Автор: Рыжова Надежда Ивановна
Должность: МБДОУ "Детский сад № 48 "Дельфиненок"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 48 "Дельфиненок"
Населённый пункт: УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ДИМИТРОВГРАД
Наименование материала: Взаимодействие участников педагогического процесса
Тема: «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48 «Дельфинёнок»
города Димитровграда Ульяновской области»
Автор:
Рыжова Надежда Ивановна ,воспитатель
Номинация: «Взаимодействие участников педагогического процесса»
Тема практики: «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе»
Актуальность.
Адаптация к дошкольному образовательному учреждению является важным этапом в жизни
ребенка и его семьи. В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный
стресс. И чем сильнее ребенок переживает напряжение, тем дольше длится период
адаптации. Как снять психоэмоциональное напряжение? Этот вопрос всегда задается
родителями малышей. В своей практике мы используем игры на развитие мелкой моторики.
Учеными было доказано, что участие в деятельности, которая развивает и улучшает мелкую
моторику, оказывает положительное влияние на снижение уровня стресса. Это связано с тем,
что
такие
действия
требуют
сосредоточенного
внимания,
которое
может
помочь
перенаправить ум от стрессоров в состояние расслабления и осознанности. Повторяющийся
и успокаивающий характер многих видов деятельности мелкой моторики способствует
ощущению спокойствия и вызывает хорошее самочувствие.
Создавая проект «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе», мы учитывали, что
снятие психоэмоционального напряжения через развитие мелкой моторики необходимо
осуществлять в игровой форме. Наша цель: создать интересные и разнообразные игровые
ситуации для детей и родителей, которые будут способствовать их эмоциональному и
физическому развитию. Совместная игровая деятельность направлена на координацию
движений, развитие мелкой моторики, дает возможность всем участникам получить
удовольствие от общения и сформировать навыки самостоятельности.
Перед нами стояли задачи:
1.Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.
2.Создать проект по снятию психоэмоционального напряжения и развитию мелкой моторики
в совместной деятельности всех участников образовательных отношений: воспитателей,
родителей и детей.
Содержание практики:
Существует множество рекомендации по снятию психоэмоционального напряжения.
Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность.
У детей от 1 года до 3 лет ведущий вид деятельности-предметно-манипулятивная игра. В это
время для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами. Дети пока
не осознают, что играют: они просто действует с предметами, а формирование игровых
замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. Для детей
взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания. Поэтому основная задача
игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей и родителей к
педагогам ДОУ. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения,
методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.
Реализация нашего проекта «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе» дала
возможность создать условия для снижения психоэмоционального напряжения через
развития мелкой моторики в условия адаптации к ДОУ.
Задачи проекта:
1.Создание предметно-развивающей среды.
2.Формирование благоприятного эмоционального фона в детском коллективе через
совместные игры детей и взрослых.
3.Снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней
двигательной активности, тревоги, агрессии;
4.Развитие навыков взаимодействия ребенок-родитель, родитель-педагог, ребенок-педагог.
Повышение родительской компетенции в период адаптации детей к детскому саду.
5.Повышение двигательных навыков и умений пальчиковой моторки у детей раннего
возраста.
Работа над проектом проводилась поэтапно:
1этап -Изучение специализированной литературы.
2 этап -Мониторинг исходных показателей (наблюдения) у детей проводился педагогом-
психологом и воспитателями группы.
При проведении первичного, в августе, наблюдения у детей раннего возраста было отмечено,
что у детей напряженное эмоциональное состояние и средний или низкий уровень развития
двигательных навыков пальчиков.
3 этап-Разработка перспективного планирования. План состоит из девяти помесячных блоков
(с сентября по май), где каждый блок имеет свою тему.
4этап- Осуществление проекта
Игры на мелкую моторику для снятия психоэмоционального напряжения мы разделили на
блоки:
Игры с водой
Игры с гидрогелевыми шариками
Игры с однотипными антистерссами
Игры с воздушным пластилином
Игры с крупой
Игры с кинетическим песком
Игры с массажным мячиком
Игры с липкими игрушками
Игровые занятия с детьми и родителями проводились по подгруппам 1 раз в неделю,
длились от 8 до 10 мин.
Принципы организации игровых занятий:
- игровые занятия проводятся систематически в предложенной последовательности;
- эмоционально готовим малышей, создаем игровое настроение с помощью ролевых или
подвижных игр.;
- дети любят играть в одни и те же игры, поэтому, повторяем некоторые на каждом из этих
занятий;
- занятия приносят детям больше пользы, если родители повторяют дома со своим ребенком
упражнения и другие игровые задания, которые они узнали на занятиях.
Вся работа разделена на два этапа: адаптационный и послеадаптационный периоды.
Адаптационный период занял два блока, где занятия проводились только с детьми, т.к. их
реакция на появление родителей могла быть непредсказуемой.
Работа с родителями в рамках проекта: консультации, буклеты и памятки по теме занятий
каждого блока.
Перспективный план реализации проекта состоит из девяти помесячных блоков (с сентября
по май), где каждый блок имеет свою тему. (Таблица 1).
Таблица 1
Месяц
Неделя
Название
занятия
Цель занятия
Игры
Игры с водой (адаптационный период)
Сентябрь
1 неделя
Ладошки
здороваются с
водой
- снятие эмоционального
напряжения;
- создание доброжелательной
атмосферы на занятии;
Игра «Пальчики
здороваются с
водичкой»
Игра «Ладошки
здороваются с
водичкой»
2 неделя
Игры с
резиновыми
уточками
- снижение психологической
напряженности;
- сплочение группы;
Игра «Волны»
Игра «Уточки кря-кря»
3 неделя
Плывут рыбки
- обучение произвольной
саморегуляции;
- формирование щепотного
захвата;
Игра «Рыбки, рыбки!»
Игра «Едут лодочки»
4 неделя
Закрепляющее
занятие
Дождик,
дождик мороси
- развитие интереса и
дружелюбного отношения к
сверстникам;
- развивать соотносящие
действия, координацию обеих
рук;
Игра «Удивительный
дождик!»
Игра «Пальчиковый
дождик»
Игры с гидрогелевыми шариками (адаптационный период)
Октябрь
1 неделя
Знакомство с
шариками
- создание доброжелательной
атмосферы на занятии;
Игра «Удивительные
шарики!»
Игра «Лови шарики»
2 неделя
В поисках
клада
- способствовать сплочению
детского коллектива;
- развитие тактильного
восприятия;
Игра «Что стпрятано?»
Игра «Морская
сенсорная коробка»
3 неделя
Ситичко
- эмоциональное и мышечное
расслабление;
- развивать координацию
правой и левой руки;
Игра «Перекладываем
шарики»
Игра «Гидрогель и
совочек»
4 неделя
Закрепляющее
занятие
Поиск зверей
- обогащение словаря словами,
отражающими природные
явления;
Игра «Найди
картинку»
Игра «Картинка
появись»
Игры с однотипными антистерссами (послеадаптационный период)
Ноябрь
1 неделя
Игры с
гофрированной
трубой
- развитие творческих
способностей и воображения;
- развитие восприятия цвета и
мелкой моторики;
Игра «Разноцветные
трубочки»
Игра «»
2 неделя
Игры с поп-
итом
- создание условий
для снижения
тревожности и
напряжения у детей;
Игра «Большие и
маленькие мячики»
Игра «Найди домик»
3 неделя
Игры с симпл-
дипл
- развитие социального
доверия;
- развитие мелкой моторике;
Игра «Стихи-потешки»
Игра «Кого (чего) не
стало»
4 неделя
Закрепляющее
занятие
Игры со
сквишом
- сплочение группы;
- снижение тонуса мышц;
Игра «Жму, катаю»
Игра «Катаю, щелкаю,
стучу»
Игры с воздушным пластилином (послеадаптационный период)
Декабрь
1 неделя
Знакомство с
воздушным
пластилином
- развитие творческих
способностей и воображения
- познакомить с пластилином и
его свойствами;
Игра «Здравствуй,
пластилин!»
Игра «Аппетитный
пончики»
2 неделя
Лепка формами
- воспитание желания помочь,
поддержать, посочувствовать,
порадоваться за другого
человека;
- учить отщипывать пальцами
маленькие кусочки от
основного куска и вдавливать
их;
Игра «Фрукты и
овощи»
Игра «Расплющиваем»
3 неделя
Снежиночка
- развитие умения создавать
хорошее настроение при
помощи речи, средствами
изотерапии и арттерапии;
- учить скатывать шарики и
"колбаски" между ладонями;
Игра «Катаем
колбаску»
Игра «Собираем
картинку»
4 неделя
Закрепляющее
занятие
Пластилиновые
картинки
- воспитание желания быть
внимательным и заботливым к
своим родным;
-развивать умение
ориентироваться на листе
бумаги
Игра «Лепим, катаем»
Игра «Плющим»
Игры с крупой (послеадаптационный период)
Январь
1 неделя
Ищем клад
- повышение позитивного
настроя;
- развивать тактильное
восприятие;
Игра «Золушка»
Игра «Секрет»
2 неделя
Собираем лес
- достижение
взаимопонимания и
сплочённости;
- развивать координированные
движения рук и тонкие
движения кончиков пальцев;
Игра «Ёлочки»
Игра «Сухой бассейн»
3 неделя
Закрепляющее
занятие
Веселые
стаканчики
- создание доброжелательной
атмосферы на занятии;
Игра «Пересыпаем»
Игра «Чтобы было
чисто»
Игры с кинетическим песком (послеадаптационный период)
Февраль
1 неделя
Знакомство с
кинетическим
песком
- снижение эмоционального
напряжения;
Игра «Ах, какой
песочек!»
Игра «Ручки радуются
песочку»
2 неделя
Лепка с
формочками
- уменьшение тревожности
-учить отщипывать пальцами
маленькие кусочки от
основного куска и вдавливать
их
Игра «Я пеку, пеку,
пеку…»
Игра «Лепим из
кинетического песка»
3 неделя
В поисках
насекомых
- развитие интереса и
дружелюбного отношения к
сверстникам;
-Повышение тактильной
чувствительности
Игра «Прятки»
Игра «Угадайка»
4 неделя
Закрепляющее
занятие
Мозаичный
песок
-преодоление негативных
переживаний;
Игра «Волшебные
отпечатки на печке»
Игра «Маленькие-
большие следы»
Игры с обычным песком (послеадаптационный период)
Март
1 неделя
Знакомство с
песочком
- научение видеть прекрасное в
природных явлениях;
- развивать тактильную
чувствительность рук детей;
Игра «Здравствуй,
песок!»
Игра «Песочный
дождик»
2 неделя
Рисуем
пальчиком
- развитие творческих
способностей и воображения;
- учить выполнять упражнение
как правой, так и левой рукой
(вовлекая все пальчики);
Игра «Песочные
узоры»
Игра «Рисуем
палочкой»
3 неделя
Дыхательная
гимнастика
- снижение психомышечного
напряжения;
Игра «Песочный
ветер»
Игра «Песочные
прятки»
4 неделя
Закрепляющее
занятие
Световой песок
- развитие умения выражать
свои чувства с помощью
изобразительных средств;
- закрепление сенсорных
навыков и пространственных
представлений;
Игра
«Необыкновенные
следы»
Игра «Кто к нам
приходил?»
Игры с массажным мячиком (послеадаптационный период)
Апрель
1 неделя
Знакомство с
массажными
мячиками
- снятие эмоционального и
мышечного напряжения;
- развивать общую
координацию движений;
Игра «Непростой
шарик»
Игра «Мячик»
2 неделя
Солнышко
- расширение знаний о
способах улучшения
настроения;
- снижение мышечного тонуса
рук;
Игра «Лучики»
Игра «Ласковое
солнышко»
3 неделя
Месим тесто
- снижение психологической
напряженности;
- активизировать активные и
пассивные движения пальцев
рук;
Игра «Веселый счет»
Игра «Месим тесто»
4 неделя
Закрепляющее
занятие
Гостинцы
- снижение мышечных
зажимов;
- развитие вращательных
движений кистей рук;
Игра «Орех»
Игра «Ёжик»
Игры с липкими игрушками (послеадаптационный период)
Май
1 неделя
Знакомство с
липкими
предметами
- создание доброжелательной
атмосферы на занятии;
- развитие у ребенка умения
загибать пальчики по
очередности на правой и левой
руке;
Игра «Разноцветный
скотч»
Игра «Штучки-
липучки»
2 неделя
Овощи и
фрукты на
липучках
- повышение психического
тонуса;
- формировать зрительно-
двигательную координацию;
Игра «Десятое
королевство»
Игра «Фруктовые
заплатки»
3 неделя
Собираем
цветочную
- способствовать сплочению
детского коллектива;
Игра «Разноцветные
цветы»
поляну
-развивать координацию
общих движений;
Игра «Собери
поляну»
4 неделя
Закрепляющее
занятие
Сказки на
липучках
- преодоление негативных
переживаний;
-развивать сенсорные
способности детей раннего
возраста;
Игра «Репка»
Игра «Теремок»
Заключение:
Игра на развитие мелкой моторики – это психологически комфортная деятельность детей,
которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие
творческой активности. Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и
свойства. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается
память и речь.
Совместные игры детей и взрослых создают атмосферу безопасности и снимают
эмоциональное напряжение у детей в период адаптации к детскому саду.
Литература:
1.И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторике у малышей»
2.О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторике с использованием нестандартного
оборудования»
3.И. В. Дубровина «Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими
школьниками»
4.И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий «Возрастная психология: Полный жизненный цикл
развития человека»
5.О. А. Медведев «Педагогические условия адаптации детей с повышенной эмоциональной
чувствительностью к учебно-воспитательной среды»