Напоминание

«Родители, малыш и детский сад: первый год вместе»


Автор: Рыжова Надежда Ивановна
Должность: МБДОУ "Детский сад № 48 "Дельфиненок"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 48 "Дельфиненок"
Населённый пункт: УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ДИМИТРОВГРАД
Наименование материала: Взаимодействие участников педагогического процесса
Тема: «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 «Дельфинёнок»

города Димитровграда Ульяновской области»

Автор:

Рыжова Надежда Ивановна ,воспитатель

Номинация: «Взаимодействие участников педагогического процесса»

Тема практики: «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе»

Актуальность.

Адаптация к дошкольному образовательному учреждению является важным этапом в жизни

ребенка и его семьи. В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный

стресс. И чем сильнее ребенок переживает напряжение, тем дольше длится период

адаптации. Как снять психоэмоциональное напряжение? Этот вопрос всегда задается

родителями малышей. В своей практике мы используем игры на развитие мелкой моторики.

Учеными было доказано, что участие в деятельности, которая развивает и улучшает мелкую

моторику, оказывает положительное влияние на снижение уровня стресса. Это связано с тем,

что

такие

действия

требуют

сосредоточенного

внимания,

которое

может

помочь

перенаправить ум от стрессоров в состояние расслабления и осознанности. Повторяющийся

и успокаивающий характер многих видов деятельности мелкой моторики способствует

ощущению спокойствия и вызывает хорошее самочувствие.

Создавая проект «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе», мы учитывали, что

снятие психоэмоционального напряжения через развитие мелкой моторики необходимо

осуществлять в игровой форме. Наша цель: создать интересные и разнообразные игровые

ситуации для детей и родителей, которые будут способствовать их эмоциональному и

физическому развитию. Совместная игровая деятельность направлена на координацию

движений, развитие мелкой моторики, дает возможность всем участникам получить

удовольствие от общения и сформировать навыки самостоятельности.

Перед нами стояли задачи:

1.Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к

условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.

2.Создать проект по снятию психоэмоционального напряжения и развитию мелкой моторики

в совместной деятельности всех участников образовательных отношений: воспитателей,

родителей и детей.

Содержание практики:

Существует множество рекомендации по снятию психоэмоционального напряжения.

Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность.

У детей от 1 года до 3 лет ведущий вид деятельности-предметно-манипулятивная игра. В это

время для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами. Дети пока

не осознают, что играют: они просто действует с предметами, а формирование игровых

замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. Для детей

взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания. Поэтому основная задача

игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей и родителей к

педагогам ДОУ. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения,

методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.

Реализация нашего проекта «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе» дала

возможность создать условия для снижения психоэмоционального напряжения через

развития мелкой моторики в условия адаптации к ДОУ.

Задачи проекта:

1.Создание предметно-развивающей среды.

2.Формирование благоприятного эмоционального фона в детском коллективе через

совместные игры детей и взрослых.

3.Снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней

двигательной активности, тревоги, агрессии;

4.Развитие навыков взаимодействия ребенок-родитель, родитель-педагог, ребенок-педагог.

Повышение родительской компетенции в период адаптации детей к детскому саду.

5.Повышение двигательных навыков и умений пальчиковой моторки у детей раннего

возраста.

Работа над проектом проводилась поэтапно:

1этап -Изучение специализированной литературы.

2 этап -Мониторинг исходных показателей (наблюдения) у детей проводился педагогом-

психологом и воспитателями группы.

При проведении первичного, в августе, наблюдения у детей раннего возраста было отмечено,

что у детей напряженное эмоциональное состояние и средний или низкий уровень развития

двигательных навыков пальчиков.

3 этап-Разработка перспективного планирования. План состоит из девяти помесячных блоков

(с сентября по май), где каждый блок имеет свою тему.

4этап- Осуществление проекта

Игры на мелкую моторику для снятия психоэмоционального напряжения мы разделили на

блоки:

Игры с водой

Игры с гидрогелевыми шариками

Игры с однотипными антистерссами

Игры с воздушным пластилином

Игры с крупой

Игры с кинетическим песком

Игры с массажным мячиком

Игры с липкими игрушками

Игровые занятия с детьми и родителями проводились по подгруппам 1 раз в неделю,

длились от 8 до 10 мин.

Принципы организации игровых занятий:

- игровые занятия проводятся систематически в предложенной последовательности;

- эмоционально готовим малышей, создаем игровое настроение с помощью ролевых или

подвижных игр.;

- дети любят играть в одни и те же игры, поэтому, повторяем некоторые на каждом из этих

занятий;

- занятия приносят детям больше пользы, если родители повторяют дома со своим ребенком

упражнения и другие игровые задания, которые они узнали на занятиях.

Вся работа разделена на два этапа: адаптационный и послеадаптационный периоды.

Адаптационный период занял два блока, где занятия проводились только с детьми, т.к. их

реакция на появление родителей могла быть непредсказуемой.

Работа с родителями в рамках проекта: консультации, буклеты и памятки по теме занятий

каждого блока.

Перспективный план реализации проекта состоит из девяти помесячных блоков (с сентября

по май), где каждый блок имеет свою тему. (Таблица 1).

Таблица 1

Месяц

Неделя

Название

занятия

Цель занятия

Игры

Игры с водой (адаптационный период)

Сентябрь

1 неделя

Ладошки

здороваются с

водой

- снятие эмоционального

напряжения;

- создание доброжелательной

атмосферы на занятии;

Игра «Пальчики

здороваются с

водичкой»

Игра «Ладошки

здороваются с

водичкой»

2 неделя

Игры с

резиновыми

уточками

- снижение психологической

напряженности;

- сплочение группы;

Игра «Волны»

Игра «Уточки кря-кря»

3 неделя

Плывут рыбки

- обучение произвольной

саморегуляции;

- формирование щепотного

захвата;

Игра «Рыбки, рыбки!»

Игра «Едут лодочки»

4 неделя

Закрепляющее

занятие

Дождик,

дождик мороси

- развитие интереса и

дружелюбного отношения к

сверстникам;

- развивать соотносящие

действия, координацию обеих

рук;

Игра «Удивительный

дождик!»

Игра «Пальчиковый

дождик»

Игры с гидрогелевыми шариками (адаптационный период)

Октябрь

1 неделя

Знакомство с

шариками

- создание доброжелательной

атмосферы на занятии;

Игра «Удивительные

шарики!»

Игра «Лови шарики»

2 неделя

В поисках

клада

- способствовать сплочению

детского коллектива;

- развитие тактильного

восприятия;

Игра «Что стпрятано?»

Игра «Морская

сенсорная коробка»

3 неделя

Ситичко

- эмоциональное и мышечное

расслабление;

- развивать координацию

правой и левой руки;

Игра «Перекладываем

шарики»

Игра «Гидрогель и

совочек»

4 неделя

Закрепляющее

занятие

Поиск зверей

- обогащение словаря словами,

отражающими природные

явления;

Игра «Найди

картинку»

Игра «Картинка

появись»

Игры с однотипными антистерссами (послеадаптационный период)

Ноябрь

1 неделя

Игры с

гофрированной

трубой

- развитие творческих

способностей и воображения;

- развитие восприятия цвета и

мелкой моторики;

Игра «Разноцветные

трубочки»

Игра «»

2 неделя

Игры с поп-

итом

- создание условий

для снижения

тревожности и

напряжения у детей;

Игра «Большие и

маленькие мячики»

Игра «Найди домик»

3 неделя

Игры с симпл-

дипл

- развитие социального

доверия;

- развитие мелкой моторике;

Игра «Стихи-потешки»

Игра «Кого (чего) не

стало»

4 неделя

Закрепляющее

занятие

Игры со

сквишом

- сплочение группы;

- снижение тонуса мышц;

Игра «Жму, катаю»

Игра «Катаю, щелкаю,

стучу»

Игры с воздушным пластилином (послеадаптационный период)

Декабрь

1 неделя

Знакомство с

воздушным

пластилином

- развитие творческих

способностей и воображения

- познакомить с пластилином и

его свойствами;

Игра «Здравствуй,

пластилин!»

Игра «Аппетитный

пончики»

2 неделя

Лепка формами

- воспитание желания помочь,

поддержать, посочувствовать,

порадоваться за другого

человека;

- учить отщипывать пальцами

маленькие кусочки от

основного куска и вдавливать

их;

Игра «Фрукты и

овощи»

Игра «Расплющиваем»

3 неделя

Снежиночка

- развитие умения создавать

хорошее настроение при

помощи речи, средствами

изотерапии и арттерапии;

- учить скатывать шарики и

"колбаски" между ладонями;

Игра «Катаем

колбаску»

Игра «Собираем

картинку»

4 неделя

Закрепляющее

занятие

Пластилиновые

картинки

- воспитание желания быть

внимательным и заботливым к

своим родным;

-развивать умение

ориентироваться на листе

бумаги

Игра «Лепим, катаем»

Игра «Плющим»

Игры с крупой (послеадаптационный период)

Январь

1 неделя

Ищем клад

- повышение позитивного

настроя;

- развивать тактильное

восприятие;

Игра «Золушка»

Игра «Секрет»

2 неделя

Собираем лес

- достижение

взаимопонимания и

сплочённости;

- развивать координированные

движения рук и тонкие

движения кончиков пальцев;

Игра «Ёлочки»

Игра «Сухой бассейн»

3 неделя

Закрепляющее

занятие

Веселые

стаканчики

- создание доброжелательной

атмосферы на занятии;

Игра «Пересыпаем»

Игра «Чтобы было

чисто»

Игры с кинетическим песком (послеадаптационный период)

Февраль

1 неделя

Знакомство с

кинетическим

песком

- снижение эмоционального

напряжения;

Игра «Ах, какой

песочек!»

Игра «Ручки радуются

песочку»

2 неделя

Лепка с

формочками

- уменьшение тревожности

-учить отщипывать пальцами

маленькие кусочки от

основного куска и вдавливать

их

Игра «Я пеку, пеку,

пеку…»

Игра «Лепим из

кинетического песка»

3 неделя

В поисках

насекомых

- развитие интереса и

дружелюбного отношения к

сверстникам;

-Повышение тактильной

чувствительности

Игра «Прятки»

Игра «Угадайка»

4 неделя

Закрепляющее

занятие

Мозаичный

песок

-преодоление негативных

переживаний;

Игра «Волшебные

отпечатки на печке»

Игра «Маленькие-

большие следы»

Игры с обычным песком (послеадаптационный период)

Март

1 неделя

Знакомство с

песочком

- научение видеть прекрасное в

природных явлениях;

- развивать тактильную

чувствительность рук детей;

Игра «Здравствуй,

песок!»

Игра «Песочный

дождик»

2 неделя

Рисуем

пальчиком

- развитие творческих

способностей и воображения;

- учить выполнять упражнение

как правой, так и левой рукой

(вовлекая все пальчики);

Игра «Песочные

узоры»

Игра «Рисуем

палочкой»

3 неделя

Дыхательная

гимнастика

- снижение психомышечного

напряжения;

Игра «Песочный

ветер»

Игра «Песочные

прятки»

4 неделя

Закрепляющее

занятие

Световой песок

- развитие умения выражать

свои чувства с помощью

изобразительных средств;

- закрепление сенсорных

навыков и пространственных

представлений;

Игра

«Необыкновенные

следы»

Игра «Кто к нам

приходил?»

Игры с массажным мячиком (послеадаптационный период)

Апрель

1 неделя

Знакомство с

массажными

мячиками

- снятие эмоционального и

мышечного напряжения;

- развивать общую

координацию движений;

Игра «Непростой

шарик»

Игра «Мячик»

2 неделя

Солнышко

- расширение знаний о

способах улучшения

настроения;

- снижение мышечного тонуса

рук;

Игра «Лучики»

Игра «Ласковое

солнышко»

3 неделя

Месим тесто

- снижение психологической

напряженности;

- активизировать активные и

пассивные движения пальцев

рук;

Игра «Веселый счет»

Игра «Месим тесто»

4 неделя

Закрепляющее

занятие

Гостинцы

- снижение мышечных

зажимов;

- развитие вращательных

движений кистей рук;

Игра «Орех»

Игра «Ёжик»

Игры с липкими игрушками (послеадаптационный период)

Май

1 неделя

Знакомство с

липкими

предметами

- создание доброжелательной

атмосферы на занятии;

- развитие у ребенка умения

загибать пальчики по

очередности на правой и левой

руке;

Игра «Разноцветный

скотч»

Игра «Штучки-

липучки»

2 неделя

Овощи и

фрукты на

липучках

- повышение психического

тонуса;

- формировать зрительно-

двигательную координацию;

Игра «Десятое

королевство»

Игра «Фруктовые

заплатки»

3 неделя

Собираем

цветочную

- способствовать сплочению

детского коллектива;

Игра «Разноцветные

цветы»

поляну

-развивать координацию

общих движений;

Игра «Собери

поляну»

4 неделя

Закрепляющее

занятие

Сказки на

липучках

- преодоление негативных

переживаний;

-развивать сенсорные

способности детей раннего

возраста;

Игра «Репка»

Игра «Теремок»

Заключение:

Игра на развитие мелкой моторики – это психологически комфортная деятельность детей,

которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие

творческой активности. Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и

свойства. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается

память и речь.

Совместные игры детей и взрослых создают атмосферу безопасности и снимают

эмоциональное напряжение у детей в период адаптации к детскому саду.

Литература:

1.И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторике у малышей»

2.О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторике с использованием нестандартного

оборудования»

3.И. В. Дубровина «Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими

школьниками»

4.И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий «Возрастная психология: Полный жизненный цикл

развития человека»

5.О. А. Медведев «Педагогические условия адаптации детей с повышенной эмоциональной

чувствительностью к учебно-воспитательной среды»



В раздел образования