Напоминание

Как справится с кризисом 5 лет у ребенка


Автор: Лещенко Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №146"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Как справится с кризисом 5 лет у ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лещенко Марина Сергеевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №146»

Города Барнаула Алтайского края

«Как справится с кризисом 5 лет у ребенка»

Аннотация:

В данной статье рассмотрены признаки кризиса детей пяти лет, как они

проявляются. А также как правильно должен вести себя родитель в этот

период. Как помочь своему ребенку пережить кризис с минимальными

потерями для его психики и общего развития.

Ключевые слова: кризис пяти лет, признаки кризиса, как бороться с

кризисом.  

В жизни каждого родителя бывают моменты, когда приходится

сталкиваться с возрастными кризисами детей. И далеко не всегда мамы и

папы подготовлены к этому периоду должным образом. Обычно кризис

застаёт врасплох, и взрослые не понимают, почему спокойный малыш

внезапно превращается в бунтаря.

Всему «виной» особенности созревания детской нервной системы. В

процессе взросления нервная система ребёнка развивается скачкообразно. И

обычно эти «скачки» как раз приходятся на определённые возрастные

периоды. Это всем известные кризисы одного года, трёх, пяти, семи лет и

переходный возраст. Каждый из этих этапов связан с определённой задачей и

навыками, в том числе психологическими, которые осваивает ребёнок.

Специалисты Института воспитания выяснили, что ожидать от кризиса пяти

лет, и как вести себя родителям в этот непростой период.

С чего все начинается?

К пяти годам в головном мозге малыша происходит созревание

лимбической системы, отвечающей за развитие эмоциональной сферы и

воображения. У ребёнка расширяется сфера социального общения, начинают

проявляться индивидуальные черты характера. Он ощущает себя отдельной

личностью, его мнение может не совпадать с мнением родителей или других

взрослых, отношения с другими детьми тоже претерпевают изменения, дети

осознают свою половую принадлежность, появляется потребность в

самовыражении.

Формируется внутренний конфликт — желания и возможности ребёнка не

совпадают, а добиться автономности невозможно,

поскольку родители контролируют его жизнь.

Ребёнку нелегко справляться со всеми этими переживаниями, он не может

полностью осознать, что и почему с ним происходит, откуда возникают те

или иные эмоции. Поэтому скопившееся нервное напряжение чаще всего

выплескивается через истерики и упрямство.

Основной задачей этого периода является продолжение процесса

сепарации, который начинается у ребёнка в возрасте одного-двух лет, и

начальное формирование правил взаимодействия с внешним миром, который

уже не ограничивается рамками семьи.

Признаки кризиса пяти лет

Существуют пять признаков, по которым можно распознать,

что кризис пяти лет пришел в ваш дом:

Негативизм и протестное поведение. Малыш начинает спорить, грубить,

огрызаться, конфликтовать даже с теми людьми, которых раньше очень

любил.

Чрезмерные истерики. Любая, даже самая мелкая неудача вызывает бурю

эмоций.

Потребность в одиночестве. Ребёнок меньше идёт на контакт, реже

делится своими переживаниями, стремится больше времени проводить

наедине с собой. Так проявляется потребность в автономности и личных

границах.

Появление различных фобий и навязчивых страхов. Ребёнок может начать

бояться темноты, смерти или болезней, плакать по ночам, отказываться спать

один.

Появляется неуверенность в себе. Малыш сравнивает себя с другими

людьми, возникает потребность в оценке его действий, внешности.

Что делать родителям?

Мамам и папам важно осознать, что ребёнок так себя ведет не потому, что

он хочет вам насолить, а потому, что его нервная система испытывает

перегрузки. Задача родителя – с пониманием относиться к происходящему,

выстраивать адекватное взаимодействие и формировать границы поведения,

спокойно реагировать на истерики, проговаривать чувства, так как это

помогает лучше понимать свое состояние.

Что еще важно?

Быть на стороне ребёнка. Очень часто малыш сталкивается с осуждением

окружающих в момент истерики или конфликта, особенно в публичном

месте. И родитель, под влиянием этого начинает на него давить, наказывать,

кричать, тем самым ещё сильнее усугубляя нервное напряжение. Ваш

ребёнок должен знать, что он с вами в безопасности, вы выдержите все его

проявления.

Сформировать чёткую систему правил, границ и причинно-следственных

связей. Не стоит менять своих решений и подстраиваясь под капризы. Если

ребёнку нельзя третье пирожное, значит его нельзя и после истерики. Для

детей очень важны устойчивые правила и границы,

установленные родителями, так они чувствуют себя в безопасности.

Не срываться на ребёнка и не проявлять агрессию. Необходимо найти для

себя способ восполнять свой родительский ресурс, чтобы сохранять

спокойствие и адекватность.

Не наказывать безразличием. Игнорирование и молчание — одно из

самых разрушающих наказаний по своему воздействию на психику ребёнка.

В последствии оно может приводить к тревожным расстройствам, низкой

самооценке и склонности к созависимому поведению.

Поддерживать ребёнка. Он должен всегда быть уверен, что родитель

придет на помощь. Это основа здорового психологического развития.

Избегать излишней критики и гиперопеки. Позволяйте ребёнку проявлять

больше самостоятельности, покажите, что доверяете ему. Выражайте свое

недовольство корректно, объясните почему вас расстроил тот или иной

поступок, не стыдите его. Помните, плохими могут быть только действия, а

не личность ребёнка.

Не «отмахиваться» от ребёнка. Найдите время, чтобы выслушать его

переживания, даже если они кажутся несущественными. Так он будет

понимать, что его чувства важны.

Находить время для каждого. Если в семье больше одного ребёнка,

находите индивидуальное время на каждого. Хотя бы один час в неделю. У

каждого есть потребность в единоличном «обладании» родителем. Такой

подход поможет укрепить близость и доверие между вами, снизить

конкуренцию между детьми.

У кризиса пяти лет есть не только минусы, но и плюсы. После «скачка» в

развитии ребёнок становится более уравновешенным, охотнее идёт на

контакт с родителями. При правильном поведении взрослых во

время кризиса у ребёнка формируются навыки самоконтроля, планирования,

он способен самостоятельно расставлять приоритеты. Появляются волевые

качества, способность выражать собственное мнение, практически

независимое от других людей.

Самое главное, помните, что любой кризис — явление временное. Он

обязательно закончится, а ваши отношения с ребёнком останутся. Поэтому,

наберитесь терпения и продолжайте любить своего малыша, оставаясь с ним

рядом, даже когда очень сложно.



В раздел образования