастернака "Когда
разгуляется".
В 1960 поэт умер от тяжелой болезни (рак
легких) 30 мая в Переделкино.
Массовый советский телезритель впервые
познакомился со стихами Пастернака в 1976 в
фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или
С лёгким паром!» Стихотворение «Никого не
будет в доме» (1931), преобразившееся в
городской романс, за кадром проникновенно
исполнено под гитару Сергеем Никитиным и сразу
стало широко известным. Позднее Эльдар
Рязанов включил отрывок из другого
стихотворения Пастернака в фильм «Служебный
роман», правда в фарсовом эпизоде — «Любить
иных — тяжёлый крест...» (1931). В 1970-х, 1980-х
для цитирования Пастернака в популярном кино
от режиссёра требовалась известная смелость.