Напоминание

Консультация для родителей: "Математика на улице".


Автор: Севергина Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад " Светлячок".
Населённый пункт: Камчатский край, с.Мильково
Наименование материала: Консультация для родителей: "Математика на улице".
Тема: Консультация для родителей: "Математика на улице".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«Математика на прогулке».

Математическое развитие дошкольников - это сложный процесс, это не

только умение считать и решать арифметические задачи, но и развитие

способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости,

оперировать предметами, знаками, символами.

Наша задача — развивать эти способности, дать возможность малышу

познавать мир на каждом этапе его взросления.

Богатейший источник для расширения математического кругозора детей

являются прогулки.

Счет:

Каждый раз, выходя из дома, считаем ступеньки, машины во дворе, детей на

площадке или формочки, взятые на прогулку.

Стоить заметить, что счет бывает не только количественный, но и

порядковый. Предметы можно не просто считать, а и определять их порядок.

Отличие состоит в том, какой вопрос задаем — «Сколько всего?» или «Какой

по порядку?»

Самые простые примеры: вдоль дороги стоят машины разных цветов. Задаем

вопрос малышу: какая по порядку (по счету) красная машина? Или наоборот:

назови какого цвета четвертая в ряду машина.

Простые задачи:

Именно на практике, гуляя и наблюдая, ребенку будет понятен смысл задачек

на сложение и вычитание. Наверняка, вы уже много раз пользовались таким

приемом и решали «жизненные» задачи. На ветке сидят три птички, одна

улетела. Сколько осталось? Или: из песка мама сделала три куличика, а дочка

два. Сколько всего получилось?

Аналогичным способом, можно вводить умножение и деление. Три девочки

сделали по два куличика. Сколько всего получилось? Или двое ребят нашли

10 шишек и разделили их поровну. Сколько получил каждый?

Геометрические фигуры:

Рисуем, наблюдаем вокруг, какие предметы похожи на круг, а какие имеют

форму квадрата. На какую фигуру похож дом, колесо машины, крыша

домика?

Складываем фигуры из палочек. Из трех — треугольник, из четырех —

четырехугольник, из пяти — пятиугольник и так далее. Считаем палочки и

называем фигуру по количеству палочек.

Математика не ограничивается только счетом, цифрами и фигурами. Есть и

другие понятия, которые можно легко изучить вместе с малышом на

прогулке:

Короткий — длинный:

Даже сидя на лавочке, можно изучать новые понятия и делать открытия.

Возьмите две палочки и сравните их. Они могут быть разной длины или

одинаковые, поломайте их на части. Какие получились, короткие, длинные

или равные по длине?

Соберите много палочек и проводите эксперименты с ними: сортируйте на

короткие и длинные, сложите из коротких одну длинную, выложите фигуры.

Большой — маленький, больше — меньше:

Когда используют критерий большой — маленький, то сравнивают по

определенным признакам. Сравнивать величину будем не только визуально,

а по вмещаемому количеству. Например: Автобус больше машины, потому

что в нем помещается больше людей. Ведро больше чашки, потому что в

ведре помещается пять (шесть, семь) чашек песка.

Желательно сначала практически проверить и вместе сделать вывод.

Широкий — узкий:

Такие важные понятия можно практически увидеть, а в следствии и понять.

Где? Дорога — широкая, а тротуар — узкий. Выберите во дворе участок

дороги (не проезжую часть) и измеряйте шагами. Сколько шагов насчитали

на тротуаре, а на дороге? Где больше?

Ряд, последовательность:

Не обязательно малышам давать определения к понятиям. Достаточно

показать, как выглядит ряд предметов, и попросить повторить по образцу:

собрали палочки и камешки — выложите по очереди или чередуя две

палочки и один камешек. А ребенок повторит.

Быстро — медленно:

Понятие времени. Кто как передвигается? Кто быстрее дойдет, взрослый или

ребенок, что быстрее едет, велосипед или машина?

Пара:

Понятие для старших дошкольников. Когда счет уже освоен, ребенок считает

до 10, 20 и больше расширяйте кругозор на основе имеющихся понятий.

Пара — это два, один плюс один, вместе два. Мама и ребенок — это пара.

Осмотритесь вокруг — кто идет парами? Назовите несколько примеров. Если

ребенок посещает садик, то сразу вспомнит, что на прогулки дети ходят

парами. Парными могут быть и предметы, обратите внимания на части тела

— пусть постарается назвать их.

У птиц — пара крыльев и пара ног, у велосипеда — пара колес, у машины —

две пары колес!

Предложите ребенку посмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2

крыла, 2 лапки; у собаки (кошки) 2 глаза, 2 уха. Спросите, чего у людей по

два: две руки, два уха, два глаза, два плеча, два локтя, две ступни, две пятки.

Ребенок может не только назвать, но и показать их.

Ведем диалог с ребенком и даем задания согласно его возрасту. Методом

наводящих вопросов развиваем логическое мышление, учим делать выводы,

размышлять, обсуждать. Если ребенок не может дать ответ на вопрос,

подсказывайте сами. Это в школе нужно отвечать на вопросы, а на прогулках

играть. И пусть игровая наука будет в радость, а не в тягость!

Играя в песочнице, предложите малышу сделать из мокрого песка куличики

с помощью формочек разного размера. Сравните их по величине. Найдите

одинаковые. Спросите, сколько каких куличиков? Каких куличиков больше,

меньше?

Можно вместе собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем

попробовать отгадать, в каком букете больше листьев, и обосновать свой

ответ. Не подсказывайте, как это сделать. Пусть ребенок самостоятельно

найдет способ решения: разложит листья один под другим или наложат

листья одного из букетов на листья из другого.

Предложите нарисовать на земле или асфальте треугольник, а затем

подумать и сказать, что может быть такой формы (косынка, балалайка,

дорожный знак).

Гуляя в парке, обратите внимание ребенка на тонкие и толстые стволы

деревьев. Предложите, обхватив их руками, определить, какие из них толще.

Можно вместе поискать толстые и тонкие сучья, высокие и низкие предметы.

Зимой дети любят лепить снеговиков, уделите немного времени, порадуйте

ребенка, а потом спросите, какие по величине шары они скатали? Какой шар

внизу? Какой наверху? Который по счету самый большой шар? А шар

поменьше который по счету?

Нарисуйте на снегу палочками широкие и узкие дорожки. Предложите

ребенку перепрыгнуть через них. Спросите, через какие дорожки легче

перепрыгнуть. Почему?

Наблюдая, как дети катаются с горки, уточните, сколько детей спустилось,

кто был первым, третьим, пятым и т. д. Кто забрался выше всех, кто — ниже?

Кто первым поднялся на горку, кто — вторым?

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством

времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим

понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая

интерес к математике.



В раздел образования