Напоминание

Сборник малых фольклорных форм


Автор: Сокор Мария Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 147"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Сборник
Тема: Сборник малых фольклорных форм
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сборник

малых

фольклорных

форм

Содержание:

1.

Пословицы

2.

Поговорки

3.

Загадки

4.

Чистоговорки

и

скороговорки

5.

Считалки

6.

Колыбельные

Детский фольклор

Трудно себе представить ребячью жизнь

без

игр,

веселых,

шумных,

нередко

с

песнями,

считалками,

загадками,

скороговорками и дразнилками.

Вот

из

таких

произведений

и

складывается русский фольклор для детей.

Каково значение фольклора в развитии

детей? Что дает детям знакомство с русским

детским фольклором?

Фольклор развивает интерес и внимание

к окружающему миру, народному слову и

народным

обычаям

и

воспитывает

художественный вкус. А также многому

учит.

Русский детский фольклор характерен

яркими,

оригинальными,

доступными

по

форме

и

содержанию

произведениями,

которые легко запоминаются. Знакомство с

ними

поможет

узнать

ближе

жизнь

и

творчество сельской детворы матушки Руси

и

даст

возможность

использовать

этот

материал в современных играх с детьми.

Поговорки

Вид малой фольклорной формы. Это такой

оборот речи или словосочетание, которое

отражает

какое-то

явление

жизни.

Поговорка

является

малым

жанром

фольклора, часто носит юмористический

характер.

Поговорки

это

меткое

яркое

народное выражение, часть суждения без

вывода.

Согласно

определению

В.Даля,

поговорка – это такая короткая складная

речь, которая ходит в народе, но не является

полноценной

пословицей. Что

значит

поговорка? Даль

также отмечает,

что

поговорка – это такое ходячее выражение,

которое не смогло доразвиться до полной

пословицы и по сути представляет собой

новый образ, который заменяет какое-то

обычное слово. Чему учат поговорки и для

чего они созданы? В отличие от пословицы,

поговорка

не

содержит

никакого

поучительного обобщающего смысла. Это

просто образ, который замещает обычное

слово или определяет какое-либо явление.

Также

следует

отметить,

что

зачастую

поговорки являются какой-либо частью уже

соответствующей пословицы.

Дальше в спор - больше слов.

Дальше земли не упадешь.

Есть терпение - будет и умение.

За делами дня не видно.

Пословицы

Малая фольклорная форма. Это краткое

мудрое

изречение

содержащее

законченную мысль. Пословица - это жанр

фольклора,

краткое

изречение,

заключающее

в

себе

поучение.

Пословица

советует,

наставляет,

предупреждает. Люди часто используют их

в речи. От этого речь становится яркой,

образной .

Поскорее подрастай да к работе поспевай

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок

Хочется есть, да не хочется лезть

Загадки

Это малая фольклорная форма. В ней

предмет не назван, но даются его признаки,

узнаваемые

особенности,

по

которым

можно догадаться, о чем идет речь.

Загадка

развивает

догадливость

и

сообразительность.

Скороговорки и чистоговорки

Шуточный жанр народного творчества,

фраза, построенная на сочетании звуков,

которые затрудняют быстрое произнесение

слов.

Из

толкового

словаря

В.

Даля:

"Скороговорка – частоговорка, род складной

речи, с повтореньем и перестановкой одних

и тех же букв или слогов, сбивчивых или

трудных для произношенья.

Скороговорки

созданы

народом

для

забавы детям. Однако эта забава иногда

приносит очень большую пользу. Используя

скороговорки

и

чистоговорки

можно

добиться больших успехов в исправлении

неправильного

произношения

звуков,

слогов, неправильного ударения. Как всякая

игра,

скороговорки

очень

хорошо

воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая

форма обучения правильной речи – вот

главное

назначение

скороговорок

и

чистоговорок.

Считалки

Считалки – замечательный речевой

материал!

Считалки

для

детей

в

основном

используются

для

установления

очередности,

для

определения,

кому

начинать

игру.

Благодаря

считалкам

у

детей

развивается память и чувство ритма.

Разучивая

с

детьми

всевозможные

считалки, вы будете и тренировать

память, и развивать у детей чувство

ритма.

Шел баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Конь ретивый с длинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там! Тут и там!

Сюда мчится он – выходи из круга вон!

Колыбельные

Название произошло от

глагола

баять, баить

"говорить

".

Старинное

значение

этого

слова

"

шептать,

заговаривать")

.

Такое название колыбельные песни

получили не случайно: самые древние из

них имеют прямое отношение к заговорной

поэзии. "Дремушка-Дрема, отойди ты от

меня!" говорили крестьяне, борясь со сном.

Нянька или мать, напротив, звали Дрему к

малышу.

Обычно это мелодия или песня,

напеваемая людьми для успокаивания и

засыпания.

Отличительным

признаком

колыбельной песни является её цель —

достичь засыпания. Колыбельная не требует

каких-либо

инструментов

для

её

исполнения, достаточно только голоса.

Колыбельная песня — песня, с помощью

которой убаюкивают ребенка. Поскольку

песня

сопровождалась

мерным

покачиванием ребёнка, в ней очень важен

ритм.

Вывод:

Использование

детского

фольклора

помогает

ребенку

раскрыться,

как

эмоционально, так и творчески.

Фольклор значительно влияет на:

Развитие речи детей;

Украшает и обогащает речь ребенка,

расширяет словарный запас, развивает

воображение, связную речь;

Укрепляет артикуляционный аппарат;

Совершенствует фонематический слух;

Помогает в работе над произношением;

Дает

образцы

для

составления

описательных рассказов;

Способствует развитию памяти.

Детский

фольклор

первоисточник

познания себя и окружающего мира.



В раздел образования