Напоминание

ребёнок и природа


Автор: Гороховская Лидия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДО филиала МАОУ "Нижнеаремзянская СОШ" - "Надцынская СОШ"
Населённый пункт: п.Надцы, Тобольский район, Тюменская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: ребёнок и природа
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Новые формы и эффективные практики образовательной работы по

разным направлениям познавательного развития

«Ребёнок и природа»

Особенности развития личности ребенка в нашем современном

обществе таковы, он испытывает дефицит общения с природой, который

возникает в результате жизни в современном ритме, глаз периодически

ищет, за что бы «зацепиться», чтобы немного отдохнуть, ритм настолько

стремительный, что слово отдохнуть воспринимается только с действием

спать. Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно –

действенное и наглядно – образное мышление.

Поэтому дошкольникам легче усвоить основные сведения не вербальными,

а наглядными методами.

Важнейшим фактором для развития у ребенка экологического

воспитания является создание условий для наблюдения дошкольниками

явлений и объектов природы, в предоставлении возможности

непосредственного общения с живой природой, будь то прогулка, поход в

магазин или просто вид из окна.

Мы живём в сельской местности и природа она сразу у нас за окном, на

крыльце нашего дома, вокруг нас, мы с первых лет жизни видим её, она как

наш дом.

Перед нами встала задача создать такие условия, при которых ребенок

станет субъектом познавательной деятельности, а новые знания, умения,

навыки, новые способы действия добудет в процессе поисковой, и

исследовательско – познавательной деятельности.

Стандартными формами организации деятельности детей

при ознакомлении их с природой являются занятия, работа

непосредственно в уголке природы, экскурсии в парк, прогулки,

наблюдения.

Мы сеем различные культуры, например укроп, садим лук, наблюдаем за

первыми всходами. Приучаем детей ухаживать за растениями, у многих у

них нет растений в доме, только летом на улице они наблюдают как

распускаются цветы или на участке бабушек и дедушек. Дети искренне

радуются первым всходам, своим успехам, им интересно как появляются

первые ростки, что нужно чтобы лук пустил свои перья, какие условия для

этого предоставить.

Очень интересно с ребятам проводить различные экологические

патрули, например мы участвовали в ежегодном конкурсе «Чистый лес,

чистая совесть», собирали мусор в пролеске нашего поселка, такие

маленькие яркие мероприятия запоминаются больше, чем стандартные

занятия, после мы проговариваем для чего мы это делаем, чтобы наш дом

был чистым и ухоженным. Теперь мы участвуем в этой акции ежегодно.

25 апреля мы в «День Эколят» всегда проводим интересные

мероприятия, в прошлом году был квест, где дети выполняли различные

задания, связанные с экологической направленностью, это вызвало

огромный интерес, в ходе которого мы узнали что вещи имеют вторую

жизнь, к работе подключились и родители они сделали костюмы вместе с

детьми и мы устроили показ моделей, родители тоже с удовольствием

включились в этот конкурс, а это тоже элементы исследовательско

– познавательной деятельности.

Прогулка одно из эффективных форм экологического воспитания. Как

же превратить ее не в простое созерцание ближайшего природного

окружения, а в увлекательное, научно-познавательное и практически -

деятельностное мероприятие?

Поддерживать познавательный интерес помогают прогулки,

экскурсии,физминутки, рядом с нашим садом лесозона, даже вид из окна

живописный. Мы кормим птичек зимой, наблюдаем за птицами, наши

ребята от мала до велика любят заниматься этими простыми вещами,

через игру или созданием проблемы так, ненавязчиво, в занимательном

виде способствует активизации познавательных и мыслительных

процессов. Ещё один из эффективных методов образовательной

деятельности является флешмоб «Берегите лес» приуроченный к Дню

Земли, дети наглядно демонстрируют знаки, чего не надо делать в лесу,

мы записываем видео, выкладываем его на страницу ВК и просим

повторить, такой ненавязчивый и эффективный способ привлечь внимание

к проблеме загрязнения леса.

Это помогает познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся

знания, отработать на практике умения детей.

Понятие красоты у всех разные, а как прививать красоту природы детям

помогают нам занятия.

Подробнее хочу рассказать о занятии «Мы будущее- юные защитники

природы» мы проводили его в начале весны 2024 года, Идея занятия

проста мы смотрели ролик с красотами нашей природы, говорили про лес,

поля, о том что скоро лес преобразится, и нам прислали письмо что нужно

помочь лесу, там намусорили, выгнали птиц, и завяли цветы, дети

включились в проблему и выполняли различные задания. Изюминка такой

организации игровой деятельности состоит в том, что выполняя задания,

дети получают подсказку к выполнению следующего, что является

эффективным средством повышения двигательной активности и

мотивационной готовности к познанию и исследованию природы. Это нам

удалось, а в конце мероприятия дети обсудили что они сделали полезного,

что получилось, а что не получилось, и как в следующий раз помочь лесу,

нашему дому, ещё получили галстуки юных защитников природы.

Помимо очевидной пользы от физической и умственной активности,

такие занятия учат дошкольников работать в команде и отлично

сплачивают группу, способствуют развитию наблюдательности, смекалки,

сообразительности, развивают интереса к миру природы, знакомят с

научно-историческими фактами; формируют навыки постановки

элементарных опытов и умению делать выводы на основе полученных

результатов; развивают творческий потенциал, фантазию и воображение;

воспитывают эмоциональное отношение к миру природы, потребность

беречь его; формируют потребность в ведении здорового образа жизни,

развитии сил и выносливости.

Проще всего закреплять знания и умения детей это повседневная

деятельность, прогулка, познание окружающей природы через наблюдения

или даже созерцания какого то природного явления например листопад

осенью, или зеленый патруль весной, простая уборка территории,

обязательно с мотивацией, для кого, для чего, почему и самое важно не

заставлять ребенка собирать веточки, мусор, надо чтобы он сам захотел,

конечный результат очень важен, он это сделал, он знает что это польза,

для него, для природы, он придёт и расскажет свой опыт познания, по

моему мнению, это важнее других знаний и умений, не нужно создавать

пятое колесо, всё просто, опыт приходит через познание.

Мой опыт работы в этом направлении ещё маленький, но благодаря

использованию новых форм, дошкольники учатся взаимодействовать

с природой на основе понимания что природа тоже наш дом, что мы часть

этой природы, и мы можем ей помочь как можем и как умеем, может в

дальнейшем ребёнок будет продолжать развиваться в этом направлении

участвуя в различных мероприятиях по благоустройству поселка, да просто

помогать чистить свой участок, двор или территорию, имея опыт и

накапливая его с годами, важно чтобы он сам захотел оставаться

защитником природы в нашем современном ритме жизни.

Сравнивая результаты работы за предыдущий период, я вижу

положительную динамику, вижу что знания детей в области экологии выше.

Но практические умения ребят невысоки. Моя задача- далее работать в

данном направлении, искать новые подходы и решения поставленной

задачи.

Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего

детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном

возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и

приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с

родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной,

творческой, познавательной деятельностью для детей, больше

использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с

природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых

жителей нашей планеты Земля.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек !



В раздел образования