Автор: Осипова Наталья Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 108
Населённый пункт: г.Миасс Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Процесс постановки и автоматизации свистящих звуков»
Раздел: дошкольное образование
«Процесс постановки и автоматизации свистящих звуков»
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы,
при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено
не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Трудности в работе учителя – логопеда при коррекции свистящих звуков у детей с
дизартрией
1.
В связи с тем, что дизартрия это органическое поражение центральной нервной
системы при коррекции свистящих звуков требуется обязательное медикаментозное
лечение для обеспечения питания ЦНС, которое назначает невролог. Но в большинстве
случаев родители не понимают необходимости обращения к неврологу. В результате
чего значительно удлиняются сроки коррекции, которая в свою очередь, требует
больших усилий от логопеда и ребенка.
А еще медикаментозным лечением снимается отрицательное отношение ребенка к
логопедическим воздействиям.
2. Длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной
последовательности в работе над звуками. Это связано с наличием ММД (минимальная
мозговая дисфункция) у детей с дизартрией, которая выражается в нарушении
деятельности мозга (плохое кровообращение и вследствии плохое питание мозга):
снижении работоспособности, памяти, устойчивости внимания и т.п. А процесс
автоматизации – выработка условно-рефлекторных связей.
3.«Кабинетный эффект». Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при
контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки.
Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся
прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному)
произношению.
4. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией
У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности в
артикуляционном аппарате.
Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично,
мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к.
нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной
мускулатуры; губы вялые, углы их опущены;
Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем.
Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у
такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам.
Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного
кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка
и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках.
Апраксия при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо
произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на
всех моторных уровнях
Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при
артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках.
Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи..
Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-
мышечного аппарата органов артикуляции. Фонетические нарушения у них обусловлены
паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В
результате у большинства детей преобладает
- межзубное, боковое произношение свистящих;
-дефект смягчения свистящих, в связи со спастическим напряжением средней спинки
языка;
- дефект озвончения (при спастичности голосовых связок), а при их паретичности —
дефект оглушения
Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические
нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.
Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при
дизартрии являются:
- значительно более длительные сроки работы над каждый звуком;
- необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к
разным артикуляционным группам;
- опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно
произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);
- соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
Пути решения проблем в процессе постановки и автоматизации свистящих звуков:
Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с
такими детьми, необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного
и психотерапевтического лечения.
Тесная работа с родителями ребенка и с неврологом.
Большое внимание следует уделять выработке кинестетических ощущений от движения и
тонуса артикуляционной мускулатуры. Эти ощущения усиливаются при выполнении
упражнений с закрытыми глазами.
Формирование активной позиции ребенка, его мотивация к улучшению речи.