Напоминание

Особенности формирования духовно-нравственных свойств личности


Автор: Корнева Ольга Владимитровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 1 "Светлячок"
Населённый пункт: город Толпки, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования духовно-нравственных свойств личности
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Особенности формирования духовно-нравственных свойств личности

обучающихся в условиях интерната (на примере ГБНОУ ГМЛИ)

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…

Заветом этим возглашал великий Пушкин одну вероучительную истину:

невозможно вдруг стать человеколюбивым, благодушным, милостивым. Беря

начало

в

семье,

все

эти

качества

обретаются

человеком

годами

труда,

усилиями над собой, самосовершенствованием, в том числе, не без участия

образовательного учреждения.

Учреждение ГБНОУ «ГМЛИ» обладает большим воспитательным

п от е н ц и а л ом

в

о бл а с т и

д у хо в н о - н р а вс т ве н н о го

в о с п и т а н и я

старшеклассников. В нём данное направление

является одним из видов

деятельности педагогов по целенаправленному созданию организационно-

педагогических условий, способствующих саморазвитию, самовоспитанию,

самоформированию старшеклассниками нравственного сознания, отношений,

навыков

и

привычек

нравственного

поведения.

У ч а с т н и ка ми

образовательного

пространства

учреждения

ГБНОУ

«ГМЛИ»

является

смешанная

группа

девушек

и

юношей

14-18

лет

(8-11

классов).

Это

накладывает особый отпечаток на организацию воспитательного процесса.

Актуальность формулирования рабочего определения понятия духовно-

нравственные

свойства

личности

у

старшеклассников

обусловлена

обострением ряда противоречий между:

- известным в российском обществе набором нравственных добродетелей и

неподготовленностью

воспитателей

интерната

лицея

к

работе

по

их

воспитанию

в

связи

с

отсутствием

научно

обоснованных

методик

и

технологий;

2

-

исторически

сложившейся

системой

духовно-нравственные

свойства

личности в российском обществе и появлением новых личностных качеств у

воспитанников

лицея

в

связи

с

изменениями

социально-экономических

условий

развития

страны

(демократизация

общества,

американизация

российского образования);

- растущей потребностью воспитанников лицея в творческой и социально-

бытовой

продуктивной

деятельности

по приобретению и реализации

сформированных

у

них

нравственных

добродетелей

и

использованием

воспитателями

устаревших

методик,

имеющих

преимущественно

вербальный характер;

- растущими иждевенческими настроениями воспитанников, их нежеланием

активно участвовать в общественной жизни и

стремлением учреждения

сохранить за собой статус престижа;

Особенностями нравственного воспитания старшеклассников

в

учреждении

является

обеспечение

педагогами

добровольности

участия

старшеклассников

в

видах

деятельности

духовно-нравственного

направления. Неформальность подхода к процессу духовно-нравственного

воспитания

и

демократичность

взаимоотношений,

характеризующаяся

субъект-субъектными отношениями педагогов и воспитанников при работе по

данному

направлению,

способствуют

росту

степени

доверия

к

воспитательным

мерам,

избираемым

нами.

Взамен

сухой

информации,

приводящей

к «бесхарактерности» духовно-нравственного

процесса, мы

стремимся

работать

с

опорой

на

интересы

и

потребности

самих

воспитанников в области

формирования духовно- нравственных свойств

личности.

Мероприятия

по

данному

направлению

работы

используем

именно

практико-ориентированные,

деятельностные,

способствующие

конкретизации духовно-нравственного представления и понятия. Какие же

приёмы и методы мы используем в своей работе по данному направлению?

Наглядные, словесные и практические.

3

1.

Наглядные методы работы. Зрительный образ.

Общеизвестно, что ни один воспитательный процесс без наглядности

невозможен.

По своей сути, наглядность

в педагогической

практике

является основным

методом воспитания.

«Золотое правило» дидактики,

первый этап всякого воспитательного момента, всякого жизненного урока –

это наглядность.

Будь то наглядность словесная - яркая, живая

речь

воспитателя, формирующая

в сознании воспитанницы конкретные образы

разбираемого

духовно-нравственного,

психо-эмоционального

или

социально-бытового

явления.

В

основном

же,

под

наглядностью

мы

понимаем преимущественно некий зрительный акт, оформленный в форме

информационно-тематического стенда, либо художественного изображения.

Это

позволяет

решать

вопросы

формирования

духовно-нравственного

мировоззрения

наиболее

гармонично:

не

навязывая

заданные

обществом

установки,

но

включая

воспитанников

в

поле

взаимодействия

с

нравственными ценностями, идеалами, образцами общественно-признанной

морали.

Принципиально важными являются идеи Жан-Жака Руссо о значимости

роли

наглядности

в

процессе

воспитания,

в

особенности

таких

видов

воспитания как эстетическое и духовно-нравственное.

Развивая идеи естественного воспитания, автор убеждает в том, что

процесс

формирования

отдельных

абстрактных

предст авлений,

нравственных

(отвлечённых)

понятий

приходит

только

в

результате

наглядного примера, и в этом заключается непосредственная задача педагога.

Теорией актуализации проблемы преимущественно наглядной агитации

занимался

Я.А.

Каменский,

а

также

многие

другие

видные

советские

и

русские психологи и педагоги. Н.А.Андреевская справедливо утверждала:

«Слово обобщает, образ конкретизирует».

К.Ф,Ушинский писал» «Дитя

мыслит формами, красками, звуками, ощущениями… Детская природа ясно

требует наглядности».

4

Содержание наглядно-тематических стендов по данному направлению

довольно

разнообразно:

«Забвению

не

подлежит…»,

«Я

расскажу

вам

о

войне…», «Великие русские люди», «Великая Отечественная война в лицах»,

«Бессмертный

полк»,

«День

Космонавтики»,

«Весна-Красна»,

«Зимние

забавы»,

«Масленица»,

«Пасхальная

радость»,

«Пословицы

и

загадки»,

«Память сердца» и др.)

И т а к , зрительный

образ

конкретизирует

духовно-нравственное

представление

и

понятие,

способствует

формированию

творческого

воображения,

служит

опорой

для

формирования

мировоззрения.

Иначе

можно сказать, что наглядность – это приемы и методы создания в сознании

человека

некоторых

моделей,

облегчающих

восприятие

и

осмысление

реальных

объектов.

Наглядность

делает

более

эффективными

методы

духовно-нравственного воспитания, экономит время и повышает качество

воспитания.

При этом не умаляется значение живого слова воспитателя. Ведь даже

самые яркие наглядные пособия не окажут на воспитанников

должного

воздействия,

так

как

восприятие

зрительных

образов

должно

быть

осмыслено,

а

между

зрительным

образом

и

словом

должны

быть

установлены соответствующие ассоциативные связи.

Как сказал Н.И.Пирогов: «Слово еще может заменить наглядность, но

одна наглядность никогда не заменит Слова». И с ним нельзя не согласиться.

Поэтому

в

процессе

воспитания

необходимо

постоянное

сочетание

и

взаимосвязь словесных, наглядных и практических методов воспитания.

2.

Словесные метод работы. Воспитательские часы.

Тематическое

содержание

воспитательских

часов

по

духовно-

нравственному

направлению

довольно

разнообразно.

Все

они

нацелены

именно на формирование нравственных приоритетов и культуры личности.

Формы воспитательских часов также различны.

5

Вообще, задачей педагога в данном блоке работы является создание

условий для развития в воспитанниках духовных волевых качеств, вопреки

их естественному желанию стать слабохарактерными, легко соблазняемыми

(на компьютерные игры, к лености, к равнодушию и т.д., людьми). Мы

должны

помочь

в

восстановлении

спящих

в

воспитаннике

духовно-

нравственных качеств, его национального самосознания, через различные

творческие комбинации, доступные нам.

По убеждению К.А. Ушинского, в основе нравственного воспитания

ребёнка

должно

лежать

воспитание

в

нём

«чувствований»,

которые

составляют «строй души» человека. Самым главным сенсорным развитием

органов

чувств

Ушинский

ставит

«развитие

чувства

Совести

ребёнка,

сопряжённого с сильным психоэмоциональными переживаниями».

Как возможно осуществить эту работу на практике? Только через Слово!

Через личностное отношение к тому или иному событию, факту, поступку!

Ведь

мы

говорим

не

только

для

того,

чтобы

передать

собеседнику

информацию, но и выражаем своё отношение к тому, о чём ведём речь:

радуемся или сердимся, убеждаем или сомневаемся, и всё это с помощью

слов. Здесь важно помнить, что «болтливым воспитанием мы воспитываем

лишь болтунов» (Ж.Ж. Руссо) и всегда держать в голове тот нравственный

идеал, на который ориентируем воспитанника

Нравственность – всегда граничит с подвигом! А подвиг –со святостью!

И

именно

здесь

возникают

сомнения

в

гуманизации

отечественной

речемысленной сферы культуры в лицейском пространстве. Ведь зачастую

воспитанники

не желают испытывать воспитательного воздействия через

информацию,

нарушающую

их

«беспечность»

в

вопросе

формирования

нравственных идеалов, приоритетов, культуры личности. Как сказал великий

Аристотель:

«Мышление

есть

страдание,

ибо

коль

вещь

необходимая,

в

тягость она нам». В какой-то мере, стать носителем духовно-нравственных

свойств личности – это подвиг, к которому старшеклассник не всегда готов!

6

Что же делать? Конечно же, намного проще и менее болезненно (как для

воспитателя,

так

и

для

воспитанников),

заняться,

скажем,

просмотром

видеофильма

бесхитростного

содержания,

либо

побеседовать

на

тему

из

категории «Знаете ли вы, что…». Но…

Чтобы восстановить действенность образов, мы наполняем СЛОВО

предельной

яркостью

и

предельной

насыщенностью. Чехов,

Толстой,

Достоевский, Шмелёв, Тургенев, Айтматов, Ильин, их дневники и выдержки

из

произведений

вот

кто

по-прежнему

необходим

подросткам

в

становлении

духовно-нравственного

начала

в

ЧЕЛОВЕКЕ.

Вот,

чьи

мыслительные вершины способны тронуть сердца подростков 21 века. Вот,

чьи глубокомысленные изречения подтверждают свою жизнеспособность в

наше время!

Кроме того, ни для кого не секрет, что русский народ создал огромную

копилку мудрости из

пословиц и поговорок. Их содержание устремляет

слушателя к обдумыванию скрытого

смысла,

наполняет раздумьями ум

воспитанника, вселяет в размеренную бытовую жизнь нравственное зерно.

Русская народная пословица – эта коротенькая притча, но с глубоким

народным

корнем

и

мудростью,

обновляет

историческую

память

в

воспитанниках, закрепляет в них общественно-исторический опыт.

Пословица воспитывает в человеке патриотизм, высокое чувство любви

к родной земле, понимание труда, как основы жизни. В пословицах не только

обобщён житейско-бытовой опыт русского народа, но и сформулировано

нравственное

сознание,

заложено

нравственное

начало,

определяющее

взаимоотношения

людей

в

области

патриотизма,

семейных

отношений,

любви, дружбы, чувства совести, долга. В пословицах осуждаются глупость

и

лень, нерадивость и хвастовство, пьянство и обжорство; восхваляются

трудолюбие и скромность, воздержание и милосердие, и другие качества

характера, необходимые для жизни человека по-совести. Русский народ очень

7

точно охарактеризовал воспитательное значение пословицы: «Пословица не

мимо молвится», «Пословица правду всем говорит».

В подтверждение

сказанному

предлагаем

речевой

материал,

используемый

в

повседневной

воспитательной

работе,

а

также,

во

время

проведения

тематических

воспитательских часов.

Всякая птица своё гнездо любит

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило

Каждому свой край сладок

Где сосна взросла, там она и красна

Где родился, там и пригодился

Нет в мире краше Родины нашей

Любовь к Родине сильнее смерти

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит

Родина краше солнца, дороже золота

Родная сторона-мать, чужая – мачеха

Плоха та птица, которая гнездо своё марает

Родная землица и во сне снится

Москва – что гранит, никто Москву не победит

Кто в Москве не бывал – красоту не видал

За Москву – мать не страшно и умирать

Человек без Родины, что соловей без песни

Береги землю родимую, что мать любимую

Родина – мать, умей за неё постоять

Кто за Родину дерётся, тому сила вдвойне даётся

Дай душе воли – захочется и боле

Зависть

по

чужому

добру

сохнет,

да

ни

с

чем

сдохнет

Без дела жить – только небо коптить

Плуг от работы блестит

Земля заботу любит

Всякая работа мастера хвалит

Без труда нет плода

Работнику - густо, лентяю – пусто

Без труда и отдых не сладок

Отдых сладок, коль в избе порядок

Трудись не за страх, а за совесть

Порядок время бережёт

Не привыкай к безделью-стремись к рукоделью

Золото познаётся в огне – человек в труде

Мастерство везде в почёте

Учись трудиться – в жизни пригодится

Дело учит, и мучит, и кормит, а праздность добра

молодца портит.

Человек болтливый – что нитки гнилые

Если по-русски скроен, то и один в поле

воин

Гол, да не вор, беден, да честен

Кто нужды не видал, тот и счастья не

знает

Богатством ума да совести не купишь

Без Бога шире дорога

Богатому скор путь во зло

Бог правду видит, да не скоро скажет

Бог – не Тимошка: видит немножко

Прямое дерево ветра не боится

Чёрную душу и мылом не отмоешь

Личиком – и туда и сюда, а делом – не

годится никуда

Ни кафтан, ни ряса, ни рыба, ни мясо

За худую привычку и умного дураком

называют

Говорят – хорош, да дела ни на грош

Глаз

чёрный,

взгляд

бойкий,

обычай

волчий

Видна сова по полёту

Вид – блестящий, а сам – смердящий

Умён на словах – глуп на делах

И от ума сходят с ума

Дары и мудрых ослепляют

Ума палата, да разума маловато

Мудрый слышит вполслова

И умный бывает в глупом положении

Умную голову почитают смолоду

Разум силу победит

Чем ближе беда, тем больше ума

Задрал нос- и кочергой не достанешь

Моя хата с краю- я ничего не знаю

После нас – хоть потоп

Всякая жаба себя хвалит

Не

хвались

сам

жди,

когда

люди

похвалят

Гордым быть – глупым слыть

Не подымай носа – споткнёшься

Человек лукавый – что карман дырявый

8

Говорит бело, а делает черно

Не хвали в очи, не брани за глаза

Таким образом, помощь в приобщении к богатству русской народной

мудрости также способствует формированию у воспитанников устремлений

к высшим мотивационным жизненным идеалам, пробуждает положительную

мотивационную

энергию

и

мужество,

ставит

моральные

границы,

через

которые не должен переступать совестливый человек.

А чего, как ни помощи в преодолении развития негативных тенденций в

современном

обществе

требует

от

нас

федеральный

государственный

образовательный стандарт?

Ну, что же, от слов мы перейдём к практике.

3.

Практические методы работы. Детско-взрослые проекты.

Здесь важно помнить, что общественно-исторический опыт и гражданская

ответственность

не

передаются

и

не

принимаются

новым

поколением

в

готовом

виде.

Необходимо

предоставить

условия

для

возможности

применения на

практике

своей

гражданской

ответственности.

А

именно:

предоставить условия каждому члену коллектива определить свою роль в

общем деле, что удовлетворит чувство гражданской ответственности члена

коллектива и убедит его в личностно – значимой деятельности на благо

коллектива класса, этажа, лицея, а также товарищей по комнате. Здесь важно

отметить, что в отличие от одноместных комнат царско-сельского лицея, мы

имеем трёх- и четырёхместное расселение по комнатам на этаже,

из ста

человек.

Причастность

к

коллективу

не

оставляет

воспитанника

равнодушным,

поэтому

необходимо

стремиться

к

формированию

в

воспитаннике элементов самоорганизации, самоуправления, самоконтроля,

что несомненно будет способствовать развитию

чувства ответственности,

чувство

долга,

чувства

справедливости,

со-радования

от

со-творчества

в

9

коллективе единомышленников. Это ли не практика для формирования и

проявления духовно-нравственных свойств личности?

Формированию

духовно-нравственных

свойств

личности

в

полной

мере

способствует участие воспитанников в:

- подготовке

к мероприятиям лицея: День знаний, КВН, «Ученик года»,

Новый год, «8 Марта», «23 февраля», «Последний звонок» и пр.;

-акциях

ЗОЖ

(агитбригада

«Мы

-

за

ЗОЖ»,

выпуск

агитационно-

пропагандистские плакаты «Внимание: наркомания!», и пр.);

- проведении выездных мероприятий для младших школьников;

- акциях «Бессмертный полк»;

- во встречах с ветеранами Великой Отечественной войны;

-воспитательских часах ( с

соблюдением

«поведенческой» традиции: во

время

участия

в

воспитательском

часе

придерживаемся

нравственного

правила:

традиция «поднятой руки», традиция

« права одного голоса»,

уважения к мнению другого, некритичность к выступлению товарища);

- в народных гуляниях (Рождество, Масленица);

- экскурсиях в музей ИЗО, в музей религии (Епархиальное управление);

- Богослужебной практике в православных храмах г. Кемерово (Рождество

Христово, Пасха);

-

участие

педагогов

и

воспитанников

в

конкурсном

движении

(«Православный мой Кузбасс», «Православная инициатива», АНО «Семья

России»).

Анализ их результатов показал, что наибольшую эффективность имеют

те

организационные

формы,

которые

отвечают

внутренним

запросам

старшеклассников,

расширяют

сферу

их

интересов,

затрагивают

эмоционально-мотивационную сферу.

В заключении хотим

сказать, что человек образовывается в

соответствии

с

духовными

историко-культурными

традициями

данного

народа,

его

идеалами

и

нравственными

ценностями,

поэтому

помочь

воспитанию

в

нём

духовного

начала,

заложенного

исторически

10

культурообразующим

российскую историю началом –ПРАВОСЛАВИЕМ-

наша основная воспитательная задача.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алоева М.А. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11 классах.-

Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 310 с.

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. –

534с.

3.Бердяев Н.А. Пути гуманизма // Здравый смысл. – 1997. – № 3. – С.64.

4.Воспитание

личности

школьника

в

нравственной

деятельности:

Метод.

Рекомендации / Ом.гос.пед.ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991. – 267 с.

5.

Грецов

А.

Тренинги

развития

с

подростками:

творчество,

общение,

самопознание.- СПб.: Питер, 2011.- 416 с.

6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя.-М.: Институт русской цивилизации,

Родная страна, 2016.- 880 с.

7. Душа вашего подростка. Гид-антистресс для родителей.- М.: Никея, 2017.-

248 с.

8. Культура семьи: Учебное пособие.- М.-2009.- 184 с.

9.

Лазарева

Т.

В.

Методическое

пособие.

Красота

спасёт

мир.

Духовно-

нравственное воспитание школьников.- М.: Молодая гвардия.-379с.

10. Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Книга для чтения в

семье и школе.- Рязань: Зёрна-Слово, 2013.-312 с.

11. Основы религиозной культуры и светской этики. Книга для учителя.- М.:

Просвещение, 2010. -230 с.



В раздел образования