Напоминание

"Борис Гольц. Пусть музыка моя - живёт!"


Авторы: Потанин Сергей Вадимович, Потанина Мария Владимировна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. М.И. Глинки г. Всеволожск"
Населённый пункт: г. Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Борис Гольц. Пусть музыка моя - живёт!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств имени М.И. Глинки г. Всеволожск»

ПРОЕКТ

БОРИС ГОЛЬЦ

«ПУСТЬ МУЗЫКА МОЯ - ЖИВЁТ»

Авторы проекта преподаватели:

С.В. Потанин, М.В. Потанина

г. Всеволожск

2022 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Авторы и участники проекта ................................................................................. 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................ 4

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ...................................................................................... 6

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА ........................................................................... 8

Этапы проекта ..................................................................................................... 8

Реализация плана проекта .................................................................................. 9

Отзывы о проекте ................................................................................................ 9

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА .................................................. 11

3

Авторы проекта:

С.В. Потанин, М.В. Потанина.

Участники проекта:

1.

Эстрадно-джазовый ансамбль «Terra Incognita»: С.В. Потанин,

М.В. Потанина, А.А. Слатова, Е.В. Хайгонен, А.А. Гурченко,

В.В. Лобанов;

2.

Чтец – Сергей Потанин;

3.

Исполнитель – Мария Потанина

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель

проекта

формирование

у

подрастающего

поколения

исторической памяти о Великой Отечественной войне, воспитание чувства

патриотизма,

гражданственности,

знакомство

с

героизмом

и

мужеством

нашего народа через призму жизни и творчества композиторов, жителей

блокадного Ленинграда.

Задачи:

сохранение и развитие чувства гордости за свою страну и народ;

формирование интереса к изучению неизвестных страниц из жизни

творчества композиторов блокадного Ленинграда;

воспитание чувства долга перед Родиной, чувства привязанности к

тем местам, где человек родился и вырос.

Актуальность:

Наш проект в свете последних мировых событий имеет очень большую

актуальность.

В

последнее

время

нашей

стране

приходится

ежедневно

держать

удар

под

внешнеполитическими

вызовами

современности.

Для

сохранения нашей культуры и исторической памяти огромное значение имеет

сплочённость

людей,

осознание

своей

тождественности

с

предыдущими

поколениями,

отдавшими

жизнь

за

родную

страну,

боровшимися

и

не

сдавшимися.

Отличительная черта:

Отличительная черта нашего проекта состоит в том, что зритель может

познакомиться с творчеством композитора Бориса Гольца, яркой личностью,

оставшемся

в

осаждённом

городе

и

творившем

свои

произведения

до

последней минуты жизни. Сведений о его жизни осталось очень мало и наш

проект

попытка

систематизировать

всю

имеющуюся

информацию

и

представить в

формате

концерта-лекции, адаптированного для

массового

зрителя

всех

возрастов.

Мы

надеемся,

что

знакомство

с

неизвестными

страницами из жизни Бориса Гольца сподвигнет слушателя к дальнейшему

5

переосмыслению

своего

места

в

жизни

нашей

страны,

сподвигнет

к

дальнейшему, самостоятельному изучению творчества других композиторов-

блокадников.

Предметная область:

Фильм-лекция, инструментальное исполнительство, рассказ.

Новизна проекта:

Отличительная особенность нашего проекта состоит в том, что зритель

становится соучастником, интерпретатором художественного действа. Силой

искусства, музыки и поэзии поднимаются серьёзные вопросы о сложном

внутреннем выборе человека.

В фильме биография Бориса Гольца, обрамлена отрывками из самых

известных его произведений. В конце лекции силами эстрадно-джазового

ансамбля «Terra Incognita» будет представлено новое прочтение и творческая

переработка

его

самой

трагической

фортепианной

прелюдии

№4

в

ансамблево-симфонической трактовке.

Возраст:

Мы считаем, что наш фильм рассчитан на широкий круг слушателей

разных возрастных категорий. Прежде всего этот формат как нельзя лучше

подходит для открытых уроков в общеобразовательных школах посвящённых

блокаде Ленинграда.

Для ребят школьного возраста – это знакомство с историей нашей страны,

её культурой. В фильме поднимается широкий круг вопросов – определяющих

жизненную позицию гражданина своей страны, своё место в ней.

Ожидаемые результаты:

формирование интереса у

зрителя к

изучению истории нашей

страны;

формирование чувство неотделимости судьбы каждого человека от

судьбы своей страны, нашей Родины.

6

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Наш проект «Пусть музыка моя – живёт…» был создан на базе «ДШИ им.

М.И. Глинки г. Всеволожск».

Инициатором

проекта

выступил

эстрадно-джазовый

ансамбль

«Terra

Incognita» – художественный руководитель Сергей Потанин, дирижёр Мария

Потанина.

В

программе

фильма-лекции

были

представлены

редкие

материалы,

повествующие

о

жизни

и

творчестве

Ленинградского

композитора-блокадника – Бориса Гольца. Он, за свою короткую жизнь, не

успел оставить большого творческого наследия, как композитор, но между тем

его короткое военное творчество, его песни, имели колоссальное значение для

поддержания духа солдат оборонявших город и были очень популярны.

Его жизненный путь – пример стойкости и мужества, самоотдачи в

служении своему Отечеству до самого конца. В фильме использовались фото,

кинохроники военного времени, прозвучали отрывки из его фортепианных

произведений,

песня

«Светит

звёздочка

в

небе

высоко».

Кульминацией

фильма явилось исполнение силами ансамбля «Terra Incognita» незаслуженно

забытой прелюдии № 4. Это произведение было творчески переработано

художественным

руководителем

коллектива

Потаниным

С.В.,

создана

партитура для ансамбля. Коллектив очень надеется, что благодаря своей

новой, более современной трактовке, произведение вновь займёт достойное

место у слушателей.

Для осуществления проекта была проведена большая исследовательская

работа:

был осуществлён поиск и подбор нотного материала;

поиск

и

прослушивание

оригиналов

аудиозаписей,

выбор

исполняемых произведений;

создание аранжировки Прелюдии №4 Потаниным С.В. для ансамбля;

поиск утерянных фактов биографии, и статей о жизни Бориса Гольца;

7

поиск фото и видеохроники времён Великой Отечественной войны,

связанной с творчеством Бориса Гольца;

создание

на

основе

собранного

исследовательского

материала

фильма-лекции о жизни и творчестве Бориса Гольца.

В нашем проекте мы постарались показать Бориса Гольца не только как

талантливого композитора, но и как мужественного человека, готового отдать

свою жизнь за любимую Родину. При выстраивании сценария фильма мы

старались отойти от номерной структуры организации материала, объединив

все музыкальные отрывки, фото и видеоматериалы в единую музыкально-

поэтическую

композицию.

Факты

биографии тесно

переплетаются

с

его

творчеством, а звучащие произведения иллюстрируют утерянные факты о его

жизни.

Наш

проект

оказался

очень

востребованным.

Он

был

представлен

широкой публике 27 января в день полного освобождения Ленинграда от

фашисткой

блокады.

Фильм

вышел

на

следующих

площадках:

группа

коллектива Вконтакте, сайт «ДШИ им. М.И. Глинки г. Всеволожск», группа

коллектива в YouTube, сайт АМУ «КДЦ Южный».

На разных интернет площадках фильм набрал в совокупности около 1000

просмотров.

Многие

оставляли

положительные

комментарии.

Многие

преподаватели общеобразовательных школ Ленинградской области включили

этот фильм в качестве учебного пособия к открытому уроку, посвящённого

дня полного снятия блокады Ленинграда.

8

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап:

постановка цели и задач, определение состава участников;

составление плана мероприятий, обсуждение концепции фильма-

лекции;

подбор репертуара, распределение работы;

создание аранжировки Прелюдии №4 для ансамбля «Terra Incognita»;

подбор

сведений

о

жизни

композитора,

поиск

фото,

видео

и

аудиоматериалов о творчестве композитора.

Основной этап:

разучивание Прелюдии №4 ансамблем «Terra Incognita», а также

других фортепианных прелюдий Гольца Потаниной М.В.

генеральные репетиции;

запись всех участников фильма, монтаж.

Заключительный этап:

презентация полученного фильма-лекции на различных интернет

платформах 27 января 2022 г.

9

Реализация плана проекта:

Мы считаем, что план проекта был реализован полностью. В процессе

подготовки проекта

мы

провели большую

исследовательскую работу по

поиску и систематизации архивных материалов. Как итог получился очень

актуальный и востребованный продукт, который понравился зрителям. По

обратной

связи

от

зрителей

поступило

предложение

продолжить

тему

знакомства с композиторами блокадного Ленинграда и выпустить целую

серию фильмов.

Вполне возможно, что этот удачный опыт будет продолжен и этот проект

получит свою дальнейшую реализацию в 2023 и последующих годах.

Отзывы о проекте:

Наш проект получил множество положительных отзывов и был тепло

встречен

зрителями.

Вот

лишь

некоторые

из

отзывов,

размещённых

в

публичном пространстве и присланных на почту коллектива:

СПАСИБО! 29 лет всего лишь было ему Богом отпущено - как мало... Вот

что делает проклятая война, не щадя никого. А какая МУЗЫКА рождалась!

Жить бы да творить для людей. Какое страшное слово БЛОКАДА. Страшно,

невозможно представить весь ужас этого. Царство Небесное Борису Гольцу. А

музыка - вечна! Видео очень тронуло, буду его пересматривать не раз и искать

сведения в интернете об этом композиторе. СПАСИБО.

Людмила Павлова

Спасибо за услышанное... Действительно грустно... Об этом и о таких

людях нужно помнить всегда.

Татьяна Глузд

Очень хорошее видео получилось! Сергей отлично говорил: солидно,

кратко и ёмко. Музыка, её исполнение, текст, видеокадры - всё гармонично.

Молодцы, хорошая работа!

10

Пронзительно... До слез... А нам готовый материал для классного часа к

дню снятия Блокады. Спасибо.

Ольга Подсевак

Смотрю. Так проникновенно.

Зульфия Шиляева

11

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Организационное:

План работы.

Информационное:

Сеть интернет, Группы коллектива в социальной сети ВКонтакте и на

видеохостинге

Youtube,

сайт

МБУ

ДО

«ДШИ

им.

М.И.

Глинки

г.

Всеволожск», АМУ «КДЦ Южный»

Кадровое обеспечение:

Эстрадно-джазовый ансамбль «Terra Incognita»:

Сергей Потанин – художественный руководитель, аранжировка, баян;

Мария Потанина – дирижёр, фортепиано;

Анна Слатова – флейта;

Екатерина Хайгонен – гитара;

Александр Гурченко – бас-гитара;

Виктор Лобанов – ударные.

Солисты:

авторский текст – Сергей Потанин;

фортепианные иллюстрации – Мария Потанина.

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальные

инструменты:

баян,

фортепиано,

флейта,

гитара,

бас-

гитара, ударная установка.

Сценическая аппаратура: 4 конденсаторных микрофона Behringer C2, 2

динамических микрофона Shure SM57; активная акустическая система Yamaha

Speaker System model 600S, комбоусилитель для бас-гитары Ashdown 180WT,

микшерный пульт Soundcraft Ui16, инструментальные и микрофонные кабели.

12

Видеокамера Sony с накамерным микрофоном Rode Stereo VideoMic,

фотоаппарат Canon EOS 1800D, зелёный экран (хромакей), система поддержки

фона.

Сценические аксессуары: 5 микрофонных стоек типа журавль, 5 нотных

пультов.

Информационные технологии: Make-Music Finale v.26, Sony Sound

Forge Pro 14.0, Adobe Audition 2019, Adobe Premiere Pro 2020, CorelDRAW

Graphics Suite 2019, Microsoft Word 2010, сеть интернет.

Место реализации:

1.

27 января 2022 г. группы коллектива ВКонтакте, YouTube, сайты

«ДШИ им. М.И. Глинки г. Всеволожск и АМУ «КДЦ Южный».

Сроки реализации проекта:

Сентябрь – декабрь 2021, январь 2022 г.



В раздел образования