Автор: Невская Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ школы-интерната
Населённый пункт: Павлово-Посадского г.о. Московской области
Наименование материала: Открытое коррекционно-развивающее логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии с обучающимися с ОВЗ
Тема: Дифференциация согласных звуков [З]-[З’], [С]-[С’], и букв их обозначающих С-З с элементами нейростимуляции
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Павлово-Посадского городского округа Московской области
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие
по теме: «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’], [С]-[С’], и букв их
обозначающих С-З с элементами нейростимуляции».
Контингент: обучающиеся с задержкой психического развития
3 «А» класс.
Составила:
Невская Марина Александровна
учитель-логопед первой квал. категории
Павловский Посад
2024 г.
Дифференциация согласных звуков [З]-[З’], [С]-[С’], и букв их обозначающих З-С
с элементами нейростимуляции.
Цель: учить дифференцировать звуки [З]-[С] по мягкости и твёрдости, глухости и
звонкости в словах и предложениях.
Задачи:
стимулировать речевую активность детей с помощью нейрогимнастики;
развивать
слуховое
внимание,
навыки
звуко-буквенного
анализа
и
навыки
самоконтроля;
воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
обогащать словарный запас и развивать орфографическую зоркость.
Оборудование:
лента букв, су-джок, колокольчики, схемы-опоры, пеналы с
ручками и карандашами, карточки, резиночки на руки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Приветствие, проверка готовности к занятию: тетради, пеналы, волшебные резиночки
надеваем на правую руку).
2. Самомассаж пальцев рук с использованием су-джок..
Сделаем массаж рук.
Массируем каждый пальчик сначала правой, потом левой руки, проговаривая слова:
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Называется-большой (хором).
Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Называется-указательный (хором).
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Называется-средний (хором)
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. Называется–безымянный (хором).
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал. Называется-мизинчик (хором).
3. Разминка
а) Упражнение «Ухо - нос».
Правой рукой возьмитесь за левое ухо, а левой – за кончик носа. Одновременно отпускаем
ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью до наоборот (8 раз).
б) Упражнение «Полянка-грибок».
Левая рука – полянка: рука согнута в локте перед грудью, пальцы выпрямлены.
Правая рука – грибок: поставьте руку на полянку, пальцы сожмите в кулак.
Чередуем руки в медленном темпе, затем темп ускоряется.
4. Упражнения на дыхание.
а) Диафрагмальное дыхание.
Встаньте. Одна рука находится на грудной клетке, вторая на животе. Через нос вдыхаем,
надуваем шарик-живот, через рот выдыхаем (3 раза). Выдох происходит плавно, губы
складываются трубочкой, щеки не надуваются.
5.Актуализация опорных знаний.
Вспомним, что мы знаем о буквах и звуках.
По моей указке прочитаем буквы и понаблюдаем, как из нас вылетает озорной ветерок.
а
о
у
ы
э
я
ё
ю
и
е
Итак, как из нас вылетал озорной ветерок? (Легко и свободно).
Как одним словом называются эти буквы?
А если озорной ветерок, вылетая из нас, на своем пути встречает преграду: зубы, губы,
язык, то как называются такие звуки? Почему?
Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? (нет преграды, есть преграда).
Назовите парные согласные (пара – это сколько?)
Сейчас мы узнаем, с какой парой согласных звуков и букв мы сегодня будем работать.
Оптико-пространственное задание.
Для этого мы выполним оптико-пространственное задание и выясним, из какого слова
будем искать первый звук.
Открываем тетради, число уже подписано, задание вклеено в тетрадь. Вам нужно
скопировать изображение по клеточкам.
Какое изображение вы скопировали?
Возьмите зеркала в руки. Назовите 1-ый звук в слове «замок» [З].
Дадим ему характеристику по схеме-опоре.
1.
Гласный или согласный.
2.
Звонкий или глухой.
3.
Твердый или мягкий.
Определяем – это гласный или согласный? Произнесём. Почему (есть преграда –зубы)?
Звонкий или глухой? (руку к горлышку) Горлышко волнуется, звенит или спит? Мягкий
или твёрдый?
Вывод: [З] – согласный, звонкий, твердый.
Назовите, какое сейчас время года? (зима).
Возьмите зеркала в руки. Назовите 1-ый звук в слове «зима» [З’].
Назовите 1-ый звук в этом слове [З’]. Дадим ему характеристику по схеме-опоре.
1.
Гласный или согласный.
2.
Звонкий или глухой.
3.
Твердый или мягкий.
Определяем - это гласный или согласный? Произнесём. Почему (есть преграда – зубы)?
Звонкий или глухой? (руку к горлышку) Горлышко волнуется, звенит или спит? Мягкий
или твёрдый?
Вывод: [З’] – согласный, глухой, мягкий.
Звуки [З]-[З’], какой буквой обозначаются на письме? (Зэ)
Графический диктант.
Проведем графический диктант и узнаем, из какого слова будем искать третий звук.
В тетради стоит точка, откуда вы начнете рисовать.
Сравним с моим образцом. У кого также получилось? Как вы думаете, какое животное у
вас получилось? (собака)
Возьмите зеркала в руки. Назовите 1-ый звук в слове «собака» [С].
Дадим ему характеристику по схеме-опоре.
1.
Гласный или согласный.
2.
Звонкий или глухой.
3.
Твердый или мягкий.
Определяем – это гласный или согласный? Произнесём. Почему (есть преграда – зубы)?
Звонкий или глухой? (руку к горлышку) Горлышко волнуется, звенит или спит? Мягкий
или твёрдый?
Вывод: [С] – согласный, глухой, твердый.
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Как называется упражнение, которое вы сейчас делали? (Семья)
Возьмите зеркала в руки. Назовите 1-ый звук в слове «семья» [С’].
Назовите 1-ый звук в этом слове [С’]. Дадим ему характеристику по схеме-опоре.
1.
Гласный или согласный.
2.
Звонкий или глухой.
3.
Твердый или мягкий.
Определяем - это гласный или согласный? Произнесём. Почему (есть преграда – зубы)?
Звонкий или глухой? (руку к горлышку) Горлышко волнуется, звенит или спит? Мягкий
или твёрдый?
Вывод: [С’] – согласный, глухой, мягкий.
Звуки [С]-[С’], какой буквой обозначаются на письме? (Эс)
4. Сообщение темы занятия.
Звуки [З]-[З’], [С]-[С’], и буквы С-З
Цель - будем продолжать учиться различать их на слух, в произношении и на письме.
5. Тренировочные упражнения в дифференциации З – С.
а) Нейроигра “хлопни-топни”.
Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько букв прочитаете на доске. На З-
хлопни, на С-топни. Одновременно называем и выполняем действие. (З С З- хлоп, топ,
хлоп; З С З З С хлоп-топ, хлоп, хлоп, топ)
б) Дифференциация [З] – [З`] [С] – [С`], в словах.
Какие из звуков [З] – [З`] или [С] – [С`] звонкие?
Сейчас я буду произносить слова. Слушайте внимательно. Если в слове есть З или ЗЬ, то
звоним в колокольчик, колокольчик работает, а если другие звуки, то нет, колокольчик
отдыхает, спит.
Сова, зонт, барсук, письмо, коза,лось, гнездо, бензин, капуста, музей, хозяин, ласточка,
кресло, забор.
6. Письменные упражнения по дифференциации букв З-С.
А) Восстановление деформированных слов: ни-са, ка-зы-му, зи-кор-на..
У меня на карточке было написано слово. Подул сильный ветер и оно разлетелось.
Догадайтесь, какое слово было написано?
Отступить 2 клеточки вниз от рисунка. Одно слово составили и записали. Первое
слово с большой буквы, остальные с маленькой через запятую.
Составили слово «Сани», запишите. Произнесите слово с ударением. На какой слог
падает ударение? На первый, на гласную А, поставьте ударение карандашом. Какой
первый звук, мягкий или твердый? Берем синий карандаш и подчеркиваем первую букву.
Составили слово «Музыка», запишите. Произнесите слово с ударением. На какой
слог падает ударение? На первый, на гласную У, поставьте ударение карандашом.
Назовите второй слог. Какой согласный звук, мягкий или твердый? Берем зеленый
карандаш и подчеркиваем букву.
Составили слово «Корзина», запишите. Произнесите слово с ударением. На какой
слог падает ударение? На второй, на гласную И, поставьте ударение карандашом. Какой
первый звук, мягкий или твердый? Берем зеленый карандаш и подчеркиваем букву.
Б) Работа с деформированным предложением. Письмо по памяти.
Прочитайте слова на доске. Сидит, кустом, под, заяц.
Составьте предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое. Назовите второе.
Назовите третье. Назовите четвертое. Какие правила написания предложений мы знаем?
Первое слово в предложении пишем с большой буквы, в конце предложения ставим
точку, слова в предложении пишутся отдельно.
Смотрим за моей рукой, слушаем меня внимательно, повторяем за мной.
Заяц спрятался под кустом. Отмечаем орфограммы красными фонариками.
Закрываю предложение, дети пишут по памяти.
Сверяем написанное с доской.
8. Работа над пониманием предложения.
Исправьте предложение.
Послушайте предложение и скажите, правильно ли оно составлено.
1. Корзину достали из яблок
2. Зрители выступают перед артистами.
Проговариваем новое предложение одновременно с упражнением кулак-ребро-ладонь.
9. Итог занятия.
Прочитайте тему занятия. Что мы сегодня учились делать?
Чем похожи З-С?
Чем отличатся З-С?
Кому понравилось занятие?
10. Награждение.