Напоминание

«Выбор методов воспитания и обучения детей согласно ФОП ДО»


Авторы: Лощёнова Лариса Николаевна, Лариса Николаевна Лощенова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Гурьевск
Наименование материала: статья
Тема: «Выбор методов воспитания и обучения детей согласно ФОП ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Сказка» города Гурьевска»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

«Формы и методы работы при реализации воспитательной и

образовательной деятельности по ФОП ДО»

Старший воспитатель:

Лощенова Лариса Николаевна

Гурьевский муниципальный округ

2024

Применение разнообразных форм и методов работы в процессе воспитания и

обучения детей дошкольного возраста необходимо по следующим причинам.

Обеспечивается индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и имеет

свои особенности, поэтому использование различных форм и методов работы

позволяет найти подход к каждому ребенку, учитывая его интересы,

потребности и возможности.

Также разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес детей

к обучению, делают обучение более привлекательным и занимательным.

Применение форм и методов работы позволяет развивать у детей

разнообразные навыки и компетенции, такие как коммуникативные навыки,

умение работать в команде, решать проблемы, анализировать информацию и

многие другие.

Кроме того, это подготовка к школе. Использование разнообразных методов

работы помогает подготовить детей к школьной жизни, где им предстоит

учиться в классе и адаптироваться к разным формам работы.

2023-2024 учебный год – это первый полный учебный год, в котором все

детские сады России начали работать по новой Федеральной

образовательной программе дошкольного образования. Программа, среди

прочего, рассматривает вопросы применения форм и методов работы в

детском саду. В соответствии с программой, формы и методы ее реализации

педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и

обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей,

спецификой их образовательных потребностей и интересов.

Программа предлагает применение форм работы в зависимости от возраста

детей.

В младенческом возрасте (от 2 месяцев до 1 года) предусматривается

непосредственное эмоциональное общение с взрослым; двигательная

деятельность (например, тактильно-двигательные игры); манипуляции с

предметами; элементарная речевая и музыкальная деятельность.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) предполагается предметная

деятельность; экспериментирование с материалами и веществами;

ситуативно-деловое общение с взрослым и эмоционально-практическое

общение со сверстниками под руководством взрослого; двигательная,

игровая, речевая, изобразительная деятельность; самообслуживание и

элементарные трудовые действия; музыкальная деятельность.

Рассмотрим более подробно предлагаемые формы деятельности в

дошкольном возрасте (от 3 до 8 лет). Предусматривается организация

игровой деятельности детей (сюжетно-ролевая, театрализованная,

режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная игра).

Предполагается организация общения детей с взрослыми и сверстниками.

Программа предусматривает организацию речевой деятельности детей

(развитие активной диалогической и монологической речи), познавательно-

исследовательской деятельности и экспериментирования. Рекомендуется

организация изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и

конструирования из разных материалов по образцу, условию и замыслу

детей. Также должна проводиться двигательная деятельность (основные

виды движений, общие развивающие и спортивные упражнения, подвижные

и элементы спортивных игр). Кроме того, рекомендуется организация

элементарной трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-

бытовой труд, труд в природе, ручной труд). Среди форм работы

предусматривается организация музыкальной деятельности детей (слушание

произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

В процессе реализации Федеральной образовательной программы педагоги

могут применять следующие методы воспитания.

1. Методы организации опыта поведения и деятельности (приучение к

положительным формам общественного поведения, упражнение,

воспитывающие ситуации, игровые методы);

2. Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на

моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение

художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и

жизненных ситуаций, личный пример)

3. Методы мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы

развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы).

В Федеральной образовательной программе рекомендуется при организации

обучения дополнять традиционные методы (словесные, наглядные,

практические) методами, в основу которых положен характер

познавательной деятельности детей.

Приведем примеры. Так, при использовании информационно-рецептивного

метода предъявляется информация, организуются действия детей с объектом

изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация

фильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или

детей, чтение).

Репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения

представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (это

упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с

опорой на предметную или предметно-схематическую модель).

Применение метода проблемного изложения предполагает постановку

проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов,

наблюдений.

При применении эвристического метода проблемная задача делится на части

– проблемы, в решении которых принимают участие дети.

Исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных

ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания,

опыты).

Для решения задач воспитания и обучения в Федеральной образовательной

программе предлагается широко применять метод проектов. Он способствует

развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов,

коммуникативных и творческих способностей.

В программе отмечается, что при выборе методов воспитания и обучения,

педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности детей,

педагогический потенциал каждого метода, условия его применения,

реализуемые цели и задачи, возможные результаты. Для решения задач

воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов. При

выборе форм и методов работы педагоги должны учитывать также

субъектные проявления детей: интерес; избирательное отношение к разным

видам деятельности.

Федеральная образовательная программа определяет следующие виды

образовательной деятельности в детском саду. Это образовательная

деятельность в процессе организации различных видов детской

деятельности; образовательная деятельность в ходе режимных процессов;

самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Отдельно в программе уделяется внимание такой форме работы, как занятие.

Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям,

развивающее их. Занятие может проводиться в виде образовательных

ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-

обучающих ситуаций, творческих и исследовательских проектов и так далее.

Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин

фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и

педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может

выбирать самостоятельно.

В программе указываются виды деятельности, рекомендуемые в разный

период времени в течение дня. Так, образовательная деятельность утром

может включать: игровые ситуации; развивающее общение педагога с

детьми, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения за природой;

трудовые поручения и дежурства; оздоровительные и закаливающие

процедуры, двигательную деятельность и другое.

Деятельность во время прогулки включает: наблюдения за объектами и

явлениями природы; подвижные игры и спортивные упражнения;

экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и

конструктивные игры; элементарную трудовую деятельность детей на

участке; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;

проведение спортивных праздников.

Деятельность во вторую половину дня может включать: элементарную

трудовую деятельность детей; проведение развлечений, праздников; игровые

ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами; опыты и

эксперименты, практико-ориентированные проекты; чтение художественной

литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов;

слушание и исполнение музыкальных произведений; работу с родителями и

другое.

Таким образом, в Федеральной образовательной программе

систематизировано все многообразие форм и методов воспитательной и

образовательной работы с детьми дошкольного возраста.



В раздел образования