Напоминание

Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий при изучении словарных слов.


Автор: Кутырева Валентина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №69"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий при изучении словарных слов.
Раздел: начальное образование





Назад




Выполнила

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №69»

Кутырева Валентина Андреевна

Развитие учебно-

познавательных действий через

систему развивающих заданий

при изучении словарных слов.

Актуальность:

«Дитя, которое не привыкло

вникать в смысл слова, темно

понимает или вовсе не понимает

его настоящего значения и не

получило навыка распоряжаться им

свободно в устной и письменной

речи, всегда будет страдать от

этого коренного недостатка при

изучении всякого другого

предмета».

К.Д. Ушинский

Практическая значимость:

Возможность использования

накопленного материала на

уроках русского языка

учителями начальных

классов при изучении

словарных слов.

Логические УУД

(анализ, синтез, сравнение,

классификация, установление причинно-следственных

связей, построение логической цепи рассуждения,

выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство)

Общеучебные УУД

(информационный поиск,

знаково-символические действия (замещение,

кодирование/ декодирование, моделирование),

построение речевого высказывания, выбор наиболее

эффективных способов решения задач и т.д.)

Постановка и решение проблем

(выявление

противоречия, формулировка проблемы, формулировка

выводов).

Познавательные УУД:

4

Общеучебные УД - искать, получать и

использовать информацию

Запиши названия предметов, выдели

орфограмму и проверь её

5

«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

Например,

1

.Название города, которое произошло от

названия реки моцка – т. е. «небольшой

водоём».

2. Изгиб у этого предмета обычно украшали

изображением лошадиной головы, это

«маленькие кони».

Общеучебные УД -

преобразование

информации

6

Игры со словарями. «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.

Например, зверек отряда грызунов, с длинными

ушами и сильными задними ногами.

Корова.

Стоит копна: спереди вилы, сзади метла.

Этимология слова.

Корова – крупное рогатое домашнее животное,

дающее молоко. Своё название корова

получила по наличию рогов: от латинского кор -

«рог», корна – «рогатая», «имеющая рога».

Корова – кор, корна - «рог», «рогатое

животное».

Однокоренные слова.

Корова – коровка, коровушка,

коровёнка, коровник, коровий.

Пословицы, поговорки.

Бойся коровы спереди,

а лошади сзади.

Была бы коровушка,

будет и молочко.

7

Общеучебные УУД : оценивание

информации

При работе с текстами у учащихся

формируются следующие умения:

оценивать содержание, языковые средства

обнаруживать пробелы в информации и находить

пути ее восполнения

высказывать оценочные суждения и свою точку

зрения о прочитанном тексте

участвовать в учебном диалоге при обсуждении

прочитанного текста

Метод Гафитулина, или метод ярких

ассоциаций, или мнемоника ( греч.

слово запоминания).

СУТЬ МЕТОДА: трудная орфограмма

словарного слова связывается с

ярким ассоциативным образом,

который вспоминается при написании

данного словарного слова, помогая

правильно написать орфограмму.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ

ОБРАЗУ

а) Ассоциативный образ обязательно

должен быть связан со словарным словом

каким-то общим признаком.

Модель:

Ассоциативная связь может быть по:

цвету; месту расположения; форме;

звучанию; действию; вкусу; материалу;

назначению; количеству; и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в

своем написании не вызывающую

сомнений букву, которая является

сомнительной в словарном слове.

с О бака - к О шка, дО г

ин Е й – б Е лый, сн Е г

п Е тух - П Е тя, п Е ть

л А донь – л А па, п А льцы

Примеры:

К мнемотехнике можно также отнести стихи,

рассказы, рисунки, которые, вызывая определенные

ассоциации, помогают детям запомнить трудное

слово.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя»-

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот.

Петь не любит, любит мед.

Лиса-лисица, посмотри,

Очень любит букву... (и).

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой О.

Можно также использовать

шуточные вопросы и загадки.

-В каких словах ель «растет»?

...

-Любимые слова вороны.

...

-Любимые слова рака.

...

-В каких словах спрятались ноты?

...

14

Учитель, картофель...

Карман, картина, картофель,

карандаш, карикатура

Трактор, ракета, завтрак

Помидор, ребята, дорога, фасоль

А ещё очень интересно проходит

работа с физминутками для глаз

Познавательные

УУД:

Л о г и ч е с к и е УУД - выполнение

логических действий с языковым

материалом:

анализ объектов с целью выделения

признаков;

синтез — составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения,

подведение под понятие;

построение логической цепочки, рассуждения;

доказательство.

медведь

воробей

собака

петух

корова

сорока

муравей

заяц

морковь

капуста

«Словарная работа –это не

эпизод в работе учителя, а

систематическая, хорошо

организованная,

педагогически целесообразно

построенная работа,

связанная со всеми разделами

курса русского языка», -писал

известный ученый-методист

А.В. Текучев

16

Вывод:

Существует прямая зависимость уровня

усвоения знаний от уровня развития

познавательных умений, поэтому в

настоящее время всё более актуальным

становится использование приёмов и

методов, которые формируют умения

самостоятельно добывать новые знания,

собирать необходимую информацию,

выдвигать гипотезы, делать выводы и

умозаключения. Известно, что эффективен

не тот, кто просто знает, а тот, у кого

сформированы механизмы приобретения,

организации и применения знаний.

Научиться учить себя – вот та задача, в

решении которой школе сегодня замены нет.

!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Творческих успехов

Вам

!

дорогие коллеги



В раздел образования