Авторы: Лощёнова Лариса Николаевна, Лариса Николаевна Лощенова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Гурьевск
Наименование материала: статья
Тема: «Выбор методов воспитания и обучения детей согласно ФОП ДО»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8 «Сказка» города Гурьевска»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:
«Формы и методы работы при реализации воспитательной и
образовательной деятельности по ФОП ДО»
Старший воспитатель:
Лощенова Лариса Николаевна
Гурьевский муниципальный округ
2024
Применение разнообразных форм и методов работы в процессе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста необходимо по следующим причинам.
Обеспечивается индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и имеет
свои особенности, поэтому использование различных форм и методов работы
позволяет найти подход к каждому ребенку, учитывая его интересы,
потребности и возможности.
Также разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес детей
к обучению, делают обучение более привлекательным и занимательным.
Применение форм и методов работы позволяет развивать у детей
разнообразные навыки и компетенции, такие как коммуникативные навыки,
умение работать в команде, решать проблемы, анализировать информацию и
многие другие.
Кроме того, это подготовка к школе. Использование разнообразных методов
работы помогает подготовить детей к школьной жизни, где им предстоит
учиться в классе и адаптироваться к разным формам работы.
2023-2024 учебный год – это первый полный учебный год, в котором все
детские сады России начали работать по новой Федеральной
образовательной программе дошкольного образования. Программа, среди
прочего, рассматривает вопросы применения форм и методов работы в
детском саду. В соответствии с программой, формы и методы ее реализации
педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и
обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей,
спецификой их образовательных потребностей и интересов.
Программа предлагает применение форм работы в зависимости от возраста
детей.
В младенческом возрасте (от 2 месяцев до 1 года) предусматривается
непосредственное эмоциональное общение с взрослым; двигательная
деятельность (например, тактильно-двигательные игры); манипуляции с
предметами; элементарная речевая и музыкальная деятельность.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) предполагается предметная
деятельность; экспериментирование с материалами и веществами;
ситуативно-деловое общение с взрослым и эмоционально-практическое
общение со сверстниками под руководством взрослого; двигательная,
игровая, речевая, изобразительная деятельность; самообслуживание и
элементарные трудовые действия; музыкальная деятельность.
Рассмотрим более подробно предлагаемые формы деятельности в
дошкольном возрасте (от 3 до 8 лет). Предусматривается организация
игровой деятельности детей (сюжетно-ролевая, театрализованная,
режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная игра).
Предполагается организация общения детей с взрослыми и сверстниками.
Программа предусматривает организацию речевой деятельности детей
(развитие активной диалогической и монологической речи), познавательно-
исследовательской деятельности и экспериментирования. Рекомендуется
организация изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и
конструирования из разных материалов по образцу, условию и замыслу
детей. Также должна проводиться двигательная деятельность (основные
виды движений, общие развивающие и спортивные упражнения, подвижные
и элементы спортивных игр). Кроме того, рекомендуется организация
элементарной трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-
бытовой труд, труд в природе, ручной труд). Среди форм работы
предусматривается организация музыкальной деятельности детей (слушание
произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
В процессе реализации Федеральной образовательной программы педагоги
могут применять следующие методы воспитания.
1. Методы организации опыта поведения и деятельности (приучение к
положительным формам общественного поведения, упражнение,
воспитывающие ситуации, игровые методы);
2. Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на
моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение
художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и
жизненных ситуаций, личный пример)
3. Методы мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы
развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы).
В Федеральной образовательной программе рекомендуется при организации
обучения дополнять традиционные методы (словесные, наглядные,
практические) методами, в основу которых положен характер
познавательной деятельности детей.
Приведем примеры. Так, при использовании информационно-рецептивного
метода предъявляется информация, организуются действия детей с объектом
изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация
фильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или
детей, чтение).
Репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения
представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (это
упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с
опорой на предметную или предметно-схематическую модель).
Применение метода проблемного изложения предполагает постановку
проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов,
наблюдений.
При применении эвристического метода проблемная задача делится на части
– проблемы, в решении которых принимают участие дети.
Исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных
ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания,
опыты).
Для решения задач воспитания и обучения в Федеральной образовательной
программе предлагается широко применять метод проектов. Он способствует
развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов,
коммуникативных и творческих способностей.
В программе отмечается, что при выборе методов воспитания и обучения,
педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности детей,
педагогический потенциал каждого метода, условия его применения,
реализуемые цели и задачи, возможные результаты. Для решения задач
воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов. При
выборе форм и методов работы педагоги должны учитывать также
субъектные проявления детей: интерес; избирательное отношение к разным
видам деятельности.
Федеральная образовательная программа определяет следующие виды
образовательной деятельности в детском саду. Это образовательная
деятельность в процессе организации различных видов детской
деятельности; образовательная деятельность в ходе режимных процессов;
самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.
Отдельно в программе уделяется внимание такой форме работы, как занятие.
Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям,
развивающее их. Занятие может проводиться в виде образовательных
ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-
обучающих ситуаций, творческих и исследовательских проектов и так далее.
Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин
фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и
педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может
выбирать самостоятельно.
В программе указываются виды деятельности, рекомендуемые в разный
период времени в течение дня. Так, образовательная деятельность утром
может включать: игровые ситуации; развивающее общение педагога с
детьми, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения за природой;
трудовые поручения и дежурства; оздоровительные и закаливающие
процедуры, двигательную деятельность и другое.
Деятельность во время прогулки включает: наблюдения за объектами и
явлениями природы; подвижные игры и спортивные упражнения;
экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и
конструктивные игры; элементарную трудовую деятельность детей на
участке; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
проведение спортивных праздников.
Деятельность во вторую половину дня может включать: элементарную
трудовую деятельность детей; проведение развлечений, праздников; игровые
ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами; опыты и
эксперименты, практико-ориентированные проекты; чтение художественной
литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов;
слушание и исполнение музыкальных произведений; работу с родителями и
другое.
Таким образом, в Федеральной образовательной программе
систематизировано все многообразие форм и методов воспитательной и
образовательной работы с детьми дошкольного возраста.