Автор: Татьяна Николаевна Ковшикова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: педагог-психолог
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль папы в воспитании своего ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Когда
мне
было
четырнадцать,
мой
отец был так глуп, что
я с трудом переносил
его;
но
когда
мне
исполнился
двадцать
один год, я был изумлен,
насколько этот старый человек поумнел за
последние семь лет. (Марк Твен)
В
настоящее
время
в
большинстве
случаев ребенком занимается мама, она кормит,
играет, учит, гуляет и. т. д. Папа зачастую
исполняет
роль
добытчика
и
не
всегда
стремится уделять больше времени своему
ребенку.
Всю
воспитательную
работу,
переложив
на
маму.
И
часто
приходится
слышать укор в сторону мамы: «Это твоё
воспитание!» Но общения только с мамой ребенку
не достаточно ему также необходимо воспитание со
стороны отца. Нельзя отрицать необходимость
мужского воспитания. Какова роль отца в семье? Неужели только добывать
средства для безбедного существования? Конечно, нет!
Постепенно общество пришло к следующему выводу: «в вопросах
воспитания детей папа может дать то, чего не может мама, – у родителей
разные, дополняющие друг друга функции». И лишь тандем мамы и папы
дает возможность для становления гармоничной личности.
Маму ребенок ощущает частью себя, а папа – это вестник мира. Так
ощущает малыш в самом начале жизни, так будет и в дальнейшем – мама
дает любовь, а папа открывает дорогу в мир. Именно папа поощряет
активность детей в освоении мира, формировании и достижении целей. Но
папа не только проводник, но и контролер. Любовь матери – безусловная и
бесконечная, отцовская любовь требовательна, она возникает, условно
выражаясь, как награда за социальную адаптацию и успехи ребенка.
Папа – это воплощение дисциплины, требований, норм. Такой баланс
принятия (мама) и отдачи (папа) необходим для развития личности.
Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает,
Тот у телека торчит,
Тот, бывает, обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
РОЛЬ
ПАПЫ
В
ВОСП
ИТАНИ
И
СВОЕГ
О
РЕБЁН
КА
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.
(Олег Бундур)
Дети,
получающие
любовь
и
одобрение
папы,
ощущают
себя
уверенными и защищенными, они счастливые и самодостаточные. Роль папы
в воспитании ребенка не менее важна маминой, а в вопросах социализации и
осознания себя как личности в несколько раз превосходит ее. Женское и
мужское начало культивируется у мальчиков и девочек в общении с папой.
Отец – это гид ребенка по миру. Если он не отмахивается от заданных
вопросов, создает богатую окружающую среду, поддерживает ребенка в его
начинаниях и показывает, как надо и не надо.
Папа – большой ребенок, и это – его уникальная особенность. Именно
папа использует весь окружающий мир как большое игровое развивающее
поле, папа учит ребенка причинно-следственным связям, папа умеет
использовать обычные вещи необычным способом
и таким образом расширять границы сознания
ребенка, папа не боится умеренных стрессов, так
как знает, что они закаляют. И отцам ни в коем
случае нельзя «забивать» эти свои черты, а,
наоборот,
нужно
всячески
их
оберегать
и
культивировать, они – один из самых ценных
подарков вашим детям.
Науке давно известно (и нужно принять этот
факт), что личный пример играет второстепенную
роль:
мужественность
сына
не
зависит
от
мужественности
отца,
главное
–
истинная
теплота и близость.
Роль папы в воспитании своего ребёнка, пожалуй, переоценить очень
трудно. Именно отец играет огромную роль в воспитании дошкольника,
именно он способствует дальнейшему формированию его личности. Никто
другой как отец способствует успехам ребёнка, закладывает «фундамент»
будущей семейной жизни (являясь примером для малыша).
Отцу в семье отводится особая роль. В первую очередь, отец
воплощает для своего ребенка образец мужчины – защитника, добытчика,
джентльмена. Роль отца в воспитании ребенка сводится к тому, что родитель
является для малыша оплотом семейного очага, хранителем и заступником
дома.
Благодаря
этому
дети
чувствуют
себя
уверенней,
растут
психологически более здоровыми, ведь у них имеется такой надежный тыл.
Общение с папой даёт ребёнку ощущение праздника. И это вовсе не
потому, что отцы проводят мало времени со своими детьми. Дело в том, что
папа представляет для ребенка совсем иную сторону человеческой жизни,
нежели мама. Если образ матери олицетворяет дом, в котором живёт ребёнок,
то образ отца больше связан с миром вокруг этого дома. Материнская любовь
даёт ребёнку чувство безопасности, отцовская –
помогает ориентироваться в
окружающем мире. Иногда самые обычные вещи
благодаря
отцу
раскрываются
с
новой,
неизведанной для малыша стороны. Диван может
превратиться в машину, стул в гараж, а кастрюля
становится барабаном. Только мужчина может
смотреть с нескрываемым восторгом, как кроха
разбирает пульт от телевизора или увлечённо
нажимает без разбора кнопки телефона.
Папа является авторитетом и поощряет
конкретные поступки и достижения, мама же любит и хвалит, безусловно. То
же касается и наказаний, отец для ребенка является тем человеком, который
обладает весомым мнением и его несогласие с тем или иным поступком
способно в корне изменить ситуацию. От отца ребенку необходима дружба,
внимание, досуг и общие дела. Также отцу важно принимать участие в
развитии ребенка, как физическом, так и морально-этическом.
У детей дошкольного возраста формируются все основные навыки и
умения, которыми они будут пользоваться всю жизнь и очень важно, чтобы
именно в этом возрасте папа принимал в воспитании ребенка активное
участие. Уже доказано, что при участии папы в воспитании ребенка у
малыша
развивается
самостоятельность
и
ответственность,
а
также
уверенность в своих силах.
Конечно в последнее время, многие отцы начинают принимать
активное участие в жизни своих детей с момента рождения, но, к сожалению
таких пап еще не очень много, а так важно научится любить своего малыша с
первого его вздоха.
Не зря природой предусмотрено наличие обоих родителей для
полноценного развития самостоятельной личности.
Источник: Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова «Нетрадиционные формы работы с родителями»; Н.А.
Рогалёва «Психологический клуб для родителей в детском саду»