Напоминание

Капризы и обды. Правила поведения в игре


Автор: Ханина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10, дошкольное отделение, корпус 5 " Знайка"
Населённый пункт: Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статьчя. Консультации для родителей
Тема: Капризы и обды. Правила поведения в игре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Капризы и упрямство

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их

преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в

определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие

отклоняющегося поведения, наряду с:

1.

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

2.

Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

3.

Своеволием

4.

Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по

степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных

особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между

ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это

отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и

нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид

упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно

бессмысленно, не приносит пользы.

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е.

ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому "

стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С

течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству

нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в

дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает

начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с

вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и

всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают

как форма самозащиты.

Проявления капризов:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно

бессмысленно, не приносит пользы.

В недовольстве, раздражительности, плаче.

В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1.

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

3.

упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

4.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5

раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!

8.

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и

капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве",

истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими

родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей,

поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1.

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению

приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его

понимаете.

3.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно.

Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и

дальше при этом мнении.

5.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте.

Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

6.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи

посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого

и нужно.

7.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка,

штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он

успокоится.

8.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой

авторитета".

9.

Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы

логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и

капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно

о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

Достигнуто не своим трудом.

Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить:

За поступок, за свершившееся действие.

Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О

наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. Нельзя наказывать и ругать когда:

1.

Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это

время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2.

Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3.

Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а

ребёнок не может завязать шнурки)

4.

После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это,

считая, что он виноват)

5.

Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д.,

но очень старался.

6.

Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7.

Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:

1.

Наказание не должно вредить здоровью.

2.

Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что

проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что

совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий

случай" нельзя.

3.

За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4.

Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5.

Надо наказывать и вскоре прощать.

6.

Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно

объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7.

Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном

воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше

перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию

воспитания в вашей семье.

Консультация для родителей

«Воспитание дружеских отношений в игре»

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети

изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще

всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое

обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в

«дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно,

терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго

выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек

в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение

между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить

о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки,

дедушки и т.д.

Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в

поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда

должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг,

рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии

детей – их игры будут бедными по содержанию.

Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие

ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не

механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём

сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому.

Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские

отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры

занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев,

подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим

началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны

заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о

тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить

ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и

оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки,

сопровождаемые действием.

Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась

«Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти,

расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая,

крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может…

(Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут

Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут,

вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю.

Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у

бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или

настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им

гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин

порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры

ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку

осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование

строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал

можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки,

часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и

т.д.

У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в

связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не

удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты.

Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими

гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не

просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную

постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что

они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко

превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные

предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка,

лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на

лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или

угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх

используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол,

стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу

ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в

игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный

опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок,

как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных

с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он

без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль,

что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он

изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в

коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать

дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и

воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными,

их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для

развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы

правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга,

умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится

ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в

игре.

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности,

дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других

детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.



В раздел образования