Напоминание

«РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК»: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ»


Автор: Зарайская Инесса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №269
Населённый пункт: г. Снежногорск Мурманская область
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК»: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ»
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская работа на тему:

«РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК»:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ» СЛАЙД 1

СЛАЙД 2Добро и зло, положительные и отрицательные герои, главные и

второстепенные? Как определить, кто хороший, а кто плохой в произведении? Добро и зло

ведут постоянную борьбу, поэтому в художественном произведении бывает трудно

определить какой персонаж хороший, а какой плохой. В сказках все не так: мы знаем, что

Кощей Бессмертный, Змей Горыныч– плохие, а Иван Царевич, Василиса Премудрая–

хорошие. За определенными героями закрепились в нашем сознании определенные роли,

так как сами герои «переходят» из сказки в сказку.

Кажется, что все роли в сказках, хорошие и плохие, давно распределены, но давайте

попробуем по-новому взглянуть на некоторых сказочных героев. Такие ли они

положительные на самом деле? Данный интерес определил направление нашего

исследования.

СЛАЙД 3 Актуальность исследования состоит в том, что нестандартный подход к

анализу русской народной сказки «Колобок» позволит развить интерес к самообучению,

умению систематизировать материал и оригинально мыслить.

СЛАЙД4

Целью

исследования

является

изучение

положительных

и

отрицательных сторон персонажей русской народной сказки «Колобок».

Задачи исследовательской работы Вы видите на СЛАЙД 5

СЛАЙД 6 Объект исследования. Русская народная сказка «Колобок».

Предмет: образ положительных и отрицательных героев в сказке.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в сказке Колобок вовсе не

положительный герой, а лесные звери возможно и не такие отрицательные.

Новизна работы заключается в философском авторском анализе русской народной

сказки «Колобок», в оригинальном эксперименте, который очень понравился детям.

СЛАЙД 7Методы исследования представлены на слайде

СЛАЙД 8 Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется

тем, что проведенное исследование поможет современному читателю сохранить интерес к

такому литературному жанру как сказка. Анкетирование и эксперимент доказывают в

работе, что можно изучать и анализировать произведения нестандартным, оригинальным

методом, тем самым проявляя у детей интерес к литературе.

СЛАЙД 9 1 этап. Теоретическое исследование проблемы

Мы изучили историю происхождения русской народной сказки «Колобок» и её

героев. Провели анализ сказки и выяснили, что скрывается за привычными строками

произведения. Чему мы и посвятили практическую часть исследования.

СЛАЙД 10 2 этап.Практическое исследование проблемы

Своё исследование я начал с чтения словаря Владимира Ивановича Даля. В его

толковом словаре понятие «Колобок» — это уменьшительное слово от слова

«Колоб» (скатанный ком, шар, небольшой, круглый хлебец),и означает «небольшой

круглый хлеб или толстая лепешка». Она пеклась в деревнях в виде хлебного кома,

который разбухал во время выпечки. Меня заинтересовал тот факт, что колобки

пекли только, когда не хватало запасов, которые нужны для выпечки обычного

хлеба. Если проследить, откуда появилось слово Колобок, то мы увидим, что часть

слова «коло» обозначает что-то округлое.

«Колобок», русская народная сказка, которая впервые была записана в сборнике

собирателя сказок А. Афанасьева. СЛАЙД 11 Сюжет русской народной сказки

«Колобок» - очень простой: голодные дед и баба делают из последних запасов

хлебное изделие, которое вдруг оживает и сбегает прямо со стола. СЛАЙД 12 По

пути Колобок убегает от зайца, волка и медведя, но ему не удаётся сбежать от лисы,

которая его съедает, применив хитрость.

В этой сказке много поучительного. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не

факт, что повезет в пятый», «Не будь очень самоуверенным» и т. д. Я читал

несколько вариантов сказки. В одном из вариантов Колобок даже смог сбежать от

Лисы и вернуться домой. Но с таким концом сказка стала просто неинтересной.

СЛАЙД 13 В сказке показана простая бедная деревенская семья, которой не хватает

средств на пропитание, из последних запасов решившая испечь Колобок. СЛАЙД 14

Также есть лесные звери, оказавшиеся глупыми и наивными. Они слушают его

песенку, и не задумываются о том, что Колобка можно просто съесть. Никто из

зверей не пытается догнать Колобка, который просто катится по дорожке. СЛАЙД

15 Лиса - главный отрицательный герой, при помощи которого сказка становится

поучительной. Она показала то, ради чего сказка и создавалась - что опасно просто

так взять и уйти без оглядки из дома. СЛАЙД 16 Колобок – весёлый, румяный, но

непослушный. СЛАЙД 17 Он без спроса сбежал от Бабы и Деда и самостоятельно

укатился в лес, где повстречался с опасностью, которая его неожиданно подстерегла.

Но так ли хорош Колобок? Во-первых, он маленький. Во-вторых, его появление

связано с определенными трудностями. В-третьих, сам внешний вид Колобка

внушает положительные эмоции: он румяный, округлый, пышущий жаром, полный

сил. В-четвертых, в конце сказки его, наивного, обманом уничтожают, то есть он

страдает. Итак, по нескольким признакам мы можем судить, что Колобок

положительный.

СЛАЙД 18 Животные в сказках обычно являются отрицательными: Лиса – хитрая,

Волк – хищник, Медведь – неуклюжий, Заяц – трусливый. Но, если рассмотреть их с

другой стороны, то мы увидим интересную особенность: они выступают героями,

наказывающими «плохого» Колобка.

Почему Колобок – отрицательный персонаж? Во-первых, его внешний вид может

принадлежать отрицательному персонажу.

СЛАЙД 19

Например, царский сын

Андрюшенька из сказки «Варвара-краса, длинная коса». Он тоже полный, румяный,

но качества проявляет отрицательные: не уважает старших, делает все наперекор.

Во-вторых, несмотря на трудности, с которыми старуха его испекла, он не проявляет

уважения к ней, убегая из дома. СЛАЙД 20 Колобок – ребенок, так как он родился

недавно, а его желание убежать от родителей противоречит правилам безопасности.

В-третьих, его поведение в разговорах с незнакомыми героями сказки можно назвать

вызывающим. Колобок не просто убегает от незнакомых, а провоцируя своих

собеседников, поет им песенку.

СЛАЙД 21 Зло, или отрицательные качества какого-либо героя в сказках всегда

должны быть наказаны. В роли такой карающей силы в сказке «Колобок»

выступают звери, с которыми встречается главный герой.

СЛАЙД 22 Сказка «Колобок» учит не разговаривать с незнакомыми людьми. Ещё

она учит преодолевать трудности. Колобка съел бы еще в начале сказки заяц, если

бы не хитрость Колобка: «Давай, я тебе песенку спою». Колобок учит ребенка не

теряться в сложной ситуации, а искать выход.

СЛАЙД 23

Для того, чтобы узнать кто же всё-таки положительный, а кто

отрицательный герой в русской народной сказке «Колобок», и как вообще ребята

относятся к этой сказке, среди учащихся 2 класса, мы провели анкетирование.

Результаты анкетирования были представлены на слайдах.

СЛАЙД 24 Практическое применение результатов

В результате проведённого исследования мы выяснили, откуда произошло

название «Колобок», как его готовили, и как он выглядел. Ещё раз прочитав сказку и

проведя анкетирование, я выяснил, что эта сказка знакома всем, и все знают героев

этой сказки. На вопрос: «Кто положительный, а кто отрицательный герой в сказке?»

ребята однозначно ответили, что положительный только Колобок.

СЛАЙД 25 Также мы провели мастер-класс во 2-В классе с дегустацией колобков. Я

рассказал ребятам об истории возникновения сказки, описал и объяснил, как на Руси

готовили колобки.

СЛАЙД 26 Затем мы вместе рассмотрели наших колобков,

определили их настроение и дружно ими полакомились. После этого мнение ребят о

том, кто в сказке является положительным героем, изменилось. Они дружно сказали,

что, возможно, голодные звери не такие уж отрицательные и злые.

СЛАЙД 27 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования