Автор: Алхасова Фаизат Зейналовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №33 "Малинка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Конспект
Тема: Пальчиковые игры для детей ясельной группы
Раздел: дошкольное образование
Картотека пальчиковых игр для детей
ясельной группы
Пальчиковые игры — это легкой и приятный способ развития для
самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосно-
вения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое
блюдо со стола. Это все познание нового мира, новых вещей. Для
малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и
пальчиковые гимнастики. Очень важно с самого раннего возраста
правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него бы-
ла правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это
для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его
дальнейшая жизнь.
Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчи-
ковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малы-
шей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и разви-
тие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные,
улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую
моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут
играют движения пальцами.
ЗАЙКА
Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( руки за
спиной )
Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать
нос )
Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать руки )
Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки ) — Вот, вот, вот! ( показать ушки)
МАШИНКА
Заведу мою машину ( «мотор» ) — Би-би-би, налью бензину. ( 3
хлопка, топать ) Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» ) На
педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
ПАРОВОЗ
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал
паровоз. Прицепил вагон, повез…………..
КОРАБЛИК
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются) Он
плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко
я держу штурвал («держать штурвал») Я ведь главный капитан (4
хлопка)
САМОЛЕТЫ
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение ру-
ками) Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка) Руки – нос, и руки – кры-
лья («нос», «крылья») Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться,
руки – крылья)
КОШКИ — МЫШКИ
Вот кулак, ( показать кулак левой руки) А вот – ладошка, (раскрыть
пальцы, ладонь) вверх. На ладошку села кошка. (когти» правой ру-
ки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три,
четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро раз-
бежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Зайчик и охотник
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)
Вышел зайка погулять
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указа-
тельным пальцами)
Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга)
Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)
Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим за-
черпнуть воды)
И несу его домой,
Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –
Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с
кончиками остальных пальцев той же руки)
МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно
кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак
ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку
ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими.
На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять
в свой кулак-норку)Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
ЕРШИ
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – вну-
три или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем паль-
чики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
ФРУКТЫ-ОВОЩИ
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
ПОМОЩНИК:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка
своей рукой)
ИГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
ПОСЧИТАЕМ.
((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
ГОСТИ
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обе-
их руках.
СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
ПАЛЬЧИКИ
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.