Авторы: Хоменко Виктория Валерьевна, Виктория Валерьевна Хоменко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19"
Населённый пункт: г. Артем
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Знакомство со свойствами магнита" старшая группа
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
по опытно – экспериментальной деятельности на тему
«Знакомство со свойствами магнита».
старшая группа
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства
со свойствами магнитов.
Задачи:
Образовательные:
формирование у детей знаний о свойствах магнита;
формировать умение приобретать знания посредством проведения
практических опытов, делать выводы, обобщения;
дать понятие о практической значимости магнита.
Развивающие:
развивать память, внимание, мышление, стимулировать активность детей
для разрешения проблемной ситуации.
словарная работа: лаборатория, учёные, магнит, железо, опыт,
примагнитились.
Воспитательные:
воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;
воспитание навыков сотрудничества;
воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания
помогать другим в ходе совместного экспериментирования.
Используемые методы и приемы:
словесный рассказ воспитателя;
беседа;
Предварительная работа:
беседа на тему: «Что такое магнит?»;
игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитом в
уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка».
Оборудование:
Поднос с металлическими и не металлическими предметами, таз с водой и
ключом, чашка с манной крупой и шурупами, большой магнит,
металлическая коробка, картонная коробка; на каждого ребенка: магниты,
стаканчики с водой, тарелка с листиком лилии и лягушкой, 2 скрепки.
Ход занятия.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Давайте улыбнемся и нашим гостям и поздороваемся с ними. Молодцы,
садитесь, пожалуйста на стулья.
Я сейчас загадаю вам загадку про одного мальчика, слушайте внимательно.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?»
Дети: Буратино
Правильно, ребята, это Буратино (слайд 1). Вот он, на экране. Как вы
думаете, какое у него настроение? А знаете почему он такой грустный?
Предполагаемые ответы детей.
Ребята, Буратино такой грустный, потому что он не хочет идти в школу. А
как вы думаете, зачем надо ходить в школу?
Ответы детей.
Правильно ребята, в школе вы узнаете много нового и интересного.
Я сейчас для вас и Буратино покажу фокус. Смотрите внимательно,
маленькая коробочка двигается по картонной коробке, как вы думаете,
почему.
Ответы детей.
Из чего сделана маленькая коробочка?
А сейчас послушайте, что ее двигает:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Что же это такое? (магнит)
Правильно, внутри картонной коробки магнит, я его двигаю, и он двигает
металлическую коробочку.
Вот этот магнит, он сделан из сплава нескольких металлов.
Сплав, это когда берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют
их вместе.
- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
Дети: - Магнит может притягивать предметы.
Воспитатель: - Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита
притягивать предметы.
Опыт №1. «Все ли предметы притягивает магнит?».
У меня на столе лежат предметы из разных материалов, надо их
разобрать таким образом: отложить только те предметы на тарелочку,
которые притягивает магнит.
Воспитатель: Какие предметы притягивает магнит?
Вывод: Магнит притягивает железные предметы.
Опыт № 2.
Смотрите, наш Буратино что-то расстроился, что же случилось? (слайд
2)
Ребята, он вспомнил, что играл дома с инструментами папы Карло и
закопал в крупу винтики и шурупы, а теперь боится, что его накажут за это.
Доставать их руками больно, они колются. Как же можно помочь Буратино?
Из чего сделаны винтики и шурупы?
Дети: из металла.
Воспитатель: правильно, а магнит притягивает металлические предметы.
Нужно поднести магнит к крупе и все винтики и шурупы притянутся к нему.
Опыт № 3. «Золотой ключик».
Воспитатель: Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая
золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах,
бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино
достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит
ключ)
Воспитатель: Подумайте, как можно достать ключик со дна озера, если у нас
есть только магнит?
(Дети выдвигают свои предположения)
Дети: привязать к магниту веревочку и достать со дна.
(Ребенок привязывает веревочку к палке. На конце веревочки привязан
магнит)
Воспитатель: ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
Дети: Волшебная сила магнита действует даже в воде!
Молодцы. А теперь давайте отдохнем. (Слайд 3)
Физкультминутка «Вперед четыре шага»…
Воспитатель: все опыты и эксперименты ученые проводят в лаборатории.
Сейчас мы с вами превратимся в ученых и пройдем в лабораторию. Но
сначала нужно узнать правила поведения в лаборатории:
1.
Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным
оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).
Опыт № 4. А сейчас я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей
справитесь? Вам нужно переправить лягушку на лист лилии, не дотрагиваясь
до нее руками. Как это сделать? Посмотрите внимательно на лягушку. На ней
скрепка, а из чего сделана скрепка?
Дети: скрепка сделана из металла.
Воспитатель: правильно, поднимите тарелку и поднесите магнит снизу
тарелки в том месте, где находится лягушка. А теперь двигайте магнит в
сторону листика. Лягушка тоже двигается за магнитом, потому что магнит
притягивает железную скрепку через пластиковую тарелку.
Вывод: магнитная сила может действовать через пластик. Посмотрите, как
наш Буратино удивился, как ему стало интересно (слайд 4).
Опыт № 5.
Как из стакана с водой достать скрепку, при этом, не намочив руки водой
и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети
экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.
Опыт № 6. « Намагничивание»
Воспитатель: посмотрите, для следующего эксперимента нам понадобятся
магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась.
Подношу вторую, и она тоже притянулась. Образовалась такая маленькая
цепочка из 2 скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с
магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
Дети: они намагнитились (они превратились в магниты).
Воспитатель: правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и
сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
Воспитатель: предлагаю этот эксперимент «Волшебная цепочка» выполнить
самостоятельно (дети выполняют опыт самостоятельно).
Воспитатель: Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело
справились с опытом.
Воспитатель: Ребята, подскажите, а где в группе мы встречаемся с магнитом
и видим его волшебные свойства?
Дети: Магнитная азбука, магниты для доски.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что
интересного вы сегодня узнали? Давайте сделаем вывод.
Какие предметы магнит притягивает (какие?)
Дети: железные предметы.
Воспитатель: на какие материалы не действует магнит?
Дети: на пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло.
Магнит может притягивать железные предметы через воду, стекло, пластик,
бумагу, ткань.
Слайд 5. Смотрите, каким веселым стал Буратино и решил с удовольствием
идти в школу, чтобы узнавать, что – то новое.