Автор: Анохина Любовь Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУДОСО "Ирбитская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Ирбит Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с родителями
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Свердловской области «Ирбитская детская музыкальная школа»
Организация работы с родителями
Преподаватель ГБУДОСО «Ирбитская ДМШ»
Анохина Любовь Петровна
г.Ирбит
2024 год
1
Содержание:
1. Введение.
2. Аспекты работы преподавателя ДМШ и ДШИ с родителями ученика
3. Советы родителям по организации домашних занятий детей
4. Приложение №№ 1 - 3
5. Список использованной литературы
2
Введение.
Таланты создавать нельзя,
но можно и нужно создавать среду
для их проявления и роста.
(Г.Г. Нейгауз)
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поёт песни Чебурашки, и
слуха у него кажется нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить,
и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что
ребёнку вообще некогда – английский, спортивные секции, хореография
и другие увлечения, но есть немало причин учить детей музыке, и эти
причины должны знать современные родители:
* Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов,
русских и европейских. Музицировать – это воспитание светских манер.
* Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на
инструменте надо постоянно, регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в
будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы
тренируются в спортзале и на катке.
3
* Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он
пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует
абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает что
в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве.
* Музыка и язык – близнецы-братья. Фразы и предложения, запятые и
точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и
поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова,
быстрее усваивают грамматику.
* Музыкальные занятия развивают коммуникативные навыки. За годы
учебы ребенок-музыкант познакомится со многими композиторами.
Играя, их произведения, ему придётся передать характер той эпохи, в
которой они жили, манеру чувствовать.
* Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих
делать много дел сразу. Читать в скрипичном и басовом ключах,
соблюдать ритм, уметь найти нужные клавиши, увидеть каким пальцем их
нажать.
* И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Немудрено,
что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: посмотрите
на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в
детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого
рвения? Конечно, занимались не все, но занимались. И у нас есть причины
последовать их вдохновляющему примеру.
4
1. АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДМШ И ДШИ
С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКА
Принятие решения о том, чтобы заняться деятельностью помимо
учебы поступить в школу дополнительного образования – важный и
ответственный момент для ребенка и родителей. Важно принять это решение
взвешенно, понимая, что нагрузка, как на ребенка, так и на родителей
значительно увеличится.
Обучение в музыкальной школе это длительный процесс,
занимающий от пяти до восьми
лет, а это очень большой промежуток
времени. И родителям следует помочь понять, что не только ребенок, но и они
сами берут на себя ответственность о том, насколько плодотворным будет этот
период жизни семьи.
Дело в том, что зачастую именно на родителей ложится задача
поддержания интереса ребенка к занятиям в музыкальной школе. Дети первое
время очень мотивированы на получение новых знаний, они увлекаются игрой
на музыкальном инструменте, обучением нотной грамоте. Однако потом
понимают, что требуется много сил, а это большая нагрузка; что в занятиях
должна быть система, а это требует большого количества времени не только
для посещения школы, но и для домашних занятий. Если
им удается
поддерживать изначально высокий уровень интереса к занятиям, то и
результаты обучения будут более выраженными.
Родителям нужно помочь ребенку организовать распорядок дня, чтобы
хватало времени как для занятий, так и для свободного времяпровождения
ребенка. Важен баланс учебы и отдыха, чтобы ребенок не чувствовал себя
обделенным, глядя на других детей, которые играют и смотрят мультики.
Замечено из педагогического опыта, что те дети, в обучении которых
родители принимают большое участие, имеют более высокие результаты.
5
Нередко бывает так, что ребенок приходит с отличными данными, но
родителями ситуация пускается на самотек. В этом случае
ребенок
занимается, когда хочет, никто не отслеживает результаты выполнения
домашних заданий, не интересуется его успехами. Часто такие дети из-за
недостатка
внимания
со
стороны
родителей
не
добиваются
должных
результатов, несмотря на их отличные данные.
Существуют и иные примеры, когда дети со средними данными за счет
заинтересованности родителей показывают удивительные результаты. Часто
бывает, что такой правильно мотивированный ребенок, родители которого
постоянно
поддерживают
интерес
к
занятиям,
добивается
хороших
результатов в обучении и нередко связывает свою жизнь с музыкой.
Когда семья приходит первый раз в музыкальную школу, заметно, что
родители еще не представляют, какой предстоит труд со стороны ребенка и с
их стороны. И только со временем это становится ясно.
Когда ребенок приходит в музыкальную школу, желательно, чтобы у
родителей в начале обучения находилось время, чтобы:
1. Присутствовать на уроках специальности. В силу своего возраста
дети не всегда могут правильно выполнить то задание, которое дает педагог.
Присутствуя на уроках у своего ребенка, родители начинают понимать,
что в обучении игре на инструменте не бывает мелочей.
Очень важен контакт педагога с родителями, и родительских собраний
не
всегда
хватает,
нужны
индивидуальные
встречи,
чтобы
обсудить
особенности характера и психической организации ребенка. Такие беседы
приносят большой результат, так как родители чувствуют, что педагог
понимает их ребенка и сами дают много важной информации педагогу,
подсказывая наиболее простой путь для достижения тех задач, которые
ставятся перед маленьким учеником в классе. Такой контакт желателен на
протяжении всего обучения ребенка, и только совместно с родителями педагог
может добиться значительных результатов.
6
2.Желательно, чтобы первые родительские собрания для вновь
поступивших
специально
были
спланированы
тематически.
Например,
отдельная тематика – организация домашних занятий, режима дня, другая
возможная тематика – знакомство родителей с программой в классе
специальности, с графиком зачетов, академических концертов. Так как в
классе специальности бывают дети разного возраста, кто-то выпускается, а
кто-то только пришел в класс преподавателя, то и работу с родителями следует
спланировать исходя из этого.
3.Отдельной темой является работа с родителями по формированию у
юного музыканта успешного самоощущения на сцене. Особую роль в этом
может играть опять же помощь родителей. Они могут дать ребенку
возможность исполнить свою концертную программу, организуя домашние
концерты, приглашая знакомых, или используя любое торжество для того,
чтобы юный музыкант играл перед публикой. Такая публика является самой
благодарной и часто закрепляет у учащегося положительный исполнительский
опыт, снимая часть напряжения в будущем.
Домашние концерты полезно организовывать с объявлением
программы концерта и поклоном исполнителя, а также поощрять ребенка
аплодисментами. Желательно, чтобы атмосфера выступления была наиболее
приближена к реальным условиям. Играя перед знакомой и доброжелательно
настроенной публикой, даже самый стеснительный ученик постепенно учится
справляться с напряжением и чувствовать себя более комфортно, получать
удовольствие от выступления и постепенно обретает желание выходить на
сцену.
4.Также важным аспектом образования является и музыкально-
эстетическое воспитание ребенка. Большую пользу приносят совместные
поездки с родителями и учащимися на концерты, театральные постановки и
посещение экскурсий. Для юного музыканта важно слышать произведения в
хорошем
исполнении,
конечно,
в
идеале
это
живые
выступления
профессионалов.
7
Нашему городу в этом плане повезло: ежегодно к нам приезжают
артисты Свердловской государственной областной филармонии. Посещение
таких концертов требует заинтересованности со стороны родителей, так как
для этого нужно отводить определенное время. Обсуждение прослушанных
произведений не только в классе с преподавателем, но и обсуждение дома с
родителями играет важную воспитательную роль и сближает семью. Со
временем, познания ребенка в музыке превосходят познания его родителей, и
он становится в семье как бы экспертом в этой области.
5.Важной вехой для всех участников образовательного процесса
является отчетный концерт для родителей в конце года, в котором принимают
участие все ученики класса. Это мероприятие, завершающее учебный год,
проходит обычно в приподнятом настроении, так как уже сданы все зачеты и
экзамены, дети добились определенных результатов.
Родители на концертах видят перспективу развития своего ребенка и
часто получают вдохновение. А дети могут затем просить для изучения
понравившиеся произведения других участников, и легче их разучивают с
осознанием того, что сами выбрали этот материал.
На этом концерте часто звучат теплые слова в адрес учеников и
родителей, так что все члены семьи ощущают свои заслуги в этом успехе.
Важно акцентировать внимание и не скупиться говорить родителям о том, что
с их стороны в обучение ребенка музыке был вложен большой труд, и заслуги
ученика во многом зависят от них. Это дает новый стимул и мотивацию для
дальнейших занятий.
8
2. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ
Очень важно то, как занимается Ваш ребенок дома!!!!!
Вот некоторые рекомендации по организации домашних занятий детей:
1.Занятия
должны
быть
регулярными.
Чтобы
стать
настоящим
музыкантом, надо много трудиться. Конечно, для детей противопоказаны
большие нагрузки. Но даже 20 – 30 минут занятий каждый день имеют
большую пользу.
2.Нельзя заставлять ребенка садиться заниматься сразу после школы.
Перед занятиями он должен отдохнуть и поесть.
3.Занятия не должны быть продолжительными. Можно делать небольшие
перерывы, менять вид деятельности.
4.Следите за осанкой ребенка во время занятий, ни в коем случае он не
должен горбиться. Для занятий
на фортепиано обязательно сделайте
подставку на стул и подставку для ног. Если ребенок занимается на другом
инструменте, приобретите ему хороший пульт и правильный стул.
5.Следите за его успеваемостью, постоянно проверяйте оценки в
дневнике, интересуйтесь всем, что происходит с ним в школе.
6.Не забывайте похвалить ребенка, внимательно послушать произведения,
которые он исполняет.
9
Ребенок должен постоянно ощущать вашу любовь и поддержку.
Вот несколько советов, как не дать Вашему ребенку бездельничать.
Вместо того, чтобы устанавливать сроки, поставьте цель, не связанную со
временем. Например, вместо требования заниматься 30 минут в день, скажите:
«сегодняшняя цель – правильно сыграть эти две строчки».
Как только Ваш ребенок сможет правильно и выразительно сыграть
указанный фрагмент – занятия на этот день будут закончены. Если пойти
таким путем, Ваш ребенок сосредоточится на совершенствовании своей игры,
и будет меньше смотреть на часы. Нужно придерживаться в обучении
принципа «делать правильно независимо от того, сколько времени и сил это
потребует».
Сделайте занятия музыкой частью распорядка дня. Лучше всего, если Ваш
ребенок будет заниматься каждый день в одно и то же время, к примеру, после
обеда или перед сном. Постарайтесь поместить инструмент в той части дома,
где ничто не отвлекает от занятий. Бывает, во время занятий родители смотрят
телевизор прямо тут же, рядом с фортепиано! Конечно же, это не позволит
ученику сосредоточиться на занятии. Используйте игру «3 раза подряд».
Я постоянно применяю ее со своими учениками. Они переходят к следующему
фрагменту, только если смогут правильно сыграть предыдущий фрагмент
3 раза подряд. Время от времени они сбиваются, но своеобразный азарт
побуждает их продолжать.
В процессе занятий в классе преподаватель разбивает произведение на
маленькие фрагменты. Например: проучивать по 2 – 4 такта. Не нужно
стремиться играть его с начала и до конца. Ваш ребенок должен быть в
состоянии определить проблемные фрагменты в музыке и сосредоточиться
именно на них. Длина произведения в этом случае не имеет значения. Это
очень хорошая привычка. Иными словами, те, кто отрабатывает произведение
от начала до конца, будут всегда запинаться в одних и тех же проблемных
местах.
10
Похвалите своего ребенка за хорошее занятие, а не за хорошее
исполнение. Если он/она хорошо занимался, отметьте его за достигнутую
«цель недели». Нужно почувствовать вкус успеха, чтобы захотеть трудиться
для него.
Цель для большинства учащихся – получить удовольствие от конечного
результата, разученной музыкальной пьесы, и своего достижения – хорошего
ее
исполнения.
Испытать
волнующее
чувство
от
своей
способности
погрузиться в музыкальную пьесу и ее исполнение на музыкальном
инструменте. И чтобы достигнуть этой вдохновляющей цели, постараться
приходится музыкантам любого уровня. Надеюсь, что изложенные советы
помогут Вашему ребенку в его путешествии по миру музыки.
Желаем Вам и Вашему ребенку приятного и радостного обучения в нашей
Детской музыкальной школе!
11
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Анкета для родителей, присутствующих на уроке.
Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:
* деятельностью учителя на уроке -
* оформлением класса -
* взаимоотношением ребенка и учителя -
* получаете ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка -
* укажите характер его затруднений-
* в какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь:
А) что, по Вашему мнению, хорошо –
Б) что можно было бы улучшить-
Спасибо за ответы.
12
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Анкета № 1
Уважаемые родители!
Нам очень интересно Ваше мнение о значении музыкального воспитания
Вашего ребёнка. Просим Вас ответить на вопросы, выбрав устраивающий
Вас ответ.
1.Любит ли Ваш ребёнок ходить в музыкальную школу?
2.С какими трудностями встретились Вы и Ваш ребёнок за период
обучения в музыкальной школе?
3.Устает ли Ваш ребёнок? Если да, то почему?
4.Помогаете ли вы ему выполнять домашнее задание? Все ли они, на Ваш
взгляд посильны для него?
5.Сколько времени уходит у Вашего ребёнка на подготовку домашнего
задания?
Спасибо за ответы.
13
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Анкета № 2
Уважаемые родители!
В этом году Вы вместе со своими детьми переступили порог нашей школы и влились в
нашу дружную семью! Просим Вас ответить на вопросы. Ваши ответы помогут нам
построить работу по музыкальному воспитанию с учетом Ваших пожеланий.
1.С каким настроем Ваш ребенок идет в музыкальную школу?
2.По Вашему мнению музыкальное воспитание должно носить характер:
А) обучающий
Б) развивающий
В) развлекающий
3.Знакомы ли Вы с системой музыкального воспитания в школе?
А) Да
Б) Нет
В) Частично
4.Что, по Вашему мнению, должно иметь приоритетное значение в музыкальной
деятельности детей?
А) общее развитие ребенка;
Б) развитие специальных музыкальных способностей детей;
В) формирование основ общей музыкальной культуры ребенка
5. Готовы ли Вы принимать активное участие в совместной музыкальной
деятельности с ребенком в школе и дома?
А) Да;
Б) Нет
В) Иногда
6.Есть ли у Вас дома музыкальный инструмент?
А) Да;
Б) Нет.
7.Хотите ли Вы получать информацию о системе музыкального воспитания в
школе?
А) Регулярно;
Б) Иногда;
В) Для меня это не представляет интереса
14
3. Список использованной литературы:
1. Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то для
чего?//Директор школы.-1997г.-№6.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического
процесса.-Мн.:Университетское, 1990г.
3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: уч.пособие.-М.:
«Советский композитор», 1986г.
4. Баренбойм Л. «Путь к музицированию».-Л.:1974г.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.-Спб:
Издательство «Питер», 2000г.
6. Бушмина З.П.Единство семьи и школы в создании воспитательного
пространства //Начальная школа.-2000г-№5
7. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника.-М.:Знание,1988г.
8. Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения родительских
собраний.//Воспитание школьников.-2001г, №10.
9. Крупинина И. Педагогическое просвещение родителей.//2001г №1.
10. Лаврентьева В.В. Семья и школа.//Классный руководитель.-2000г.№3.
11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов
пед.курсов-М.:Владос,1999г.
15