Автор: Молчанова Оксана Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №73" города Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные материалы и историческая точность: роль сценического костюма в творческом развитии воспитанников дошкольных учреждений."
Раздел: дошкольное образование
Молчанова Оксана Александровна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «ДС №73» города Челябинска
Современные материалы и историческая точность: роль
сценического костюма в творческом развитии
воспитанников дошкольных учреждений.
“Встречают по одёжке” - говорится в русской поговорке. Это
выражение в полной мере применимо в повседневной жизни
каждого из нас, но особенно - в работе тех, кто организует
культурно-массовые мероприятия, а также отвечает за
творческое, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Безусловно, сценический костюм - это важная часть зрительного
и целостного образа, представленного зрителю. Каким бы ни
было филигранным исполнение произведения, без
соответствующего внешнего вида нужный эффект не будет
достигнут. В вопросе создания целостного и гармоничного
образа среди воспитанников дошкольных учреждений нужен
особый - тонкий, продуманный и деликатный подход. Именно
поэтому для каждого музыкального руководителя дошкольных
учреждений важно отдельно уделить внимание сценическому
костюму. В этой статье я поделюсь собственным опытом
создания театральных и сценических образов и расскажу, какими
важными особенностями должны обладать сценические
костюмы, чтобы достичь wow-эффекта.
Из истории вопроса
Традиции - перевоплощать детей на утренниках в образы зверей,
кукольных или сказочных персонажей, явлений природы -
уходит далеко в прошлое. Не будем здесь углубляться в
древнегреческую историю театрального искусства и роли
перевоплощений, обратимся лишь к этапам развития
дошкольного воспитания в нашей стране. Проведение
утренников - тематических мероприятий, праздников, связанных
с временами года, государственных дат и т.д. - это всегда
воспитательный процесс, где на примере героев (или образов)
ребенком усваиваются базовые знания. Также в основе любой
деятельности дошкольника лежит игра - через нее дошкольником
познаются многие процессы и взаимосвязи, через игру ребенок
взаимодействует с окружающим миром. И момент
перевоплощения в костюм снежинки или медведя, солдата или
цветочек - это все также игровой процесс познания окружающего
мира.
На фотографиях прошлых лет мы видим себя или своих
родителей в таких образах. Рассмотрите их: простые (а скорее
примитивные) костюмы, только общими чертами
подчеркивающие принадлежность к какому-либо персонажу.
Материалы - самые простые, “одноразовые” - зачастую такие
костюмы делались на скорую руку и из подручных, доступных
материалов. Детально проработанных образов сказочных героев
на старых фотографиях увидишь не часто.
Сейчас, спустя десятилетия, в век высоких технологий, запросы
детей стали соответствующими. Промышленность быстро
откликается на запрос - в масс-маркетах сейчас можно найти
любые костюмы любых героев, в том числе, конечно, и тех, что
востребованы среди детей дошкольного возраста (сказывается
сила влияния масс-медиа). Однако если появляется запрос на
какой-то особенный костюм не “раскрученного” персонажа -
начинается поиск. И в моей практике такой поиск заканчивается
на разработке собственной модели и создания образа -
уникального и не имеющего аналогов в ближайшем окружении.
Не масс-маркет.
Любая история начинается с идеи. История сценического образа
- не исключение. Так наряд для “Синеглазки” - исполнительницы
песни из кинофильма “Незнайка с нашего двора” - должен был
не просто подчеркнуть изящность героини. У нашей Синеглазки
нет кинематографичной “массовки” и гротескной свиты, поэтому
и драматургия номера выстраивалась вокруг образа девочки-
кокетки со звенящим как колокольчик голосом. И подчеркнуть
этот образ должен был цветок - колокольчик. Вязаная шапочка в
форме цветка, утрированно-пышная юбка и цветочные
композиции.
По такому же принципу - простота и внимание к деталям -
создавался образ фей для композиции «На балу у лесных фей»
Общие детали - полупрозрачные крылья, колпачки, пышные
юбки - и разница лишь в цветах костюмов - создали нужный
эффект: каждая из участниц ансамбля была уникальна, но в
целом был создан единый образ.
Создание другого образа - венецианского карнавала - было
задачей со звездочкой. Сложная композиция с нестандартным
форматом требовала большой и детальной подготовки как
руководителям, так и исполнителям.
Вместе с детьми проводились
занятия, где они узнавали - что такое карнавал, кто такие
арлекины, шуты, другие традиционные персонажи.
Почему на лицах маски и почему такие необычные наряды.
Конечно, на предложение - стать участником своего
“венецианского карнавала” отказавшихся участвовать не было.
Но и предварительное “погружение в историю” сыграло
большую роль: дети понимали значение и особенность
танцевальных движений.
Второй не менее важный вопрос создания номера - поиск и
выбор костюма.
Каждый, кто хоть раз ставил перед собой задачу - найти
подходящий театральный или сценический костюм, разделит мои
переживания. Найти в магазинах что-то похожее на
карнавальный “венецианский” костюм для взрослого - не просто.
Для детей - это оказалось невозможным.
За основу - орнаменты, фактура ткани, цветовая палитра - взяты
традиционные карнавальные костюмы. Акценты делались
именно на элементах костюмов - головные уборы, обувь,
контрастные цвета нарядов. Это позволило избежать дополнения
к образам довольно сложных в эксплуатации и дорогостоящих
деталей - перьев, кружева, парчи.
Также при конструировании костюма были учтены крайне
важные детали: 1) необычные костюмы при всей своей
нарядности должны были быть удобными - номер требовал
постоянного движения от всех участников, и костюмы не
должны были сковывать или мешать ребенку выполнять
элементы.
2) Костюмы должны были быть безопасными: особенности
карнавальной одежды таковы, что некоторые элементы могут
быть чрезмерно длинны. Все эти нюансы в данном случае
упускались: ни одна деталь не должна стать причиной падения
или травмы.
3) костюмы должны быть универсальными. Создавать наряд для
одного лишь номера, согласитесь, непозволительная роскошь.
Поэтому “легким движением руки”, при добавлении (или
наоборот исключении) элементов, костюм может стать нарядом
для героев других историй.
Бережное отношение
Конечно сегодня, при наличии огромного выбора материалов и
фактур, можно воплотить любую самую смелую идею. Однако
костюм ребенка - это не только про красоту, но и про
безопасность. Да, не всегда есть возможность использовать
натуральные материалы при создании костюма - по ряду причин.
Но если делать выбор между пластиком и синтетическими
материалами при создании декораций или элементов одежды, то
в последние годы выбор падает на использование бумаги и
перерабатываемых материалов. Такие материалы позволяют
делать объемные фигуры, не требуют больших затрат, могут
хорошо сохраняться при правильном хранении, ну и заменить их
или изменить не приведет к большим затратам. Можно ли
сделать элементы костюмов из той же бумаги? Конечно можно -
в открытых источниках довольно много примеров создания
таких экологически чистых нарядов.
Главное - эмоции.
Любая подготовка номера от самой идеи до выхода на сцену - это
увлекательный творческий и сложный процесс. Когда дети не
просто как исполнители принимают участие в процессе, но и
включены в подготовительные этапы работы - это помогает им
лучше адаптироваться в новой ситуации, развивает в них чувство
сопричастности к происходящему. Создавая костюмы - выбирая
элементы, детали, советуйтесь с теми, для кого они шьются. Путь
делятся эмоциями. Проникаясь идеей, живя новым образом,
дети легче усваивают материал, раскрывая в себе творческие
возможности, а не формально выполняя поставленные задачи.
Итог моего каждого большого творческого проекта - искреннее
желание детей участвовать в творческом процессе. А таким
образом и моя задача как педагога - приобщать детей к искусству
через творчество, открывать и развивать в них творческие
способности - достигается быстрее и эффективнее.