Автор: Зарайская Инесса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №269
Населённый пункт: г. Снежногорск Мурманская область
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: «КУЛЬТУРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ СИМВОЛАХ»
Раздел: начальное образование
1
Слайд 1
Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему:
«КУЛЬТУРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ СИМВОЛАХ»
Любое сообщество с богатой историей дорожит своими отличительными знаками,
которые являются его культурным капиталом.
Слайд 2.
По мнению российского
культуролога
и
филолога
Олега
Робертовича
Кудакова
«пренебрежительное
отношение к геральдическим материям и вообще к местным символам... чаще всего
является случаем социального бескультурья».
Слайд 3. Тема о гербе России и, в частности о гербах Мурманской области,
заинтересовала меня. Я никогда не задумывался, что гербы могут рассказать о
культуре края. Изучая различные источники массовой информации, я решил узнать о
том, какие животные и растения, а также деятельность человека нашли отражение на
гербах Мурманской области.
Данный интерес определил направление данного исследования.
Слайд 4. Актуальность проблемы исследования очевидна: знания о геральдике
позволяют изучить более подробно культуру родного края, открыть значение
символов на гербе, чтобы понять, чем занимались наши предки, что было главным в
их жизни, какие духовные ценности они хранили.
Слайд 5.
Цель
исследования: изучить принципы геральдики и определить
взаимосвязь геральдики и культуры.
Слайд 6. Задачи представлены на СЛАЙДЕ.
Слайд 7. Объект исследования: геральдика.
Предмет: взаимосвязь геральдики и культуры.
Гипотеза: на наш взгляд, знание основных геральдических принципов и правил
позволит более подробно и всесторонне изучить культуру родного края.
Слайд 8. Методы исследования представлены на СЛАЙДЕ.
Новизна
данной работы состоит в том, что геральдика и культура обычно
изучаются отдельно друг от друга, мы же предполагаем, что эти области науки тесно
взаимосвязаны, поэтому их изучение должно происходить параллельно.
2
Слайд 9. Теоретическая значимость заключается в изучении истории геральдики в
России и основных геральдических правил.
Практическая значимость
исследования: в результате проведенного анализа
взаимосвязи геральдики и культуры мы планируем создать обучающую игру,
связанную с этими направлениями, которая может быть использована на уроках и
внеклассных мероприятиях для младших школьников.
Слайд 10. В теоретической части исследования мы изучили понятие «Геральдика», её
принципы.
Через
геральдику
Мурманской
области
рассмотрели
культурные
особенности нашего региона.
Слайд 11. Например, герб Мурманской области.
Северное сияние указывает нахождение Мурманской области за Полярным кругом.
Якорь - символ мореплавания и рыбного промысла.
Кирка - символ горно-рудной промышленности.
Меч - символ ратного труда и воинской славы.
Утвержденные символы лучше всего отражают характерные исторические, культурные и
географические особенности Мурманской области.
Слайд 12. Использованные в региональной символике цвета олицетворяют: лазоревый
(синий, голубой) - красоту и величие, червленый (красный) - мужество и силу, золотой -
богатство, серебряный - чистоту.
Слайд 13. В практической части исследования, в целях изучения объема знаний
учащихся о геральдике мы провели анкетирование, Вопросы анкеты представлены на
СЛАЙДЕ.
Слайд 14. При ответе на первый вопрос анкеты 75% учащихся указали, что не знают
что такое геральдика, это доказывает, что сведения о науке составления гербов
школьникам не известны, но в целом они понимают, что изображение на гербе
составляется не произвольно, а по каким-то определенным правилам.
Слайд 15.
Ответы на
второй вопрос
подтвердили, что респонденты мало
интересуются символикой в целом и историей создания символики родного края, в
частности, так как отрицательно ответило на этот вопрос большинство (65%)
респондентов.
3
Слайд 16. Третий вопрос подразумевал свободный ответ, поэтому были названы
различные символы, не всегда употребляемые в геральдике, например, береза (8%),
корона (7%), кремлевская стена (7%), лев (6%), поле или лес (по 5%) и т.д. При этом
школьники имеют слабое представление о том, как символически изображается тот
или иной знак, что говорит о незначительных познаниях о геральдике как науке.
Слайд 17. В ответах на четвертый вопрос прозвучали символы, изображенные на
гербе Мурманской области, что свидетельствует о том, что культурные знания и
отражение
их
на
гербе
области
соотносятся:
якорь
(корабль)
назвали
60%
опрошенных, снег, лед, северное сияние (25%), лев, меч, богатырь (8%). Причем
описывая выбор того или иного изображения, учащиеся довольно точно объясняли его
смысл, доказывая, почему он должен быть на гербе.
Слайд 18. Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что о науке
геральдике
учащиеся
имеют
слабое
представление.
Приведенные
результаты
показывают, что необходимо развивать у школьников не только знания о символике
гербов, но и рассказывать об истории принятия государственных символов области, а
также сопоставлять имеющиеся культурные ценности и символы, их обозначающие.
Слайд 19. С целью развития знаний о геральдике и культуре родного края мы
разработали настольную игру, которая поможет не только изучить геральдику, но и
развивать культурологические знания у учащихся младших классов.
Игра представляет собой поле, на котором расположены пункты. Игрок, бросая
кубик, определяет, на какое поле на ленте должен поставить фишку. Поля
сопровождаются вопросами, касающимися символики, геральдики родного края, а
также понятий его культурных ценностей. Игрок, не ответивший на вопрос,
пропускает ход.
Занимательность игре предает наличие красочного визуального оформления:
изображение Кольского полуострова, по которому как бы путешествуют игроки.
Нами была проведена апробация игры в 3 классе. Интерес был отмечен среди
одноклассников.
Слайд 20. В результате проведенного исследования мы узнали, что геральдика –
интересная наука, которая имеет свои правила. Гербы и флаги не могут меняться
4
произвольно, так как являются не просто картинками, а отражают важнейшие
культурные ценности. На гербах обычно символически изображаются самые важные
вехи в истории и культуре народа: памятники, военные события, занятия населения,
хозяйственная деятельность. Раньше на гербах могли быть изображены животные –
покровители рода. Именно поэтому герб можно читать как книгу, на нем изображена
вся история того или иного народа. При этом герб, как отпечаток пальца, всегда
индивидуален, нет повторяющихся гербов, потому что у каждого государства, даже у
каждого населенного пункта есть своя история и своя культура, наиболее значимые
события которой отражаются на гербе.
Слайд 21. Мы рассмотрели взаимосвязь изображений на гербе и культуры народа.
Наша гипотеза подтвердилась: по символам герба можно изучать историю и культуру
родного края, так как она зашифрована в изображениях и цветах герба. Но для этого
требуются специальные знания.
Герб – раскрытая книга, нужно лишь уметь прочитать ее, знать язык и тогда многое
в истории и культуре народа станет ясно.
Слайд 22. Спасибо за внимание! Готов ответить на Ваши вопросы.