Автор: Герасимова Лидия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Куокунинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Куокуну
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Н. В. Гоголь. Поэма "Мёртвые души" 9класс
Раздел: среднее образование
Предмет: русская литература
Класс: 9
Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Словарная работа
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ
отрывков из поэмы, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для
проведения урока.
- Ребята, сегодня мы будем изучать повесть Н.В. Гоголя « Мёртвые души».
Запишем тему урока и эпиграф к нему.
Вступительное слово учителя.
2.Проверка домашнего задания.
Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной
деятельности.
1.
Словарная работа.
Кратко объяснить устаревшие, вышедшие из употребления слова и обороты речи,
встречающиеся в первой главе поэмы «Мёртвые души».
2.
План к первой главе.
Опросить несколько учеников. В результате образуется единый план, по которому будем
работать.
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения.
Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения;
содействовать
формированию
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению
поэмы.
-
Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 из них были отданы работе над
поэмой «Мёртвые души». Творческое развитие Гоголя шло необыкновенно быстро и
интенсивно: между первым циклом его повестей – «Вечера на хуторе близ Диканьки» и
«Мёртвыми душами» прошло всего 3-4 года.
В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое
может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира - это злое,
саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных
пороков. Это смех не добрый, иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так
считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может
служить к его исправлению.
Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст первой главы по плану, и учиться
делать выводы.
Выразительное чтение и анализ отрывков из первой главы поэмы «Мёртвые души» по
плану.
1. Въезд Чичикова в город.
«В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая
бричка…»
2. Гостиница и комната Чичикова.
Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.
«Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно
такая, как бывают гостиницы в губернских городах… с чёрною, как смоль бородою»
- Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая
гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?
(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)
- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея?
(«Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка,
малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча,
малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)
3. Общая зала и обед.
Прочитать отрывок описание зала.
«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены,
выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные
снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по
торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю;
тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек,
которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам,
помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц
на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом,
все то же, что и везде…»
- Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже,
что и везде?
(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный
город, вообще типичные явления русской жизни).
- Какие обычно подавались блюда в трактирах?
( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная,
огурец соленый).
4. Улица и городской сад.
« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось,
удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»
- Далее следует городской пейзаж, как он описан?
(Городской
пейзаж
показан
юмористически.
Дана
убогая
картина
небогатого,
неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с
бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах - богатые дома,
коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на
ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как
обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим
губернским городам»).
- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?
( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш
украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых,
широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)
5. Визиты.
- Кого посетил Чичиков в первой главе?
(Посетил
губернатора,
вице-губернатора,
прокурора,
председателя
палаты,
полицеймейстера,
откупщика,
начальника
над
казенными
фабриками,
инспектора
врачебной управы, городского архитектора).
« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни
толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к
звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».
«…был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
- Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке? (с лишком два)
- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.
«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно
долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного
слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув
прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку,
выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке
брусничного цвета с искрой».
Губернаторский дом.
«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями,
перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов:
одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли
толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не
тонкие».
- Как описывает гоголь толстых и тонких?
( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами
добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают
деревеньки, записывая их не на своё имя.)
4.Закрепление темы.
Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать
выводы, обобщения в результате проделанной работы.
Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного
замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.
1. Дать характеристику Чичикову.
- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?
(Чичиков
выдавал
себя
за
светского
человека,
весьма
деликатного
и
хорошо
воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и
грубым. Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно
громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно
так, как следует»).
2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».
- Давайте сделаем выводы.
1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни,
подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а
сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.
2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя:
он
разоблачает
их,
показывает,
что
под
внешней
оболочкой
культурных,
благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная
натура.
3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который
раскрывается только на основе изучения её.
5.Задание на дом.
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления,
памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей
работой над ней.
- Ребята, дома вы должны:
1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой
( сцену встречи Манилова с Чичиковым).
2. Подготовиться к устным ответам на следующие вопросы:
а) Как описан Манилов в первой главе?
в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
г) Какова бытовая обстановка Манилова?
д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?
Приложение №1
1.Вступительное слово учителя.
Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» - самого крупного и
наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества.
Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет – с осени 1835г.
по осень 1841г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал
над вторым томом поэмы.
Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г. сжигает всё написанное им
для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к
печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошел второй том поэмы,
сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его.
Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь
летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки – сценки и наброски с натуры, -
Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и
характеров.
«Как, - воскликнул он, - с этой способностью угадывать человека чертами выставлять
его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение!»
Пушкина дал Гоголя сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые
главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.
Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после
окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей
все свои силы.
По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору».
Гоголь в «Ревизоре» показал суровую правду о чиновническом произволе, царившем во
всех уголках России.
В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только
чиновников, но и помещиков – тогдашних «хозяев жизни». Гоголь предвидел новое
озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ». «Ещё
восстанут против меня новые сословия и много разных господ, - писал он Жуковскому,
работая над поэмой, - но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими
земляками.
Подсказанный Пушкиным сюжет – поездка Чичикова с целью покупки у помещиков
мёртвых душ – был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей
помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков,
приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.
Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем
нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя.
Не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы Гоголя,
а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души.
Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных
типов мёртвых душ – помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян.
Гоголь с особой любовью говорит о своей поэме, о народной силе, о русском народе, о
просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников
противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь
показывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.
Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в
поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой
патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и
чиновников и плутов-приобретателей народная Русь. Величественным образом Руси – не
обгоняемой тройки, несущейся вперёд, - заканчивается поэма.
Приложение №2
2.Словарная работа.
Бричка – легкая полукрытая повозка
Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте
Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.
Манишка – накрахмаленный нагрудник.
Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.
Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.
Будочник – нижний полицейский чин.
Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.
Полицеймейстер – начальник полиции города.
Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.
Бостончик – бостон, карточная игра.
Финифть – эмаль по металлу.
Пассаж – случай, происшествие.
Приложение №3
3. План к первой главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
1. Въезд Чичикова в город.
2. Гостиница и комната Чичикова.
3. Общая зала и обед.
4. Улица и городской сад.
5. Визиты.
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
Приложение №4
Описание образов помещиков.
В начале работы над поэмой «Мёртвые души» Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому:
"Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь
явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И
писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные
стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте
изобразить путь Чичикова сначала в "аду" - I том "Мертвых душ". Затем "в чистилище" -
II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца,
до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает
отрицательные стороны русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы
представлены образы современных автору помещиков.
Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей
моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица,
мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы
воскликните: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм,
безволие.
В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная,
гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи
мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает
нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом
приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с
каждым встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на
каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и
дебоширстве. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "нагадить ближнему,
иногда вовсе без всякой причины".
Собакевич сродни Коробочке. Он так же, как и она, накопитель. Только, в отличие от
Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова.
Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем).
Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.
Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" - Плюшкин. Это
вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень
экономического, социального и морального распада человеческой личности.
К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают
и губернские чиновники.
Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю,
Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и
помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в
розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то
особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя
находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре
Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее
Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом:
"Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?"
Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких
обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь,
этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и
поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в
будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь,
куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".
Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь
боролся с "мерзостями русской действительности".
Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой
его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не
ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков,
ни
подлость
и
ничтожество
обывателей.
"Мертвые
души"
-
едкая
сатира
на
существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве
которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Писатель-сатирик,
обращаясь к "тени мелочей", к "холодным, раздробленным, повседневным характерам",
должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к
природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся
от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: "Кто же как ни автор
должен сказать святую правду!" Только истинный сын родины мог в условиях
николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать
своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым
содействуя движению России вперед.
Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их
существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную
страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в
общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы
которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о
народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых
сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он
глубоко верит в светлое будущее России.
Изучая образы помещиков, познакомились с таким наблюдением :
Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия —
май.
Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре.
У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в
губернском городе — зима.
Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест
арбузные корки.
Случайно ли это? Обратив внимание на течение времени в поэме, поняли, что надо не
просто знакомиться с персонажами, а раскрыть замысел писателя.
«МЕРТВЫЕ ДУШИ» Н.В. Гоголь
Про кого идет речь?
1.
?
Кто из героев имел привычку наступать на ноги
2.
«
»?
Кого из помещиков Чичиков назвал
дубинноголовой
3.
:
,
,
?
Кто из героев всех осуждал
председателя
губернатора
полицмейстера
4.
?
Кто передал Чичикову мертвых душ безвозмездно и купчую взял на себя
5.
,
,
17
Кто
из
героев
по
его
собственному
утверждению
выпил
бутылок
?
шампанского за обедом
6.
«
»?
Кого крестьяне называли
заплатанным
7.
«
100
»?
Кто предлагал продать мертвые души
по
рублей за штуку
8.
,
?
Кто из героев очень долго проходил в дверь
уступая друг другу дорогу
9.
Кому из
героев
,
«
,
Чичиков подал бы медный грош если бы
встретил его
так
,
-
…»
принаряженного где нибудь у церковных дверей
10.
«
»?
Кто из героев
был в некотором отношении исторический человек
11.
«…
,
У кого в комнате
за всяким зеркалом заложены были или письмо или старая
»?
колода
12.
,
,
?
Кто был любителем менять ружья
собак
лошадей
13.
,
Кто
из
героев
мечтал
о
том
чтобы государь
присвоил
генеральский чин за
?
дружбу
14.
Кто из помещиков
,
?
предположил что умерших крестьян будут откапывать
15.
,
,
,
Кто предлагал Чичикову купить серого коня
потом каурую кобылу
потом собак
?
потом шарманку
16.
«
»?
Кто построил
Храм уединенного размышления
17.
«
»?
Кто из героев похож на
средней величины медведя
18.
,
,
?
У кого в кабинете вместо книг висели ружья
сабли турецкие кинжалы
19.
.
Кто из героев носил имена Фемистоклюс и Алкид
20.
«
»?
Кого автор называет
прорехой на человечестве
Кому принадлежал дом?
1.
«
-
,
,
Каким то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок
длинный
длинный
».
непомерно
2.
«
,
,
Дом господский стоял одиночкой на
юру
то есть
на
возвышении
открытый
…».
всем ветрам
3.
«
…
,
,
Фронтон
никак не пришелся посреди дома
как ни бился архитектор
потому
,
что хозяин приказал одну
колонку
сбоку
выкинуть
и оттого очутилось
не четыре
,
».
колонны а только три
4.
«…
;
,
Окно глядело едва ли не в курятник
по крайне мере
находившийся перед
».
ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью
5.
«
…»
Посредине столовой стояли деревянные козлы
На внимательность.
1.
,
?
Как называлась деревня
в которой жил Манилов
2.
?
За кого вначале принял Чичиков Плюшкина
3.
?
Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова
4.
: «…
Описание чьего халата здесь
приводится
рукава и верхние полы до того
,
,
;
засалились и залоснились
что походили на юфть
какая идет сапоги
назади вместо
,
»?
двух болталось четыре полы из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага
5.
: «…
,
,
Чей сад описывается так
покатость горы на которой он стоял
была одета
.
-
-
подстриженным дерном
На
ней были разбросаны по английски две три клумбы с
;
-
-
кустами
сирени
и
желтых
акаций
пять шесть
берез
небольшими
купами
кое где
».
возносили свои мелколистные жиденькие вершины
Чьи это вещи?
1.
.
Связка ключей
2.
.
Портреты греческих полководцев
3.
.
Шкатулка с многочисленными отделениями
4.
.
Карты игральные
5.
14-
.
Книжка с закладкой на
й странице