Напоминание

Влияние уроков изобразительного искусства на развитие личности обучающегося ДШИ, ДХШ


Автор: Хижняк Валерия Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДХШ
Населённый пункт: г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Влияние уроков изобразительного искусства на развитие личности обучающегося ДШИ, ДХШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Образовательное и воспитательное значение уроков по изобразительной

деятельности

В любой профессии, в любом труде творческая способность является

основой движения вперед. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в

себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для

самовыражения и развития способностей.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение

имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными

предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребѐнка.

Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в

искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в

окружающих предметах.

Значение уроков изобразительного искусства для развития творческих

способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными

свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным

искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует

эстетическому

воспитанию

школьников.

Декоративно-прикладному

искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут

проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении

других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует

возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно

определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.

Обучаясь на уроке изобразительного искусства, учащиеся стремятся делать

красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них

эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всѐ это

воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию

своих умений. Главными задачами являются:

* Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и

вносить прекрасное в свою жизнь;

* Находить оптимальную нагрузку для учащихся и тем самым создавать

благоприятные условия для его творческого роста;

* Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом;

* Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень

учащихся, помогать развиться воле ребѐнка.

Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы учащиеся

могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать

нестандартные решения, быть раскованными в своѐм творчестве, не бояться

нового и неожиданного.

На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: множество

возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаѐт успех

работы ребѐнка. Выбор играет роль в самовыражении учащихся. Достижение

успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию

творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который

приносит успех, радость им и окружающим.

До недавнего времени в практике школы было очень распространенно

обучение по образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы

у ребят получались аккуратные работы, как можно более похожие на

демонстрируемый предмет. Что же достигалось при такой методике, чему

можно научить детей? Обучение по образцу - это тренировка, при помощи

которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени

мастерства и выполнение тех или иных операций.

Однако " механически усвоенный способ действия становится одним из

препятствий на пути развития воображения". В самом деле, копируя образец,

да ещѐ зачастую выполняя все действия под диктовку, учащиеся делают

работу чисто механически.

Внешне такой урок производит впечатление хорошо организованного,

чѐткого, учителю нетрудно следить за работой каждого ученика, но в

сущности это только передача приѐмов и способов действий, без развития

творческих способностей. Ребѐнку уже не нужно самому наблюдать,

анализировать,

находить

главное,

определять

смысл,

красоту

и

оригинальность деталей: ему нужно только скопировать.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное развитие

воображения ученика возможно лишь в процессе самостоятельного поиска

нового способа действия, необходимо и на уроках изобразительного

искусства создавать ситуацию поиска.

2

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой

личности у школьника

Детство - период интенсивного становления физиологических и

психических

функций.

Рисование

при

этом

играет

роль

одного

из

механизмов

выполнения

программы

совершенствования

организма

и

психики.

Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои

впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а

затем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться

рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию

является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования,

лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми,

событиями. Большое значение придается развитию творчества в процессе

рисования,

аппликации,

конструирования.

Развитие

изобразительной

деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием

фразеологии. В формировании личности ребенка неоценимое значение

имеют

разнообразные

виды

художественно-творческой

деятельности:

рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание

различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят

детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш

будет стремиться пережить его снова, в своих рисунках, поделках рассказать

о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает

овладевать,

нуждается

в

квалификационном

руководстве

со

стороны

взрослого.

Но

чтобы

развить

у

каждого

воспитанника

творческие

способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в

изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми

способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность

школьников,

как

вид

художественной

деятельности

должна

носить

эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого

все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное

восприятие

действительности,

формировать

эстетические

чувства

и

представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей

способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

3

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского

изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от

окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности,

основное назначение которой - образное отражение действительности.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных, особенно для

детей младшего школьного возраста. Изобразительная деятельность - это

специфическое

образное

познание

действительности.

Как

всякая

познавательная деятельность имеет большое значение для умственного

воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного

зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить

какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться,

запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное

расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм,

пространственном расположении предметов окружающего мира, различных

величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь рисованием, лепкой,

аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и

др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки

работы.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования

таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение,

изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек,

неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или

части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины

кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до

более

тонкого.

Познание

предметов

и

их

свойств,

приобретаемое

действенным

путем,

закрепляется

в

сознании.

На

занятиях

по

изобразительной деятельности все больше развивается речь детей: усвоение

и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений

способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за

предметами,

при

обследовании

предметов,

построек,

а

также

при

рассматривании

иллюстраций,

репродукций

с

картин

художников

4

положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование

связной речи.

Для осуществления разных видов деятельности, совершенствования

умственного развития детей, большое значение имеют те качества, навыки,

умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и

конструирования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным

воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения

знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в

пространстве.Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают

предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные

действия.

Таким

образом,

изобразительная

деятельность

содействует

сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность.

Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для

окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы

изображенное

им

узнали.

«Общественная

направленность

детского

изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети

передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной

деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в

процессе

этих

занятий

у

детей

воспитываются

нравственно-волевые

качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно

и

целенаправленно

заниматься,

помогать

товарищу,

преодолевать

трудности». Изобразительная деятельность должна быть использована для

воспитания

у

детей

доброты,

справедливости,

для

углубления

тех

благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и

физическая

активность.

Для

создания

рисунка,

лепки,

аппликации

необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть

определенными умениями. Изобразительная деятельность школьников учит

их

преодолевать

трудности,

проявлять

трудовые

усилия,

овладевать

трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению

карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно

появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать

определенное изображение.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых

качеств

личности,

как

внимание,

упорство,

выдержка.

У

детей

5

воспитываются

умения

трудиться,

добиваться

желаемого

результата.

Формированию

трудолюбия,

навыков

самообслуживания

способствует

участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что

она

является

средством

эстетического

воспитания.

«В

процессе

изобразительной

деятельности

создаются

благоприятные

условия

для

развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят

в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического

отношения к действительности». Непосредственное эстетическое чувство,

которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные

составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы,

чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных

способностей большое значение имеет знакомство с произведениями

изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках,

скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают

эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления

жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке,

аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством

прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями,

впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен

"увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”.

Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение

подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения

абсолютно не реально, не достижимо” Искусство – уникальное явление

человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве,

имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком

окружающего мира.

6

7



В раздел образования