Автор: Севергина Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад " Светлячок".
Населённый пункт: Камчатский край, с.Мильково
Наименование материала: Консультация для родителей: "Математика на улице".
Тема: Консультация для родителей: "Математика на улице".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Математика на прогулке».
Математическое развитие дошкольников - это сложный процесс, это не
только умение считать и решать арифметические задачи, но и развитие
способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости,
оперировать предметами, знаками, символами.
Наша задача — развивать эти способности, дать возможность малышу
познавать мир на каждом этапе его взросления.
Богатейший источник для расширения математического кругозора детей
являются прогулки.
Счет:
Каждый раз, выходя из дома, считаем ступеньки, машины во дворе, детей на
площадке или формочки, взятые на прогулку.
Стоить заметить, что счет бывает не только количественный, но и
порядковый. Предметы можно не просто считать, а и определять их порядок.
Отличие состоит в том, какой вопрос задаем — «Сколько всего?» или «Какой
по порядку?»
Самые простые примеры: вдоль дороги стоят машины разных цветов. Задаем
вопрос малышу: какая по порядку (по счету) красная машина? Или наоборот:
назови какого цвета четвертая в ряду машина.
Простые задачи:
Именно на практике, гуляя и наблюдая, ребенку будет понятен смысл задачек
на сложение и вычитание. Наверняка, вы уже много раз пользовались таким
приемом и решали «жизненные» задачи. На ветке сидят три птички, одна
улетела. Сколько осталось? Или: из песка мама сделала три куличика, а дочка
два. Сколько всего получилось?
Аналогичным способом, можно вводить умножение и деление. Три девочки
сделали по два куличика. Сколько всего получилось? Или двое ребят нашли
10 шишек и разделили их поровну. Сколько получил каждый?
Геометрические фигуры:
Рисуем, наблюдаем вокруг, какие предметы похожи на круг, а какие имеют
форму квадрата. На какую фигуру похож дом, колесо машины, крыша
домика?
Складываем фигуры из палочек. Из трех — треугольник, из четырех —
четырехугольник, из пяти — пятиугольник и так далее. Считаем палочки и
называем фигуру по количеству палочек.
Математика не ограничивается только счетом, цифрами и фигурами. Есть и
другие понятия, которые можно легко изучить вместе с малышом на
прогулке:
Короткий — длинный:
Даже сидя на лавочке, можно изучать новые понятия и делать открытия.
Возьмите две палочки и сравните их. Они могут быть разной длины или
одинаковые, поломайте их на части. Какие получились, короткие, длинные
или равные по длине?
Соберите много палочек и проводите эксперименты с ними: сортируйте на
короткие и длинные, сложите из коротких одну длинную, выложите фигуры.
Большой — маленький, больше — меньше:
Когда используют критерий большой — маленький, то сравнивают по
определенным признакам. Сравнивать величину будем не только визуально,
а по вмещаемому количеству. Например: Автобус больше машины, потому
что в нем помещается больше людей. Ведро больше чашки, потому что в
ведре помещается пять (шесть, семь) чашек песка.
Желательно сначала практически проверить и вместе сделать вывод.
Широкий — узкий:
Такие важные понятия можно практически увидеть, а в следствии и понять.
Где? Дорога — широкая, а тротуар — узкий. Выберите во дворе участок
дороги (не проезжую часть) и измеряйте шагами. Сколько шагов насчитали
на тротуаре, а на дороге? Где больше?
Ряд, последовательность:
Не обязательно малышам давать определения к понятиям. Достаточно
показать, как выглядит ряд предметов, и попросить повторить по образцу:
собрали палочки и камешки — выложите по очереди или чередуя две
палочки и один камешек. А ребенок повторит.
Быстро — медленно:
Понятие времени. Кто как передвигается? Кто быстрее дойдет, взрослый или
ребенок, что быстрее едет, велосипед или машина?
Пара:
Понятие для старших дошкольников. Когда счет уже освоен, ребенок считает
до 10, 20 и больше расширяйте кругозор на основе имеющихся понятий.
Пара — это два, один плюс один, вместе два. Мама и ребенок — это пара.
Осмотритесь вокруг — кто идет парами? Назовите несколько примеров. Если
ребенок посещает садик, то сразу вспомнит, что на прогулки дети ходят
парами. Парными могут быть и предметы, обратите внимания на части тела
— пусть постарается назвать их.
У птиц — пара крыльев и пара ног, у велосипеда — пара колес, у машины —
две пары колес!
Предложите ребенку посмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2
крыла, 2 лапки; у собаки (кошки) 2 глаза, 2 уха. Спросите, чего у людей по
два: две руки, два уха, два глаза, два плеча, два локтя, две ступни, две пятки.
Ребенок может не только назвать, но и показать их.
Ведем диалог с ребенком и даем задания согласно его возрасту. Методом
наводящих вопросов развиваем логическое мышление, учим делать выводы,
размышлять, обсуждать. Если ребенок не может дать ответ на вопрос,
подсказывайте сами. Это в школе нужно отвечать на вопросы, а на прогулках
играть. И пусть игровая наука будет в радость, а не в тягость!
Играя в песочнице, предложите малышу сделать из мокрого песка куличики
с помощью формочек разного размера. Сравните их по величине. Найдите
одинаковые. Спросите, сколько каких куличиков? Каких куличиков больше,
меньше?
Можно вместе собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем
попробовать отгадать, в каком букете больше листьев, и обосновать свой
ответ. Не подсказывайте, как это сделать. Пусть ребенок самостоятельно
найдет способ решения: разложит листья один под другим или наложат
листья одного из букетов на листья из другого.
Предложите нарисовать на земле или асфальте треугольник, а затем
подумать и сказать, что может быть такой формы (косынка, балалайка,
дорожный знак).
Гуляя в парке, обратите внимание ребенка на тонкие и толстые стволы
деревьев. Предложите, обхватив их руками, определить, какие из них толще.
Можно вместе поискать толстые и тонкие сучья, высокие и низкие предметы.
Зимой дети любят лепить снеговиков, уделите немного времени, порадуйте
ребенка, а потом спросите, какие по величине шары они скатали? Какой шар
внизу? Какой наверху? Который по счету самый большой шар? А шар
поменьше который по счету?
Нарисуйте на снегу палочками широкие и узкие дорожки. Предложите
ребенку перепрыгнуть через них. Спросите, через какие дорожки легче
перепрыгнуть. Почему?
Наблюдая, как дети катаются с горки, уточните, сколько детей спустилось,
кто был первым, третьим, пятым и т. д. Кто забрался выше всех, кто — ниже?
Кто первым поднялся на горку, кто — вторым?
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством
времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим
понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая
интерес к математике.