Автор: Короткова Алла Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Филиал №1 "Лесная полянка" МБДОУ №124
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Использование сенсорной коробки в работе логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Использование сенсорной коробки в работе логопеда.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.
Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.
Цель сенсорных коробок- развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Применение сенсорных материалов в речевом развитии дошкольников может быть использовано
для:
Формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие
активного и пассивного словаря;
Формирования
артикуляционных
навыков
(самомассаж,
стимуляция
вкусовых
рецепторов);
Развития физиологического и речевого дыхания;
Работы над звуко-слоговой структурой слов (схемы слов);
Формирования навыков грамматического оформления высказывания;
Формирования и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.
Развитие пространственной ориентировки.
Данная сенсорная коробка имеет осеннюю тематику. Наполняемость коробки: цветная
вермишель, шишки, каштаны, желуди, грецкие орехи, макадамия, деревянные спилы
разного размера.
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для
сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
В данной сенсорной коробке с младшими дошкольниками были использованы
следующие
игры:
«Кулак-ладонь : ребенку необходимо дотронутся кулаком до маленьких спилов,
ладонью до больших.
«Ребро-ладонь» :на столе выложены в ряд шишки, спилы. Ребенок дотрагивается
ребром до шишки, ладонью до спила.
«Продолжи ряд»: логопед выкладывает на столе ряд 1:1 , ребенок продолжает его.
«Играем-разделяем»: дети находят и сортируют одинаковые предметы.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и
познавательных игр.
В данной сенсорной коробке со старшими дошкольниками были использованы
следующие игры:
«Прятки»: ребенок по инструкции логопеда кладет шишки, желуди каштаны на
спилы, под спилы, слева и справа от них.
«Раздели слова на слоги»: ударять по спилам, проговаривая слово и деля его на
слоги.
«Автоматизация слогов»: ребенок нажимает на шишки, каштаны, спилы и
проговаривает слоги с автоматизируемым звуком.
«Отхлопывай ритм»: логопед задает соответствующий ритм, ребенок повторяет
ритм ударяя по шишкам или спилам.
«Поймай звук»: перед ребенком расположены три спила, логопед озвучивает
слово с автоматизируемым звуком, ребенок определяет место звука в слове
(начало, середина, конец) и нажимает на соответствующий спил.
Использование сенсорных коробок облегчает процесс усвоения и последующей
актуализации
изучаемых
на
логопедических
занятиях
лексико-грамматических
понятий,
способствует развитию связной речи. С помощью сенсорной коробки можно работать с
автоматизацией и дифференциацией звуков, слоговой структуры слова, высотой, силой голоса,
речевым дыханием, также отрабатывать в ней лексические темы, активизировать работу органы
чувств.
Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-
экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием
формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию
самому, без помощи взрослого.
Работа с сенсорными коробками, позволяет разнообразить логопедические занятия,
решить многие коррекционные задачи, повысить мотивацию ребенка, воздействовать на
несколько анализаторов одновременно.