Автор: Кутырева Валентина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №69"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий при изучении словарных слов.
Раздел: начальное образование
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №69»
Кутырева Валентина Андреевна
Развитие учебно-
познавательных действий через
систему развивающих заданий
при изучении словарных слов.
Актуальность:
«Дитя, которое не привыкло
вникать в смысл слова, темно
понимает или вовсе не понимает
его настоящего значения и не
получило навыка распоряжаться им
свободно в устной и письменной
речи, всегда будет страдать от
этого коренного недостатка при
изучении всякого другого
предмета».
К.Д. Ушинский
Практическая значимость:
Возможность использования
накопленного материала на
уроках русского языка
учителями начальных
классов при изучении
словарных слов.
Логические УУД
(анализ, синтез, сравнение,
классификация, установление причинно-следственных
связей, построение логической цепи рассуждения,
выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство)
Общеучебные УУД
(информационный поиск,
знаково-символические действия (замещение,
кодирование/ декодирование, моделирование),
построение речевого высказывания, выбор наиболее
эффективных способов решения задач и т.д.)
Постановка и решение проблем
(выявление
противоречия, формулировка проблемы, формулировка
выводов).
Познавательные УУД:
4
Общеучебные УД - искать, получать и
использовать информацию
Запиши названия предметов, выдели
орфограмму и проверь её
5
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Например,
1
.Название города, которое произошло от
названия реки моцка – т. е. «небольшой
водоём».
2. Изгиб у этого предмета обычно украшали
изображением лошадиной головы, это
«маленькие кони».
Общеучебные УД -
преобразование
информации
6
Игры со словарями. «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Например, зверек отряда грызунов, с длинными
ушами и сильными задними ногами.
Корова.
Стоит копна: спереди вилы, сзади метла.
Этимология слова.
Корова – крупное рогатое домашнее животное,
дающее молоко. Своё название корова
получила по наличию рогов: от латинского кор -
«рог», корна – «рогатая», «имеющая рога».
Корова – кор, корна - «рог», «рогатое
животное».
Однокоренные слова.
Корова – коровка, коровушка,
коровёнка, коровник, коровий.
Пословицы, поговорки.
Бойся коровы спереди,
а лошади сзади.
Была бы коровушка,
будет и молочко.
7
Общеучебные УУД : оценивание
информации
При работе с текстами у учащихся
формируются следующие умения:
оценивать содержание, языковые средства
обнаруживать пробелы в информации и находить
пути ее восполнения
высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о прочитанном тексте
участвовать в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного текста
Метод Гафитулина, или метод ярких
ассоциаций, или мнемоника ( греч.
слово запоминания).
СУТЬ МЕТОДА: трудная орфограмма
словарного слова связывается с
ярким ассоциативным образом,
который вспоминается при написании
данного словарного слова, помогая
правильно написать орфограмму.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ
ОБРАЗУ
а) Ассоциативный образ обязательно
должен быть связан со словарным словом
каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
цвету; месту расположения; форме;
звучанию; действию; вкусу; материалу;
назначению; количеству; и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в
своем написании не вызывающую
сомнений букву, которая является
сомнительной в словарном слове.
с О бака - к О шка, дО г
ин Е й – б Е лый, сн Е г
п Е тух - П Е тя, п Е ть
л А донь – л А па, п А льцы
Примеры:
К мнемотехнике можно также отнести стихи,
рассказы, рисунки, которые, вызывая определенные
ассоциации, помогают детям запомнить трудное
слово.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя»-
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот.
Петь не любит, любит мед.
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву... (и).
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой О.
Можно также использовать
шуточные вопросы и загадки.
-В каких словах ель «растет»?
...
-Любимые слова вороны.
...
-Любимые слова рака.
...
-В каких словах спрятались ноты?
...
14
Учитель, картофель...
Карман, картина, картофель,
карандаш, карикатура
Трактор, ракета, завтрак
Помидор, ребята, дорога, фасоль
А ещё очень интересно проходит
работа с физминутками для глаз
Познавательные
УУД:
Л о г и ч е с к и е УУД - выполнение
логических действий с языковым
материалом:
•
анализ объектов с целью выделения
признаков;
•
синтез — составление целого из частей;
•
выбор оснований и критериев для сравнения,
•
подведение под понятие;
•
построение логической цепочки, рассуждения;
•
доказательство.
медведь
воробей
собака
петух
корова
сорока
муравей
заяц
морковь
капуста
«Словарная работа –это не
эпизод в работе учителя, а
систематическая, хорошо
организованная,
педагогически целесообразно
построенная работа,
связанная со всеми разделами
курса русского языка», -писал
известный ученый-методист
А.В. Текучев
16
Вывод:
Существует прямая зависимость уровня
усвоения знаний от уровня развития
познавательных умений, поэтому в
настоящее время всё более актуальным
становится использование приёмов и
методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать новые знания,
собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. Известно, что эффективен
не тот, кто просто знает, а тот, у кого
сформированы механизмы приобретения,
организации и применения знаний.
Научиться учить себя – вот та задача, в
решении которой школе сегодня замены нет.
!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Творческих успехов
Вам
!
дорогие коллеги