Напоминание

"Музыка вокруг нас"


Автор: Василенко Ольга Станиславовна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципального автономного образовательного учреждения культуры дополнительного образования города Нягани "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: методическая разработка урока по предмету "Слушание музыки"
Тема: "Музыка вокруг нас"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыка вокруг нас

Всюду с нами музыка рядышком живет,

В летнем теплом дождике песню нам поет.

Ветерок под музыку водит хоровод,

Пляшет вместе с музыкой весь лесной народ.

Всюду с нами музыка рядышком живет,

В старой доброй скрипочке свой мотив несет.

Крылья есть у музыки, если грустно вам,

Вас поднимет музыка прямо к облакам.

Всюду с нами музыка рядышком живет,

На большую сцену нас с тобой зовет.

Рассыпает музыка звонкий смех вокруг.

Музыка – волшебница, самый лучший друг.

Елена Александровна Раннева

«Музыка – универсальный язык человечества»

Генри Уодсворт Лонгфелло

Музыка сопровождает человека всю жизнь. В ее звуках воплощается все

разнообразие внешнего мира, человеческих переживаний и чувств. Нет такого

явления, которое она не могла бы изобразить, настолько велики ее возможности.

Музыка всюду, она слышна и в звуках природы, она звучит и в душе человека. О

музыке писали и поэты, и композиторы.

А сейчас я расскажу вам одну очень древнюю сказку.

Жил на свете царь. Была у него дочь прекраснее солнца. Многие мечтали о

красивой царевне. Много славных и знатных юношей просили её руки, но царь

всем отказывал.

- Принеси сначала яблоко бессмертия,- говорил царь каждому,- и докажи,

что достоин царевны.

Много отважных героев отправлялись искать волшебное дерево, а назад не

вернулся ни один.

Смотрим Сказку о чонгури.

Споры о

том,

где и

когда

появилась музыка, идут уже очень

давно.

Однозначно ответить на этот вопрос трудно, скорее всего, музыка зародилась

одновременно с возникновением человечества. С Древних времён до наших дней

пришло немало легенд об «изобретении» музыки. В Древней Греции считали, что

музыка не только правит Вселенной, но и является великим даром богов. Греки

отождествляли Аполлона не только с солнцем, но и считали его покровителем

искусства, и в особенности музыки.

2

Одни историки предполагают, что музыка произошла от природных звуков.

Раскаты

грома,

шелест

листвы,

шум

дождя

были

прообразом

первого

музыкального ряда. Другие уверены, что музыка произошла от человеческой речи:

напевное протяжное произношение слов. Однозначного ответа нет и можно только

гадать о том, какой же была первая мелодия, созданная человеком. Древние люди

видели в музыке нечто мистическое и таинственное и наделяли её космической

силой.

Например,

древние

индейцы верили,

что

при

помощи

звуков

можно

повлиять на судьбу человека. Даже до наших дней во многих пленах Африки

сохранились обычаи шаманства, где при помощи определённых звуков, которые

превращаются

в

мелодию,

выгоняют

злых

духов,

борются

с

болезнями

и

призывают дождь. У индусов даже сейчас музыка является магическим оружием

для укрощения слонов и змей.

Мы даже не задумываемся о том, что музыка неотделима от нашей жизни.

По дороге на работу, дома или на улице – музыка окружает нас везде. Возможно,

мы впервые слышим музыку, находясь ещё в утробе матери. Она способна поднять

настроение

и

вызвать

грусть,

все

яркие

и

незабываемые

события

в

жизни

неотъемлемы от музыки. Наверное, каждый в своей жизни хоть раз слышал, как

журчит лесной ручеек. Не напоминает ли вам это журчание мелодичную музыку?

Слушаем Шум летнего леса.

А когда по крыше барабанит весенний дождь – это не похоже на музыку?

Ответы детей.

Слушаем Звуки первого грома.

Когда человек стал замечать вокруг себя подобные детали, он понял, что его

окружает музыка. Теперь перед ним стала главная задача, как передать музыку и

чем ее можно передать.

Со временем человек научился выражать свои эмоции через песню. Таким

образом, песня стала первой музыкой, которая была создана самим человеком.

Впервые

человеку

захотелось

посредством

музыки

рассказать

о

таком

замечательном чувстве, как любовь. Именно о любви были сложены первые песни.

Затем, с наступлением в окружении человека горя, ему захотелось исполнить

соответствующую песню, тем самым выразить и показать свои чувства. И так

появились погребальные песни, панихиды и церковные песнопения.

Со времени развития танца для поддержания ритма появилась музыка,

исполненная телом человека – хлопки в ладоши, щелканье пальцами или удары в

барабан или бубен. Именно бубен и барабан являются первыми музыкальными

инструментами,

с

помощью

которых

человек

научился

издавать

звук.

Это

настолько древние инструменты, что тяжело отследить их появление, так как они

встречаются у всех народов.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

3

1.

Докажите, что музыка сопровождает человека в течение всей его жизни.

2.

Как вы думаете, нужна ли современному человеку музыка? А для чего?

Все звуки, ребята, которые нас окружают, делятся на музыкальные и

немузыкальные (шумовые).

Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре.

Стук колёс и гул станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки - шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршание, не стуки –

Музыкальные есть звуки.

Е.Королёва

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы

точно определить не сможем. Шум - он и есть шум.

Слушаем Звуки моря.

Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с

помощью

музыкального

инструмента

невозможно.

В

музыке,

естественно,

основное значение имеют

музыкальные звуки, хотя

нередко используются

и

шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить

один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном

инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Определи, к какой группе относятся звуки, издаваемые перечисленными

предметами. Соедини стрелочками:

4

Колокол

Молоток

Музыкальные звуки

Пианист

Дождь

Будильник

Шумовые звуки

Гром

Скрипач

Певица

Звоны

Телефон

Слушаем:

Александр Львович Гурилев «Внутренняя музыка».

Георгий Александрович Струве «Музыка».

Евгений Павлович Крылатов «Где музыка берет начало?»

Яков Исаакович Дубравин «Всюду музыка живет».

Дайте, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:

1.

Как вы думаете, когда возникла музыка?

2.

В каких случаях человеку нужна музыка?

3.

Где мы можем услышать музыку?

4.

Кто ее исполняет?

5.

Как рождается музыкальный звук?

6.

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Домашнее задание (основное)

Задание 1.

Ответить на вопросы:

1.

Какую музыку любят слушать и исполнять в твоей семье?

2.

Какие музыкальные передачи ты любишь смотреть?

3.

Какая музыка тебе больше нравится: грустная, веселая, тихая, громкая,

ритмичная, напевная?

Задание 2.

Определить, к какой группе относятся звуки, издаваемые изображенными

предметами. Обвести красным карандашом музыкальные звуки, синим – шумовые.

Задание 3.

Запиши ответы в пустые клеточки таблицы:

5

Нет точной высоты.

Различаются по высоте.

Нельзя записать нотами.

Можно записать нотами.

Нельзя

спеть

или

изобразить

на

музыкальном инструменте.

Можно

спеть

или

сыграть

на

музыкальном инструменте.

Задание 4.

Определить, к какой группе относятся звуки, издаваемые изображенными

предметами или животными. Отметить синим цветом шумовые звуки, зеленым –

звоны, красным – музыкальные звуки. Раскрасить рисунки.

Задание 5.

Выучить одно из стихотворений:

Всюду с нами музыка рядышком живет,

В летнем теплом дождике песню нам поет.

Ветерок под музыку водит хоровод,

Пляшет вместе с музыкой весь лесной народ.

Всюду с нами музыка рядышком живет,

В старой доброй скрипочке свой мотив несет.

Крылья есть у музыки, если грустно вам,

Вас поднимет музыка прямо к облакам.

Всюду с нами музыка рядышком живет,

На большую сцену нас с тобой зовет.

Рассыпает музыка звонкий смех вокруг.

Музыка – волшебница, самый лучший друг.

Е.Раннева

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре.

Стук колёс и гул станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки - шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршание, не стуки –

Музыкальные есть звуки.

Е.Королёва

Домашнее задание (дополнительное)

Задание 6. По мнению Лонгфелло, музыка – это …

7

Задание 7.

Записать цитаты о музыке.

Задание 8.

Привести свои примеры шумовых и музыкальных звуков, звонов,

нарисовать рисунки или наклеить аппликации.

Задание 9.

Подумать, что издает звуки дома, во дворе или на улице. Нарисовать

эти предметы или явления.

Задание 10.

Прочесть отрывок из высказывания о музыке известного композитора

Дмитрия Дмитриевича Шостаковича:

«Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни. Рождается

ребенок, и мама поет ему колыбельные песни. Юноша женится, и на свадьбе

поют и пляшут под музыку. Мелодии песен и танцев звучат во время семейных

праздников и народных торжеств. На войне оркестр воодушевляет бойцов на

подвиги. Отдыхая, человек поет и слушает веселые песенки, в часы раздумий

и

самоуглубления он

предпочитает серьезную музыку,

в

торжественные

минуты он встает под звуки Государственного гимна.

Без

музыки

трудно представить

себе

жизнь

человека.

Без

звуков

музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Музыка есть у всех народов. Даже

у отсталых племен, у тех, которые живут еще почти первобытной жизнью, есть

своя, хотя и примитивная, музыка. Но, конечно, чем выше народ стоит по

своему развитию, тем выше и его музыкальная культура.

Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до

звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной

песенки

до

бетховенских

сонат.

Но

среди

других

музыкальных

жанров

большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она

насыщена

наиболее

глубоким

содержанием

и

является

владычицей

музыкального

царства.

Никто

из

великих

людей

не

проходил

мимо

содержащегося в ней бесконечного, неисчерпаемого богатства чувства и идей,

мимо

того

высокого

наслаждения,

которое

дает

человеку

ее

знание

и

понимание».



В раздел образования