Автор: Петрова Олеся Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Чувашия, Урмарский район, д.Арабоси
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: "ОТКУДА ПРИШЕЛ К НАМ ХЛЕБ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
деревня Арабоси
Урмарского района Чувашской Республики
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕМЕ: «ОТКУДА ПРИШЕЛ К НАМ ХЛЕБ»
Выполнила:
воспитатель
Петрова О.Л.
д. Арабоси
2017 г
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Социально-
коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная.
Цель:
Закрепить представление о том, что хлеб — основной продукт питания человека.
Задачи:
обучающие:
-продолжать знакомить детей со злаковыми растениями;
-формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба;
-продолжать закреплять образования прилагательных;
-расширить представление о развитии растений в разных условиях;
-продолжать учить анализировать результаты своих наблюдений;
-продолжать учить детей вырезать овальные формы и наклеивать детали;
-познакомить детей с пословицами;
-познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий;
развивающие:
-продолжать развивать память, внимание, мышление через игровые упражнения;
-продолжать развивать у детей чувство коллективизма;
-обогащать словарный запас, развивать связную речь.
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к хлебу и труд людей, его выращивающих;
Обогащение словаря:
борона, элеватор, мельница, зерновые культуры, хлебопекарня.
Планируемые результаты:
-закрепить знания детей о хлебе;
-воспитать бережное отношение к хлебу;
-наладить дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
-рассматривание зерен, колосьев;
-рассматривание альбома «Хвала рукам, что пахнут хлебом»;
-рассматривание картины И. Шишкина «Рожь»;
-сравнение на вкус хлебобулочных изделий;
-рассматривание иллюстрации, на которых изображены старинные орудия труда; разучивание стихов;
-загадки.
Педагогические технологии:
-
игровая мотивация образовательной деятельности;
-физкульт минутка;
-ИКТ.
Методы и приемы:
-
сюрпризный момент;
-беседа (объяснение) воспитателя;
-вопросы воспитателя/ответы детей;
-игровое упражнение «Измени «хлеб» по смыслу»
-чтение стихов детьми;
-физкульт минутка;
-работа детей;
-угощение детей и гостей.
Оборудование:
набор картинок; конверты с разрезными картинками; контейнер с землей, опилками,
песком; лейка; зерно пшеницы; камни плоские; кофемолка; ноутбук.
Деятельность детей: Длительность – 25 мин.
Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
Ой ребята, посмотрите, у нас тут дерево растет, а дерево не простое, а волшебное.
- Как у наших, у ворот чудо-дерево растёт,
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А интересные задания и картинки на нём.
Вы все к дереву идите, что в конвертах посмотрите.
( Дети подходят к чудо-дереву, снимают конверты, смотрят и собирают разрезные картинки.)
Давайте мы с вами соберём разрезные картинки и посмотрим, что у нас получится.
Назовите, что у вас изображено на картинках? (ответы детей) Как всё это можно назвать одним словом?
(Хлебобулочные изделия)
Вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О хлебе).
(картина с хлебобулочным изделием)А4
Давайте с вами подумаем и назовем, какой бывает хлеб?
-вкусный
-мягкий
-черствый
-белый
-горячий
-свежий
-ароматный
-аппетитный
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, хлеб мы едим каждый день. А как же необходимо обращаться с хлебом?
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё
здоровье.
- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили
прощения за это.
А что можно приготовить из чёрствого хлеба? (лишнего хлеба).(на прогулке птичкам накрошить на
кормушки)
И тем не менее хлеб нужно беречь. Человек, который не научился беречь хлеб, никогда не будет
пользоваться уважением окружающих.
А давайте мы отправимся на экскурсию на поезде и узнаем какой путь проходит зерно, чтобы
стать хлебом. (Картинки)
Станция «Поле» (картинка с трактором который пашет землю)
Гребнем частым, борона
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
Давайте рассмотрим трактора и приспособления, которые люди используют при выращивании злаков.
Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет
за собой борону, она рыхлит землю.
Какие работы выполняются на полях с использованием трактора? (На тракторе боронят, рыхлят,
разбивают комья для того, чтобы земля стала мягкой и в ней хорошо сохранялась влага.
Давайте отправимся дальше.
Станция «Сеялка» (картина с сеялкой)
Сеял сеятель старинный
Из лукошка решета
Нынче сеялка-машина
Этим делом занята.
Сначала зернышко пшеницы сажают в землю.
А хотите мы с вами вырастим свою пшеницу. Что нам для это понадобится?
Посадка зерен пшеницы в три горшка:
-с песком
-опилками
-землей
В какой емкости быстрее и дружнее прорастет зерно. Мы с вами каждый день будем ухаживать,
поливать зернышки и посмотрим, в каком горшочке прорастет быстрее.
А что нужно пшенице чтобы оно выросла быстрее. (свет, тепло, вода)
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на земле,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Потом вырастают вот такие колоски (показать колоски ржи, пшеницы — спросить какой хлеб
получается из колосков ржи и пшеницы).
Аппликация
А давайте с помощью аппликации сделаем колосок пшеницы. Сначала я покажу пример, как это
делается, а вы ребята внимательно смотрите. На листе бумаги вы должны приклеить по зернышку.
(коллективная работа)
Молодцы, какой замечательный колосок у нас получилось.
А давайте отдохнем. (физкульт минутка)
Вырос в поле дом, (поднимаются из положения сидя)
Полон дом зерном.
Колоски золочёные, (руки поднимают вверх, качают из стороны в
На ветру качаются. сторону)
На ветру качаются, (качают руками и наклоняются вниз)
Низко наклоняются.
Продолжаем нашу экскурсию.
Станция «Комбайн» (картина с комбайном) Посмотрите на эту картину.
Для чего используют на полях комбайны? (комбайны убирают урожай) Они скашивают рожь или
пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном,
подъезжает грузовая машина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов.
Так из колоса тугого
Выбивается зерно,
Вот, пожалуйста готово!
В ящик сыплется оно.
А давайте, ребята, поиграем на внимание «Не ошибись»
Правила игры. Дети сидят на стульчиках. Когда ведущий поднимает красный флажок- дети дружно
хором должны сказать «Пшеница». ,когда синий- «Рожь». А когда ведущий поднимает обе руки, все
кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать детей.
Молодцы ребята, не устали.
Станция «Элеватор»
Ребята, где хранят зерно? (зерно хранят на элеваторе)Это такое большое сооружение, в котором зерно
сушат, очищают и взвешивают. Поняли, что такое элеватор?
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот его берут
В порошок его сотрут.
Что с ним делают на мельнице? (На мельнице перемалывают в муку.)
А хотите попробовать сделать муку так, как делали ее давным-давно?
И сейчас, я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию для экспериментирования.
Эксперимент: в лукошке зерна пшеницы, камни – плоские, кофемолка.
Дети встают вокруг стола. На столе лежат зёрна ржи и пшеницы - Ребята, вспомните пожалуйста, как
древние люди получали муку? (Растирали зёрна о камин, толкли в ступке, мололи на мельнице). А
сегодня мы с вами тоже попробуем получить муку в домашних условиях. Дети берут одно зерно
пшеницы и два камня, кладут зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор,
пока не получится мука. Снимают пробу. Размышляют. Ну как ребята, устали. Видите, какая тяжелая
работа.
У меня есть кофемолка, давайте насыплем в неё немного зерна и включим. (Показывает) Что вы
видите? Что произошло с зерном?
Каким способом людям легче молоть муку вручную или с помощью техники? Вот поэтому люди и
сталистроить мельницы и мукомольные заводы. Показ картины.
Станция «Хлебопекарня»
Стали зернышки мукою
Не дадут и ей покоя
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
Что происходит дальше? (Муку везут на хлебозавод, в пекарню, где из нее выпекают хлеб.)
Множество рук потрудились над пшеничными зернами для того, чтобы они превратились в каравай
хлеба. (хлебобулочные изделия)
Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?». Дети встают в круг. Воспитатель
по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.
Хлеб - наше богатство, в него вложено труд многих людей. А почему, говорят, что хлеб - всему голова?
Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить; он не сможет полноценно завтракать,
обедать, ужинать, если не будет хлеба. А вот послушайте еще одну пословицу.
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи», - гласит русская народная пословица. (Повторяет пословицу) Вы
догадались, о чем идет речь? Правильно, хочешь калачей - трудись.
Послушайте пословицы о хлебе и труде и кто знает помогайте мне. (Хлебушко – пирогу дедушка. Много
снега – много хлеба. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хлеб всему голова. Хлеб да каша пища наша. Хлеб
хлебу брат. Хлеба ни куска, так и в доме тоска. Кто не работает - тот не ест. Не трудиться — хлеба не
добиться.)
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
им спасибо говори –
Их за все благодари.
Вы должны изменить «хлеб» по смыслу.
Я знаю пословицу о … (хлебе)
Мама купила пшеничный … (хлеб)
Дети едят суп с … (хлебом)
Я не люблю есть суп без … (хлеба)
Ваня пошел в магазин за … (хлебом)
У меня дома нет … (хлеба)
Хлеб ржаной, батоны булки,
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Свои силы не жалеют.
А теперь проведем итог сегодняшней экскурсии (компьютер-презентация). Весной, вспахав поля,
засевают их чем? (пшеницей и рожью). Из зерна вырастает что? (колосья), в них созревают новые зерна.
И тогда выходят на поля мощные машины. Как они называются? (комбайны). Комбайны скашивают и
обмолачивают пшеницу (рожь). Кто вывозит зерно с полей? ( машины). Куда везут на хранение зерно?
(элеватор) А кто подскажет ,где делают муку? ( на мельнице). С мельницы оно идет в хлебопекарни. Там
выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.
- ребята, что нового вы сегодня узнали? (Как муку делают). А что вам именно понравилось? Вы сегодня
молодцы, все старались.
Стук в дверь (корзина с хлебобулочными изделиями)
Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет.
А я для вас приготовила угощение.
Хлеб такой душистый
Вкусный, теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал пришел.
Кого мы в первую очередь угостим? Правильно, гостей. И сами попробуем.
Думаю, вы ребята , будете бережно относиться к хлебу и всем всем расскажете, как его растят и готовят.