Напоминание

«Сказкотерапия как метод работы с детьми с ОВЗ»


Автор: Скальская Юлия Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №81 «Мальвина»
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: «Сказкотерапия как метод работы с детьми с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Сказкотерапия – это один из методов психотерапии, основанный

на

использовании

сказок

для

коррекции

психологических

и

эмоциональных состояний детей. Этот подход становится всё более

популярным

в

работе

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

так

как

сочетает

в

себе

терапевтический

и

педагогический

потенциал.

Сказка,

являясь

древнейшей

формой

повествования, обладает мощным воздействием на психику человека,

а её метафорический язык помогает ребенку осознавать собственные

переживания, страхи и надежды через образы и символы.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия представляет собой метод, который позволяет

через чтение или создание сказок развивать у детей эмоционально-

волевую сферу, когнитивные процессы, а также социальные навыки. В

основе

сказкотерапии

лежит

идея

о

том,

что

сказки

могут

стать

своеобразной картой, по которой ребенок учится ориентироваться в

мире эмоций, ценностей и межличностных отношений.

Особенно важен этот метод для детей с ОВЗ, так как у них часто

бывают

сложности

с

самовыражением,

регулированием

эмоций

и

восприятием

социального

взаимодействия.

Сказка

предоставляет

безопасную

среду,

где

можно

в

символической

форме

проиграть

жизненные трудности, найти решения, преодолеть страхи.

Преимущества сказкотерапии для детей с ОВЗ

Коррекция

эмоционального

состояния:

Дети

с

ОВЗ

часто

испытывают повышенную тревожность, страхи, неуверенность в себе.

Сказки

помогают

снизить

уровень

стресса

и

найти

способы

преодоления сложных ситуаций через идентификацию с героями и

решение их проблем.

Развитие речи и мышления: Для детей с нарушениями речи и

когнитивными

особенностями

сказкотерапия

способствует

активизации речевой деятельности, развитию логического и образного

мышления.

В

процессе

работы

над

сказками

ребенок

учится

формулировать

мысли,

расширяет

словарный

запас

и

улучшает

коммуникативные навыки.

Формирование

социальных

навыков:

Многие

дети

с

ОВЗ

испытывают

трудности

в

социальной

адаптации.

Через

сюжетную

линию

сказки

они

могут

наглядно

увидеть,

как

персонажи

взаимодействуют друг с другом, справляются с конфликтами, находят

друзей. Это способствует развитию эмпатии и социальных умений.

Терапевтический

эффект:

Сказкотерапия

позволяет

ребенку

безопасно прожить травматические или сложные ситуации. Она может

быть полезной в работе с детьми, пережившими насилие, потерю или

тяжелые болезни. Психолог, используя сюжет сказки, может аккуратно

подвести ребенка к осознанию и переживанию трудных эмоций.

Развитие

творческих

способностей:

Дети

с

ОВЗ

часто

ограничены

в

своих

физических

возможностях,

но

сказка

предоставляет им простор для творчества. Создавая собственные

истории, дети развивают воображение, а это помогает им чувствовать

себя успешными и самореализованными.

Как проходит сказкотерапия с детьми с ОВЗ?

Сказкотерапия может проводиться как индивидуально, так и в

группе. В зависимости от особенностей ребенка с ОВЗ специалист

подбирает

специальные

сказки,

которые

соответствуют

эмоциональным

и

когнитивным

нуждам

ребенка.

Важно,

чтобы

ребенок не просто слушал сказку, но и активно участвовал в процессе

обсуждал

героев,

выражал

свои

мысли

и

чувства,

создавал

собственные версии событий.

Процесс работы включает несколько этапов:

Выбор

сказки.

Специалист

подбирает

сказку,

которая

соответствует

актуальной

проблеме

ребенка.

Это

может

быть

классическая

сказка

или

специально

созданная

терапевтическая

история.

Чтение

и

обсуждение.

После

прочтения

сказки

с

ребенком

обсуждаются

персонажи,

их

поступки,

мотивация.

Важно,

чтобы

ребенок

смог

сопоставить

сюжет

с

реальной

жизнью

и

своими

собственными переживаниями.

Творческая работа. Это может быть рисование героев, создание

продолжения сказки или даже театрализованная постановка. Через

творческую

активность

ребенок

лучше

усваивает

информацию

и

эмоционально раскрывается.

Закрепление результатов. Завершающий этап включает в себя

закрепление

положительного

опыта,

полученного

через

сказку.

Ребенок может рассказать о том, что нового узнал о себе или о мире,

какие решения нашел для своих проблем.

Примеры сказок для сказкотерапии с детьми с ОВЗ

"Колобок":

Помогает

детям

осознать

важность

следования

правилам и предостережений взрослых. Может быть полезна для

детей с импульсивным поведением.

"Три

поросенка":

Эта

сказка

учит

планированию,

упорству

и

коллективной

работе.

Подходит

для

детей,

которым

сложно

завершать начатые дела или действовать сообща.

"Гадкий утенок": Рассказ о принятии себя и о том, что внешние

изменения не определяют внутренние качества. Полезна для детей с

низкой самооценкой и трудностями принятия своей уникальности.

Заключение

Сказкотерапия – это уникальный метод работы с детьми с ОВЗ,

который

позволяет

решать

широкий

спектр

задач:

от

коррекции

эмоционального

состояния

до

развития

речевых

и

социальных

навыков.

Важно,

чтобы

процесс

работы

со

сказкой

проходил

в

атмосфере доверия и поддержки, где ребенок мог чувствовать себя

защищенным и понятым.



В раздел образования