Напоминание

Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка


Автор: Пидюкова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОО Дмитриево Помряскинская СШ
Населённый пункт: село Дмитриево Помряскино, Старомайнский район
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка

В России на данный момент насчитывается свыше 2 миллионов детей с

ограниченными возможностями, что составляет 8% от общего числа детей, из

которых около 700 тысяч — это дети с инвалидностью. Дети с ограниченными

возможностями здоровья — это лица младше 18 лет, которым требуются особые

условия для образовательного процесса из-за физических или психических

нарушений, как временного, так и постоянного характера. Дети-инвалиды — это

подростки, имеющие серьезные стойкие проблемы со здоровьем, возникающие

из-за болезней или травм.

В новом тысячелетии важно рассматривать людей с ограниченными

возможностями не только как объекты социальной помощи, но и как активных

участников общества. Это подчеркивает необходимость поиска наиболее

эффективных методов обучения и интеграции таких детей. Правильно

разработанный индивидуальный образовательный маршрут помогает в развитии

каждого школьника.

Процесс урока закрепления знаний включает несколько этапов: организацию,

проверку домашнего задания, актуализацию знаний, установление целей и

мотивирование, а затем поступательное применение и закрепление знаний в

различных условиях. Также важно дифференцирование заданий для всех

учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, что

способствует их успешной учебе.

Важно отметить, что интеграция детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательный процесс требует значительного внимания со стороны

учителей и родителей. Специальные педагогические подходы, такие как

использование адаптивного оборудования и технологий, могут существенно

облегчить обучение. При этом следует учитывать индивидуальные особенности

каждого ребенка, что позволит создать комфортную образовательную среду.

Кроме того, создание инклюзивных классов способствует формированию

позитивного отношения среди сверстников. Взаимодействие с детьми с

ограниченными возможностями помогает развивать эмпатию и толерантность в

обществе. Такие уроки становятся не только местом получения знаний, но и

площадкой для социализации.

Родителям также необходимо активно участвовать в образовательном процессе

своих детей, чтобы поддерживать их и мотивировать к учебе. Совместные

мероприятия, экскурсии и игровые формы обучения могут выявить скрытые

таланты и способствовать развитию уверенности в себе. Важно помнить, что

каждый ребенок, независимо от ограничений, имеет право на полноценное

участие в жизни общества и доступ к качественному образованию.

"Цветной" диктант — это увлекательный и оригинальный метод, который

помогает активизировать участие детей в учебном процессе и сделать занятия

более интересными. В этом подходе используется цветовая палитра для

визуального восприятия информации и повышения мотивации к обучению.

Вот несколько идей по внедрению этого метода:

1.

2.

Выбор цветов: Каждому цвету можно присвоить определённое значение.

Например, красный может обозначать важную информацию, синий — пример, а

зелёный — расширение темы. Это поможет детям легче ориентироваться в

материале и выделять ключевые моменты.

3.

4.

Интерактивные задания: Вместо традиционного диктанта, можно

предложить учащимся заполнять пробелы в тексте, используя цветные карточки с

буквами или словами. Это добавит элемент игры и сделает процесс более

активным.

5.

6.

Использование технологий: Приложения и программы для создания

презентаций могут помочь визуализировать "цветной" диктант. Дети могут

работать на планшетах или компьютерах, получая возможность не только

слышать задания, но и видеть их в ярком исполнении.

7.

8.

Обсуждение результатов: После выполнения задания можно проводить

коллективное обсуждение ошибок и успехов. Это создаст атмосферу поддержки

и поможет детям лучше усваивать материал.

9.

10.

Включение движений: К обучающим занятиям можно добавить элементы

подвижной активности, такие как перемещение по классной комнате для

нахождения соответствующих цветных карточек или выполнение заданий в

различных зонах.

Таким образом, информационные технологии и креативные подходы, такие как

"цветной" диктант, могут стать мощными инструментами в работе с детьми с

ограниченными возможностями здоровья, способствуя развитию их

познавательного интереса и мотивации к обучению.



В раздел образования