Автор: Лещенко Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №146"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Как справится с кризисом 5 лет у ребенка
Раздел: дошкольное образование
Лещенко Марина Сергеевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №146»
Города Барнаула Алтайского края
«Как справится с кризисом 5 лет у ребенка»
Аннотация:
В данной статье рассмотрены признаки кризиса детей пяти лет, как они
проявляются. А также как правильно должен вести себя родитель в этот
период. Как помочь своему ребенку пережить кризис с минимальными
потерями для его психики и общего развития.
Ключевые слова: кризис пяти лет, признаки кризиса, как бороться с
кризисом.
В жизни каждого родителя бывают моменты, когда приходится
сталкиваться с возрастными кризисами детей. И далеко не всегда мамы и
папы подготовлены к этому периоду должным образом. Обычно кризис
застаёт врасплох, и взрослые не понимают, почему спокойный малыш
внезапно превращается в бунтаря.
Всему «виной» особенности созревания детской нервной системы. В
процессе взросления нервная система ребёнка развивается скачкообразно. И
обычно эти «скачки» как раз приходятся на определённые возрастные
периоды. Это всем известные кризисы одного года, трёх, пяти, семи лет и
переходный возраст. Каждый из этих этапов связан с определённой задачей и
навыками, в том числе психологическими, которые осваивает ребёнок.
Специалисты Института воспитания выяснили, что ожидать от кризиса пяти
лет, и как вести себя родителям в этот непростой период.
С чего все начинается?
К пяти годам в головном мозге малыша происходит созревание
лимбической системы, отвечающей за развитие эмоциональной сферы и
воображения. У ребёнка расширяется сфера социального общения, начинают
проявляться индивидуальные черты характера. Он ощущает себя отдельной
личностью, его мнение может не совпадать с мнением родителей или других
взрослых, отношения с другими детьми тоже претерпевают изменения, дети
осознают свою половую принадлежность, появляется потребность в
самовыражении.
Формируется внутренний конфликт — желания и возможности ребёнка не
совпадают, а добиться автономности невозможно,
поскольку родители контролируют его жизнь.
Ребёнку нелегко справляться со всеми этими переживаниями, он не может
полностью осознать, что и почему с ним происходит, откуда возникают те
или иные эмоции. Поэтому скопившееся нервное напряжение чаще всего
выплескивается через истерики и упрямство.
Основной задачей этого периода является продолжение процесса
сепарации, который начинается у ребёнка в возрасте одного-двух лет, и
начальное формирование правил взаимодействия с внешним миром, который
уже не ограничивается рамками семьи.
Признаки кризиса пяти лет
Существуют пять признаков, по которым можно распознать,
что кризис пяти лет пришел в ваш дом:
Негативизм и протестное поведение. Малыш начинает спорить, грубить,
огрызаться, конфликтовать даже с теми людьми, которых раньше очень
любил.
Чрезмерные истерики. Любая, даже самая мелкая неудача вызывает бурю
эмоций.
Потребность в одиночестве. Ребёнок меньше идёт на контакт, реже
делится своими переживаниями, стремится больше времени проводить
наедине с собой. Так проявляется потребность в автономности и личных
границах.
Появление различных фобий и навязчивых страхов. Ребёнок может начать
бояться темноты, смерти или болезней, плакать по ночам, отказываться спать
один.
Появляется неуверенность в себе. Малыш сравнивает себя с другими
людьми, возникает потребность в оценке его действий, внешности.
Что делать родителям?
Мамам и папам важно осознать, что ребёнок так себя ведет не потому, что
он хочет вам насолить, а потому, что его нервная система испытывает
перегрузки. Задача родителя – с пониманием относиться к происходящему,
выстраивать адекватное взаимодействие и формировать границы поведения,
спокойно реагировать на истерики, проговаривать чувства, так как это
помогает лучше понимать свое состояние.
Что еще важно?
Быть на стороне ребёнка. Очень часто малыш сталкивается с осуждением
окружающих в момент истерики или конфликта, особенно в публичном
месте. И родитель, под влиянием этого начинает на него давить, наказывать,
кричать, тем самым ещё сильнее усугубляя нервное напряжение. Ваш
ребёнок должен знать, что он с вами в безопасности, вы выдержите все его
проявления.
Сформировать чёткую систему правил, границ и причинно-следственных
связей. Не стоит менять своих решений и подстраиваясь под капризы. Если
ребёнку нельзя третье пирожное, значит его нельзя и после истерики. Для
детей очень важны устойчивые правила и границы,
установленные родителями, так они чувствуют себя в безопасности.
Не срываться на ребёнка и не проявлять агрессию. Необходимо найти для
себя способ восполнять свой родительский ресурс, чтобы сохранять
спокойствие и адекватность.
Не наказывать безразличием. Игнорирование и молчание — одно из
самых разрушающих наказаний по своему воздействию на психику ребёнка.
В последствии оно может приводить к тревожным расстройствам, низкой
самооценке и склонности к созависимому поведению.
Поддерживать ребёнка. Он должен всегда быть уверен, что родитель
придет на помощь. Это основа здорового психологического развития.
Избегать излишней критики и гиперопеки. Позволяйте ребёнку проявлять
больше самостоятельности, покажите, что доверяете ему. Выражайте свое
недовольство корректно, объясните почему вас расстроил тот или иной
поступок, не стыдите его. Помните, плохими могут быть только действия, а
не личность ребёнка.
Не «отмахиваться» от ребёнка. Найдите время, чтобы выслушать его
переживания, даже если они кажутся несущественными. Так он будет
понимать, что его чувства важны.
Находить время для каждого. Если в семье больше одного ребёнка,
находите индивидуальное время на каждого. Хотя бы один час в неделю. У
каждого есть потребность в единоличном «обладании» родителем. Такой
подход поможет укрепить близость и доверие между вами, снизить
конкуренцию между детьми.
У кризиса пяти лет есть не только минусы, но и плюсы. После «скачка» в
развитии ребёнок становится более уравновешенным, охотнее идёт на
контакт с родителями. При правильном поведении взрослых во
время кризиса у ребёнка формируются навыки самоконтроля, планирования,
он способен самостоятельно расставлять приоритеты. Появляются волевые
качества, способность выражать собственное мнение, практически
независимое от других людей.
Самое главное, помните, что любой кризис — явление временное. Он
обязательно закончится, а ваши отношения с ребёнком останутся. Поэтому,
наберитесь терпения и продолжайте любить своего малыша, оставаясь с ним
рядом, даже когда очень сложно.