Напоминание

Н. В. Гоголь. Поэма "Мёртвые души" 9класс


Автор: Герасимова Лидия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Куокунинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Куокуну
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Н. В. Гоголь. Поэма "Мёртвые души" 9класс
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: русская литература

Класс: 9

Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Словарная работа

Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ

отрывков из поэмы, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для

проведения урока.

- Ребята, сегодня мы будем изучать повесть Н.В. Гоголя « Мёртвые души».

Запишем тему урока и эпиграф к нему.

Вступительное слово учителя.

2.Проверка домашнего задания.

Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной

деятельности.

1.

Словарная работа.

Кратко объяснить устаревшие, вышедшие из употребления слова и обороты речи,

встречающиеся в первой главе поэмы «Мёртвые души».

2.

План к первой главе.

Опросить несколько учеников. В результате образуется единый план, по которому будем

работать.

3.Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения.

Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения;

содействовать

формированию

самостоятельной

познавательной

деятельности.

Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению

поэмы.

-

Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 из них были отданы работе над

поэмой «Мёртвые души». Творческое развитие Гоголя шло необыкновенно быстро и

интенсивно: между первым циклом его повестей – «Вечера на хуторе близ Диканьки» и

«Мёртвыми душами» прошло всего 3-4 года.

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое

может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира - это злое,

саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных

пороков. Это смех не добрый, иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так

считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может

служить к его исправлению.

Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст первой главы по плану, и учиться

делать выводы.

Выразительное чтение и анализ отрывков из первой главы поэмы «Мёртвые души» по

плану.

1. Въезд Чичикова в город.

«В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая

бричка…»

2. Гостиница и комната Чичикова.

Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.

«Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно

такая, как бывают гостиницы в губернских городах… с чёрною, как смоль бородою»

- Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая

гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?

(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)

- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея?

(«Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка,

малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча,

малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)

3. Общая зала и обед.

Прочитать отрывок описание зала.

«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены,

выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные

снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по

торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю;

тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек,

которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам,

помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц

на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом,

все то же, что и везде…»

- Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже,

что и везде?

(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный

город, вообще типичные явления русской жизни).

- Какие обычно подавались блюда в трактирах?

( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная,

огурец соленый).

4. Улица и городской сад.

« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось,

удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»

- Далее следует городской пейзаж, как он описан?

(Городской

пейзаж

показан

юмористически.

Дана

убогая

картина

небогатого,

неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с

бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах - богатые дома,

коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на

ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как

обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим

губернским городам»).

- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?

( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш

украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых,

широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)

5. Визиты.

- Кого посетил Чичиков в первой главе?

(Посетил

губернатора,

вице-губернатора,

прокурора,

председателя

палаты,

полицеймейстера,

откупщика,

начальника

над

казенными

фабриками,

инспектора

врачебной управы, городского архитектора).

« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни

толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к

звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».

«…был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

- Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке? (с лишком два)

- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.

«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно

долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного

слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув

прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку,

выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке

брусничного цвета с искрой».

Губернаторский дом.

«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями,

перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов:

одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли

толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не

тонкие».

- Как описывает гоголь толстых и тонких?

( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами

добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают

деревеньки, записывая их не на своё имя.)

4.Закрепление темы.

Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать

выводы, обобщения в результате проделанной работы.

Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного

замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.

1. Дать характеристику Чичикову.

- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?

(Чичиков

выдавал

себя

за

светского

человека,

весьма

деликатного

и

хорошо

воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и

грубым. Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно

громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно

так, как следует»).

2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».

- Давайте сделаем выводы.

1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни,

подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а

сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя:

он

разоблачает

их,

показывает,

что

под

внешней

оболочкой

культурных,

благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная

натура.

3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который

раскрывается только на основе изучения её.

5.Задание на дом.

Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления,

памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей

работой над ней.

- Ребята, дома вы должны:

1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой

( сцену встречи Манилова с Чичиковым).

2. Подготовиться к устным ответам на следующие вопросы:

а) Как описан Манилов в первой главе?

в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?

г) Какова бытовая обстановка Манилова?

д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?

Приложение №1

1.Вступительное слово учителя.

Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» - самого крупного и

наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества.

Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет – с осени 1835г.

по осень 1841г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал

над вторым томом поэмы.

Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г. сжигает всё написанное им

для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к

печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошел второй том поэмы,

сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его.

Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь

летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки – сценки и наброски с натуры, -

Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и

характеров.

«Как, - воскликнул он, - с этой способностью угадывать человека чертами выставлять

его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение!»

Пушкина дал Гоголя сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые

главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.

Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после

окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей

все свои силы.

По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору».

Гоголь в «Ревизоре» показал суровую правду о чиновническом произволе, царившем во

всех уголках России.

В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только

чиновников, но и помещиков – тогдашних «хозяев жизни». Гоголь предвидел новое

озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ». «Ещё

восстанут против меня новые сословия и много разных господ, - писал он Жуковскому,

работая над поэмой, - но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими

земляками.

Подсказанный Пушкиным сюжет – поездка Чичикова с целью покупки у помещиков

мёртвых душ – был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей

помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков,

приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.

Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем

нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя.

Не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы Гоголя,

а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души.

Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных

типов мёртвых душ – помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян.

Гоголь с особой любовью говорит о своей поэме, о народной силе, о русском народе, о

просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников

противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь

показывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.

Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в

поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой

патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и

чиновников и плутов-приобретателей народная Русь. Величественным образом Руси – не

обгоняемой тройки, несущейся вперёд, - заканчивается поэма.

Приложение №2

2.Словарная работа.

Бричка – легкая полукрытая повозка

Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте

Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.

Манишка – накрахмаленный нагрудник.

Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.

Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.

Будочник – нижний полицейский чин.

Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.

Полицеймейстер – начальник полиции города.

Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.

Бостончик – бостон, карточная игра.

Финифть – эмаль по металлу.

Пассаж – случай, происшествие.

Приложение №3

3. План к первой главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

1. Въезд Чичикова в город.

2. Гостиница и комната Чичикова.

3. Общая зала и обед.

4. Улица и городской сад.

5. Визиты.

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

Приложение №4

Описание образов помещиков.

В начале работы над поэмой «Мёртвые души» Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому:

"Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь

явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И

писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные

стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте

изобразить путь Чичикова сначала в "аду" - I том "Мертвых душ". Затем "в чистилище" -

II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца,

до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает

отрицательные стороны русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы

представлены образы современных автору помещиков.

Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей

моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица,

мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы

воскликните: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм,

безволие.

В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная,

гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи

мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает

нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом

приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с

каждым встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на

каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и

дебоширстве. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "нагадить ближнему,

иногда вовсе без всякой причины".

Собакевич сродни Коробочке. Он так же, как и она, накопитель. Только, в отличие от

Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова.

Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем).

Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.

Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" - Плюшкин. Это

вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень

экономического, социального и морального распада человеческой личности.

К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают

и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю,

Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и

помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в

розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то

особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя

находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре

Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее

Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом:

"Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?"

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких

обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь,

этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и

поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в

будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь,

куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь

боролся с "мерзостями русской действительности".

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой

его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не

ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков,

ни

подлость

и

ничтожество

обывателей.

"Мертвые

души"

-

едкая

сатира

на

существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве

которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Писатель-сатирик,

обращаясь к "тени мелочей", к "холодным, раздробленным, повседневным характерам",

должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к

природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся

от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: "Кто же как ни автор

должен сказать святую правду!" Только истинный сын родины мог в условиях

николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать

своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым

содействуя движению России вперед.

Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их

существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную

страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в

общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы

которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о

народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых

сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он

глубоко верит в светлое будущее России.

Изучая образы помещиков, познакомились с таким наблюдением :

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия —

май.

Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре.

У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в

губернском городе — зима.

Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест

арбузные корки.

Случайно ли это? Обратив внимание на течение времени в поэме, поняли, что надо не

просто знакомиться с персонажами, а раскрыть замысел писателя.

«МЕРТВЫЕ ДУШИ» Н.В. Гоголь

Про кого идет речь?

1.

?

Кто из героев имел привычку наступать на ноги

2.

«

»?

Кого из помещиков Чичиков назвал

дубинноголовой

3.

:

,

,

?

Кто из героев всех осуждал

председателя

губернатора

полицмейстера

4.

?

Кто передал Чичикову мертвых душ безвозмездно и купчую взял на себя

5.

,

,

17

Кто

из

героев

по

его

собственному

утверждению

выпил

бутылок

?

шампанского за обедом

6.

«

»?

Кого крестьяне называли

заплатанным

7.

«

100

»?

Кто предлагал продать мертвые души

по

рублей за штуку

8.

,

?

Кто из героев очень долго проходил в дверь

уступая друг другу дорогу

9.

Кому из

героев

,

«

,

Чичиков подал бы медный грош если бы

встретил его

так

,

-

…»

принаряженного где нибудь у церковных дверей

10.

«

»?

Кто из героев

был в некотором отношении исторический человек

11.

«…

,

У кого в комнате

за всяким зеркалом заложены были или письмо или старая

»?

колода

12.

,

,

?

Кто был любителем менять ружья

собак

лошадей

13.

,

Кто

из

героев

мечтал

о

том

чтобы государь

присвоил

генеральский чин за

?

дружбу

14.

Кто из помещиков

,

?

предположил что умерших крестьян будут откапывать

15.

,

,

,

Кто предлагал Чичикову купить серого коня

потом каурую кобылу

потом собак

?

потом шарманку

16.

«

»?

Кто построил

Храм уединенного размышления

17.

«

»?

Кто из героев похож на

средней величины медведя

18.

,

,

?

У кого в кабинете вместо книг висели ружья

сабли турецкие кинжалы

19.

.

Кто из героев носил имена Фемистоклюс и Алкид

20.

«

»?

Кого автор называет

прорехой на человечестве

Кому принадлежал дом?

1.

«

-

,

,

Каким то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок

длинный

длинный

».

непомерно

2.

«

,

,

Дом господский стоял одиночкой на

юру

то есть

на

возвышении

открытый

…».

всем ветрам

3.

«

,

,

Фронтон

никак не пришелся посреди дома

как ни бился архитектор

потому

,

что хозяин приказал одну

колонку

сбоку

выкинуть

и оттого очутилось

не четыре

,

».

колонны а только три

4.

«…

;

,

Окно глядело едва ли не в курятник

по крайне мере

находившийся перед

».

ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью

5.

«

…»

Посредине столовой стояли деревянные козлы

На внимательность.

1.

,

?

Как называлась деревня

в которой жил Манилов

2.

?

За кого вначале принял Чичиков Плюшкина

3.

?

Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова

4.

: «…

Описание чьего халата здесь

приводится

рукава и верхние полы до того

,

,

;

засалились и залоснились

что походили на юфть

какая идет сапоги

назади вместо

,

»?

двух болталось четыре полы из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага

5.

: «…

,

,

Чей сад описывается так

покатость горы на которой он стоял

была одета

.

-

-

подстриженным дерном

На

ней были разбросаны по английски две три клумбы с

;

-

-

кустами

сирени

и

желтых

акаций

пять шесть

берез

небольшими

купами

кое где

».

возносили свои мелколистные жиденькие вершины

Чьи это вещи?

1.

.

Связка ключей

2.

.

Портреты греческих полководцев

3.

.

Шкатулка с многочисленными отделениями

4.

.

Карты игральные

5.

14-

.

Книжка с закладкой на

й странице



В раздел образования