Напоминание

Творчество Б. Пастернака


Автор: Боброва Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская вечерняя школа №1"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Презентация
Тема: Творчество Б. Пастернака
Раздел: полное образование





Назад




Жизнь и творчество

Родился 29 января (10 февраля н.с.)1890 г. в

Москве в семье известного художника. С

детства будущего поэта окружали музыка,

живопись,

литература.

Первое

творческое

пристрастие Пастернака - музыка. Испытав

сильное влияние Скрябина, он с тринадцати

лет

занимался

музыкальным

сочинительством,

.

Выбирая свой путь, Борис Леонидович

немало

внимания

уделял

поискам

наилучшего,

что

у

него

получается.

Перфекционист

по

натуре,

он

хотел

делать что-то либо блестяще, либо никак.

Поэтому он забросил занятия музыкой,

ведь

считал,

что

талант

и

абсолютный

слух

у

него

отсутствуют.

А

посредственностью

быть

не

хотел.

Философия тоже со временем отошла на

второй

план,

хотя

он

немало

времени

уделял

ее

изучению.

В первый класс Бориса не взяли, но на

следующий год приняли сразу во второй.

Окончил Пастернак учебное заведение с

золотой медалью, при этом он был

освобожден от изучения Закона Божьего

по причине еврейского происхождения. В

той же гимназии московской школы, на

два года младше, учился Владимир

Маяковский.

После окончания московской гимназии в

1909 поступил на историко-филологический

факультет Московского университета,

серьезно увлекся философией. Для

усовершенствования философских знаний в

1912 уехал в Германию, где семестр учился

в Марбургском университете. Тогда же им

была предпринята поездка в Швейцарию и

Италию. По возвращении в Москву окончил

университет в 1913

Охладев к

философии,

Пастернак полностью

отдается поэтическому

искусству, которое

стало делом его жизни

Его первые сборники стихов ("Близнец в

тучах", 1914; "Поверх барьеров", 1917)

отмечены влиянием символизма и

футуризма (тогда он входил в группу

"Центрифуга"). Высоко ценил Блока, видя в

его поэтической системе "ту свободу

обращения с жизнью и вещами на свете, без

которой не бывает большого искусства".

В 1922 вышла книга стихотворений "Сестра

моя - жизнь", сразу выдвинувшая автора в

ряд мастеров современного стиха. С этой

книги начинается Пастернак как самобытное

поэтическое явление.

В 1920-е Пастернак примыкал к

литературному объединению "ЛЕФ"

(Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) больше из-

за дружбы с Маяковским, но связи с

объединением оказались непрочными и

закончились в 1927 разрывом.

В эти годы поэт опубликовал

сборник "Темы и вариации"

(1923), начал работу над

романом в стихах

"Спекторский" (1925), в

значительной мере

автобиографическим.

Создал стихотворный цикл

"Высокая болезнь", поэмы

"Девятьсот пятый год" и

"Лейтенант Шмидт".

В 1928 возник замысел

прозаической книги

"Охранная грамота",

законченной два года

спустя. Пастернак

назвал это произведение

"автобиографическими

отрывками о том, как

складывались мои

представления об

искусстве и в чем они

коренятся".

В 1930-е мало создал

оригинальных

произведений, отдавая

основные силы переводу,

который с 1934 приобрел

регулярный характер и

продолжался до конца его

жизни (переводы грузинских

поэтов, Шекспира, Гёте,

Шиллера, Рильке, Верлена

и др.).

Накануне войны, в начале 1941, поэт

преодолел творческий кризис и вступил в

полосу подъема: написал цикл стихов

"Переделкино".

В 1943 совершил поездку на фронт,

результатом чего явились очерки "В армии", а

стихи "Смерть сапера", "Ожившая фреска",

"Весна" вошли в книгу "На ранних поездах"

(как и цикл "Переделкино), 1943.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших

дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

1956 г.

В стихи б я внес

дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку,

сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен

вложил

Живое чудо

Фольварков,

парков, рощ, могил

В свои этюды.

Любить иных - тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Обращения Цветаевой к

современникам были не

только данью восхищения. Ее

стихотворения, очерки,

воспоминания, статьи,

посвященные поэтам,

содержат тонкий и точный

анализ творческой личности.

Ее оценки глубоки и

оригинальны. Поэтому,

знакомясь с творчеством

Б.Пастернака в книге

М.Цветаевой, можно лучше и

яснее представить себе

человеческую и

художническую суть поэта.

После начала Второй Мировой войны

Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в

город Елабуга, что в Татарстане.

Упаковывать вещи ей помогал Борис

Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы

перевязать чемодан, и, заверяя в её

крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит,

хоть вешайся». Впоследствии ему передали,

что именно на ней Цветаева в Елабуге и

повесилась.

В 1956 - 1959 вышла последняя книга

стихотворений Пастернака "Когда

разгуляется".

В 1960 поэт умер от тяжелой болезни (рак

легких) 30 мая в Переделкино.

Массовый советский телезритель впервые

познакомился со стихами Пастернака в 1976 в

фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или

С лёгким паром!» Стихотворение «Никого не

будет в доме» (1931), преобразившееся в

городской романс, за кадром проникновенно

исполнено под гитару Сергеем Никитиным и сразу

стало широко известным. Позднее Эльдар

Рязанов включил отрывок из другого

стихотворения Пастернака в фильм «Служебный

роман», правда в фарсовом эпизоде — «Любить

иных — тяжёлый крест...» (1931). В 1970-х, 1980-х

для цитирования Пастернака в популярном кино

от режиссёра требовалась известная смелость.



В раздел образования