Напоминание

Развитие познавательных процессов у детей, воспитывающихся в замещающих семьях


Автор: Семенюк Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям
Населённый пункт: х.Большой Лог
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательных процессов у детей, воспитывающихся в замещающих семьях
Раздел: дополнительное образование





Назад




С

ЕМЬЯ

-

ВАЖНЕЙШИЙ

ИНСТИТУТ

СОЦИАЛИЗАЦИИ

Семья является важнейшим институтом социализации личности.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.

На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка

единственным местом получения такого опыта. Семью можно считать

колыбелью личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом,

братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у

ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он

входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Затем в жизнь

человека включается такие социальные институты, как детский сад, школа,

улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и

более

важным

фактором

социализации

личности.

Как

социальная

микроструктура, каждая семья создает свою культуру повседневной жизни. В

каждом браке и в каждой семье свои традиции, свои привычки.

Основное условие нормального развития - "включенность" ребенка в

человеческие отношения и человеческое общение. Первой такой школой

общения становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную

систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного

общества и специфической социальной среды. Именно в семье формируется

исходное либо доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание

неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Чувства.

Которые сформировались в детстве, впоследствии нередко сопровождают

человека в течении всей его жизни, придавая отношениям с другими людьми

особый стиль и эмоциональную тональность .

Социология рассматривает семью как часть целого общественного

организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив.

Все

изменения,

происходящие

в

социально-экономической

сфере,

обязательно находят свое отражение в семье.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного

процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою

очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным

направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в

процесс непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями

и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет

наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи

между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также

посредством

особенного

механизма

социального

научения,

который

называется викарным научением. Викарное научение связано с усвоением

социального опыта за счет наблюдения научения других .

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа,

члены

которой

связаны

общностью

быта,

взаимной

моральной

ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность

норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие

между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих

поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей,

подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров

конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический - структура

семьи

(большая,

включая

других

родственников),

или

нуклеарная,

(включающая лишь родителей и детей); полная или неполная; однодетная,

мало - или многодетная;

социально-культурный - образовательный уровень родителей, их

участие в жизни общества;

социально - экономический - имущественные характеристики и

занятость родителей на работе;

технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность

жилища, особенности образа жизни.

Мир семьи, каким бы интимным и замкнутым он не казался, всегда

остается частью большого мира, частью общества. И в этом микрокосмосе

действуют те же социально-психологические закономерности, что и в

макрокосмосе общества. Жизнь семьи характеризуется многосторонними

отношениями: социально - биологическими, хозяйственно - экономическими,

нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с

утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов

и характера социальной деятельности ее членов.

Семья выполняет следующие важные общественно значимые функции

по отношению к обществу:

1. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений

необходимо

соответствующее

число

детей

в

рамках

определенного

государства;

2. Воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм,

ценностей, духовное воспроизводство;

3. Производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того,

чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи,

стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40-45 млн.

человек;

4. Организация досуга, так как значительная часть времени проводится

вне работы, учебы (семейное общение).

Социализирующие

функции

современной

семьи

весьма

разносторонние и многообразные [14, с.7].

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что

решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе

играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие

человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую

роль, которая не может быть компенсирована другими институтами

социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее

влияние остается ведущим, но не перестает быть единственным. Затем роль

этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола

ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в

семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которой

ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных

характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки,

вкусы, поведенческие образцы, связанные с мускулинностью. Существенную

роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих

возрастных этапах.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка,

а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во

многом

определяет

ее

успешность.

На

всех

этапах

социализации

образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на

интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он

усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком

социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих

исполнением ими семейных ролей, влияние семья становится кардинальным.

Выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и

взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве

пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в

семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым

созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком

тесную эмоциональную связь.

В-пятых,

в

семье

формируются

фундаментальные

ценностные

ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических

отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень

притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального

развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие

или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогает ему или

мешают

искать

выходы

в

сложных

ситуациях,

адаптироваться

к

изменившимся

обстоятельствам

его

жизни,

устоять

в

меняющихся

социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то,

насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее

членов, возможные аспекты и способы того и другого [5, с.117].

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким

содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. К

особенности развития современной семьи относятся:

1. Специфика социального уклада в городской и сельской семье.

Например, отношения в сельской местности складываются таким образом,

что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С

одной стороны, это явление положительное, с другой же - такой социальный

контроль может носить мещанский, домостроевский характер, и тогда он из

потенциально положительного превращается в потенциально угнетающий

личность. В городе, тем более большом, такой контроль практически

отсутствует. Нередки случаи, когда взрослые не знают детей, проживающих

не только в одном с ними доме, но и в одном подъезде;

2. Существует прямая зависимость: чем выше образование родителей,

тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как

правило,

имеют

среднее

и

или

неполное

среднее

образование.

Но

современные родители - это активно работающие люди, и воспитание детей

чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в

большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются

разные системы воспитания детей - дедушек и бабушек и молодых

родителей. Учителю, желающему разобраться в тонкостях семейного

воспитания, необходимо иметь в виду данную особенность;

3. Происходящее в обществе расслоение населения по степени

материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей,

характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на

детей в семье затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с

большим материальным доходом при проявлении педагогической слепоты не

исключены

случаи

пресыщения

(излишняя

ласка,

задабривание,

закармливание и пр.). Пресыщение - это такое отношение к жизни,

материальным

и

духовным

ценностям,

созданным

людьми,

которое

проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к представляемым

благам. Неслучайно из числа пресыщенных с детства вырастают скептики,

тунеядцы, искатели острых ощущений;

4. Идет процесс разукрупнения семьи - выделение молодой брачной

семьи (так называемые семьи без бабушек и дедушек). Объективно процесс

разукрупнения

семьи

может

быть

оценен

как

положительный.

Это

обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. Не

отвергая мудрости, жизненного опыта старших - своих родителей, молодые

супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства,

индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют

дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды. В отделенной семье

складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей.

Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности:

бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и

др. Преодоление этих трудностей - предмет заботы общества;

5. Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей.

Типичной и для города, и для села является семья, воспитывающая одного-

двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны:

занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными

учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая

перегрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия

семьи; эгоистическое стремление родителей "пожить для себя" и др.

Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему -

изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье;

6. Увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий

развод - плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на

психику ребенка. До 90 % разводов падает на супружеские пары первого года

жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной

жизни, неустроенности быта.

7. Увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит

ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта

коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников -

старших

братье

и

сестер,

нет

и

подопечных,

где

он

приобретает

соответствующий опыт защитника, старшего. Однодетная семья суживает

опыт коллективных отношений. Ребенок становится центром семьи, которая

отдает ему свою ласку, внимание, заботу. Если же к этому прибавить еще

потерю родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и

потребностей ребенка, то станет понятным, почему уже в младших классах

как

устойчивые

черты

поведения

проявляются

эгоизм,

неразвитость

коллективизма, черствость. Замечено, что похолодели отношения между

родными братьями и сестрами, не говоря уже о двоюродных, троюродных.

Учителю важно иметь в виду и то, что пока детей их однодетных семей

было немного, они легко обживались во дворе, школе, коллективе, кругу

своих сверстников. Они видели семьи своих товарищей, имели хотя бы

наглядные примеры отношений заботы, уважения в многодетной семье.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию,

характер

и

результаты

которой

определяются

ее

объективными

характеристиками,

ценностными

установками,

стилем

жизни

и

взаимоотношений членов семьи. При этом семья играет важнейшую роль в

дальнейшем

становлении

и

развитии

будущего

члена

и

участника

общественных отношений, что напрямую связано с иерархическим местом и

значением человека в его собственной жизни.

Семейная жизнь, по мнению В. Сатир, - самый трудный вид

деятельности в мире. Она считает, что семейные отношения напоминают

организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших

свои усилия для производства единого продукта. Когда взрослая женщина и

взрослый мужчина вместе воспитывают ребенка от младенчества до

зрелости, они сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало

человечество.

Прежде всего, семья должна иметь четкую программу воспитания. "Я, -

писал А.С. Макаренко, - под целью воспитания понимаю программу

человеческой личности, программу человеческого характера, причем в

понятие характер я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер

внешних

проявлений,

и

внутренней

убежденности,

и

политическое

воспитание, и знания - решительно всю картину человеческой личности.".

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от

ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов,

которые

в

ней

имеются.

Личностные

ресурсы,

с

одной

стороны,

определяются составом семьи, а с другой - такими характеристиками

старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид

образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации,

социальные установки, уровень притязаний и прочего.

Одна их важнейших характеристик - взаимоотношения родителей,

отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным

жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании.

Обычно имеется в виду при этом, что общение с детьми обогащает

нравственно-психологические отношения между их родителями, обновляет

их чувства и переживания. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут

дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни,

репетиторов и домашних учителей. Личностные ресурсы, в частности

уровень образования старших членов семьи, их социальный статус,

ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль

семейного воспитания [5, с.123].

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру,

содержанию и по характеру. Так, спектр целей семейного воспитания

включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых

умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное,

личностное развитие; культивирование отдельных способностей; подготовку

к определенной профессии или сфере деятельности.

По

содержанию

цели

могут

быть

сугубо

инструментальными,

направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться

определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей

семейного

воспитания

не

обязательно

соответствует

общественно

одобряемым установкам.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль,

т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с

младшими. У Л.Н. Толстого есть интересное замечание, что хороший

человек - это тот, который живет своими мыслями и чужими чувствами;

плохой человек - тот, который наоборот живет чужими мыслями и своими

чувствами.

Данное

высказывание

неплохой

ориентир

и

в

семейном

воспитании. В зависимости от меры его "жесткости-мягкости" стиль может

быть

определен

как

авторитарный

или

демократический

с

веером

промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших

максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу,

жестко

добиваться

выполнения

своих

требований,

полностью

контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с

помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью

контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания

детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей,

которые фактически рассматривают своих детей как воск и глину, из которых

они стремятся "лепить личность". Если даже ребенок сопротивляется, его

наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и

младшими

происходит

по

инициативе

старших,

младшие

проявляют

инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо

действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно

от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует

младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки

поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших,

враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую

вместе с апатией и пассивностью.

Демократический

стиль

характеризуется

стремлением

старших

установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению

проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая

правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и

объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в

младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим

в принципе отличает тип контроля по сравнению с авторитарным стилем

воспитания,

делает

основными

средствами

воспитания

одобрение

и

поощрение. Содержание самовоспитания определяется не только старшими,

но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно

выступают

его

инициаторами.

Коммуникация

имеет

двухсторонний

характер: от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует

воспитанию самостоятельности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в

чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются

компромиссные варианты, которые ближе к одному и другому полюсу.

Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг

другу стили. Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько

"формировать" личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать

его

индивидуальному

развитию,

добиваясь

эмоциональной

близости,

понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка

ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным

умениям.

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные

ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное

питание,

наличие

у

младших

персональной

территории

в

жилище,

соответствующего

гардероба,

игр

и

игрушек,

домашней

библиотеки,

периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио и видеоаппаратуры,

компьютера,

необходимых

для

удовлетворения

различных

интересов

предметов.

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной

социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того,

удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Поэтому дети всегда как бы являются снимком, отражением истинных,

зачастую скрытых от людей семейных отношений - отношений домашнего

очага. А жилище семьи становится домашним очагом лишь в том случае,

если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем

потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в

качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными

ценностями,

т.е.

когда

семейное

жилище

становится

для

человека

своеобразной "экологической нишей", в которой он всегда может укрыться

от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно, признают и

любят.



В раздел образования