Автор: Ильина Антонина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: Пензенская область, г. Нижний Ломов
Наименование материала: статья."Краеведение- важнейшее средство обучения и воспитания"я
Тема: Краеведение - школа воспитания
Раздел: начальное образование
Тема: « Краеведение – важнейшее средство обучения и воспитания»
Ильина Антонина Викторовна, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 г. Нижний Ломов
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление мне хочется
начать словами
Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
«Краеведение учит
людей любить не только свои родные места, но и
знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый
вид науки».
Краеведческая деятельность содействует более углублённому изучению
истории своей Родины. Под руководством учителя обучающиеся
составляют азбуки, словари, сборники игр, организуют выставки
поделок и фотографий, формируют проекты на материале своего края.
Таким образом, младшие школьники на доступном уровне, в
деятельности присоединяются к краеведению.
Я хочу поделиться с вами опытом своей работы. Начинаю заниматься
первоначально изучением родного края на уроках окружающего мира,
изобразительного искусства, литературного чтения, русского языка.
Самая распространённая работа в школе - урок. В нём в сложном
взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели,
задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность
учителя и учащихся. Воспитательная направленность урока - это опыт,
который постоянно растёт, совершенствуется, неся ребёнку всё лучшее,
что накоплено поколениями предков, живших до него. Самая
универсальная часть урока русского языка - это минутки чистописания.
Во время их проведения, наряду с совершенствованием графических
навыков можно осуществлять орфографическую, фонетическую,
словообразовательную работу, углубляя знания не только по изучаемым
темам русского языка, но и обогащать словарный запас учащихся
знаниями географических терминов. На материале заданий по
чистописанию организую языковую разминку и знакомство с
краеведческим материалом. Например, я использую названия сел и
деревень Нижнеломовского района.
1.
аАа Аа ААа АА Ая
ал ра ан ар Ат Ак Ан Ас
Ананьино, Аршиновка, Атмис
2.б бБ бБ бб Бб Бб
би бма бл ббм Бе Бо
Бобровка, Большие Хутора, Большой Мичкас
3.в ев В Вв
Ва вевх ВвВа Ви Во Вд
Верхний Ломов, Вирга, Волженка
Пишем диктанты, в которых использую краеведческий материал:
1 класс.
Птицы на улицах города.
В лесах Пензенской области живут разные плицы. Некоторые из них
можно увидеть на улицах Нижнего Ломова. Рядом с нами живут
воробьи, синицы, голуби, галки, вороны. На зиму прилетают снегири
.
Так же работаю с образными выражениями и пословицами :
«Волга - матушка, а Кама - доченька»,
«Дитятко, что тесто: Как замесил, так и вышло»,
«Дитя много не хвали - в медведя превратится»,
«В чужом краю и своей вороне рад».
Содержание многих текстов учебников позволяет формировать такие
нравственные качества ребёнка, как чувство любви к природе, чувство
ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к
историческому прошлому родной страны и своего края. Дети получают
представления об исторических ценностях, созданных русским народом.
При подготовке к занятиям использую местные ресурсы краеведческого
музея. Музей располагается в здании, построенном в 1813 году, и
является объектом культурного наследия регионального значения. Все,
что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков
история их города, родного края, и государства.
Академик Д.С. Лихачёв писал: « … если не будет корней в родной
местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на
иссушенное растение перекати – поле».
(«Письма о добром и
прекрасном».) Главная мысль приведённого высказывания: каждый
человек, каждый гражданин должен знать, любить свою малую родину,
свой отчий край, формировать в себе готовность жить и трудиться в
родном крае, содействовать его возрождению и развитию. Если этого не
будет, то человек не приобретёт важную опору – стержень в жизни, а
общество постепенно скатится к духовной деградации и упадку.
Воспитание любви к родному краю, родной стороне – это одновременно
и воспитание любви к Отечеству – России, частицей которой является
отчий край.
Моя задача – использовать краеведческий материал в учебном процессе
для формирования общих исторических понятий и закономерностей,
вовлечение учащихся в активную исследовательскую работу.
Самый лучший способ – это экскурсии - экскурсионные
прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше
узнать свой край.
Мы посещаем с детьми памятные места нашего города, города Пензы., с.
Наровчат, с. Тарханы и т.д.
( Краеведческий музей г. Нижний Ломов, г. Пензы, музей живой воды в
с. Кувака, музей – заповедник в с. Тарханы, дом- музей А. И. Куприна в
с. Наровчат).
После чего дети готовят сообщения на темы : « С чего начинается
Родина?», « А у нас во дворе.», ведут культурный дневник.
На уроке окружающего мира работу с детьми продолжаю с
изучения своей семьи, своего рода. Учащиеся составляют свою
родословную. При составлении родословной ребята привлекают к работе
родственников, и в завершении работы они уже знают буквально всё о
своих предках в трёх-четырёх поколениях, и это с гордостью
демонстрируют при защите своей работы. Эта работа играет большую
роль. Во – первых, ребёнок наглядно видит и учится правильно
выполнять предложенную работу. Во – вторых, получает
эмоциональный настрой, так как я подбадриваю, хвалю и тактично
поправляю при необходимости. Благодаря этому у ребёнка повышается
уверенность в своих действиях. В – третьих, ребёнок видит свою работу
от начала до конца, т.е. видит результат своей работы.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей
независимо от возраста. Результаты воспитания покажет жизнь, но
первые выводы можно сделать уже сегодня. Это интерес детей к
краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий
краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и
дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее
присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках
старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному
краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких
факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость
за ее историю и культуру.
Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и
выросли, где жили наши предки.
В заключение хочется сказать, что воспитание
младшего школьника – процесс сложный и многогранный. Именно
краеведение закладывает в ребенка те «зернышки», которые должны
потом «прорости».
Спасибо за внимание.