Автор: Купцова Марина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР- детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Витим Муниципального района "Ленский район" РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка - устный журнал
Тема: "Россия и Якутия: навеки вместе"
Раздел: дошкольное образование
Устный журнал, посвящённый Дню Республики Саха в ДОУ (
старшая
группа для детей с ОНР
):
«Россия и Якутия: навеки вместе»
Цели. 1.Формирование представления у учащихся о государственных символах Якутии и
России.
2.Воспитание чувства патриотизма, дружбы и взаимопонимания.
3.Привитие уважительного отношения к культуре и обычаям народов.
Оборудование. Карты Российской Федерации, Якутии, Ленского района; изображения
гербов и флагов Республики Саха и России; фотографии посёлка Витим и города Якутска;
портреты Президента Путина В.В. и Главы Республики Саха Николаева А.С.; звукозапись
гимнов России и Якутии, песни «С чего начинается Родина»; смайлики для рефлексии.
Ход классного часа
Звучит песня «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)
Воспитанник 1.
Родина – улица и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым песком,
Зимний денёк со снежком,
Лёд под блестящим коньком,
Садик и школа потом.
( автор М. Линнамяги)
Учитель - логопед. Какая картина возникла в вашем воображении?
- Правильно, это наш родной Витим, место, где мы живём. Ваш дом, улица, мама и папа,
друзья – это наша с вами маленькая родина. А ещё вот этот лес, этот утренний туман и
птичий гомон и наша прекрасная река Лена – тоже Родина.
Воспитанник 2.
Пленяет Витим красотою;
Родная тайга, щедрая земля,
Всегда любил я вас, не скрою,
Хотя манили дальние края… (автор неизвестен)
Учитель-логопед. Ребята, недавно мы познакомились со сборником фотографий о
Витиме, посвящённом 400-летию нашего посёлка. Витим находится на территории
Республики Саха, которая является нашей родной землёй. Республика Саха (Якутия)
входит в состав России (Российской Федерации). Так называют наше государство. Всё,
что происходит в России, - важно для населения Республики Саха (Якутия). Вы и я –
жители России. Посмотрите на карту! Россия – самая большая страна на планете. В
России много республик, областей, городов и посёлков. Посмотрите, как выглядит наша
Республика Саха на карте нашей Родины. Она занимает пятую часть всей страны.
Воспитанник 3. Своей судьбе я очень благодарен
За то, что довелось родиться мне
В Якутии, в таёжной этой дали,
Где глухари токуют по весне.
( автор Сергей Шестаков «Моя Якутия»)
Учитель-логопед. На земле, где сейчас расположена Якутия, люди жили с давних времён.
Это коренные народы. Охота и рыболовство давали им пищу. Якуты – один из коренных
народов республики. Отсюда и произошло её название. Предки якутов и других народов
республики ещё с давних времён научились разводить коров, лошадей, оленей, делать
посуду, ковать железо, строить жилища. Почти 400 лет назад на территорию современной
Якутии пришли русские поселенцы. В 1632 году казак Пётр Бекетов основал здесь первую
русскую крепость – Ленский острог, позже её назвали Якутском. Так Якутия вошла в
Российское государство. Это имело огромное значение для местных народов. Якуты
научились у русских сеять хлеб. У коренных народов появилась письменность, были
созданы книги на родных языках. В составе России жизнь коренных народов стала легче и
счастливее. Вот как об этом написал наш земляк, послушайте.
Воспитанник 4. Якутия! Гордимся мы тобою.
Здесь все народы – как одна семья.
И все стихи, написанные мною,
Тебе лишь только посвящаю я.
( автор Сергей Шестаков «Моя Якутия»)
Учитель-логопед. Республика Саха, как я вам сказала ранее, является составной
частью Российской Федерации. У Якутии также есть свои символы. Послушайте рассказ о
её символике.
Государственный герб Якутии – это серебристый круг – солнце. В его центре –
древний всадник со знаменем. Это изображение взято с древних наскальных рисунков,
обнаруженных на берегу реки Лены. В верхней части круга – семь ромбов-кристаллов.
Они символизируют единство народов, которые издавна проживают на территории
Якутии: якуты, русские, эвенки, эвены, чукчи, долганы, юкагиры. В нижней части -
название республики на двух государственных языках – якутском и русском.
Учитель-логопед. Вспомните, как выглядит государственный герб России. Что
обозначает слово ГЕРБ?
Дети. Отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу,
государству.
Учитель. Что изображено на гербе России?
Дети. На красном щите – золотой двуглавый орёл под тремя коронами. Все три
короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди
орла – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным
копьём чёрного дракона.
Учитель-логопед. Что обозначает двуглавый орёл?
Дети. Символ власти, могущества, мудрости.
Учитель-логопед. Какой смысл имеет герб?
Дети. Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому головы
орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве
государства. Всадник выражает готовность народа встать на защиту родной земли.
Учитель-логопед. Когда появились первые флаги?
Дети. В глубокой древности.
Учитель-логопед. Когда можно увидеть на улицах флаги?
Дети. В праздничные дни.
Учитель-логопед. Из каких цветов состоит флаг России?
Дети. Из белого, синего, красного.
Учитель-логопед. Что обозначает каждый цвет на флаге?
Дети. Красный – мир земной, синий – небесный, белый – божественный.
Учитель-логопед. На Государственном флаге Республики Саха ( Якутия ) четыре
горизонтальных цветных полосы и белый круг. Белый, сине-голубой, красный – цвета
Государственного флага Российской Федерации. Это подчеркивает крепкий союз нашей
республики и России. Белое солнце – уважение к традициям народа саха, считающего себя
«детьми белого солнца». Белый цвет – суровая красота Севера, чистота народа-труженика;
зелёный – таёжные просторы. А теперь давайте вспомним, что обозначает слово ГИМН?
Дети. Торжественное, похвальное произведение в честь богов или героев.
Учитель-логопед. Кто написал музык и слова для гимна России?
Дети. Поэт С.В. Михалков, музыку композитор А.В. Александров.
Учитель-логопед. Когда можно услышать гимн?
Дети. Он звучит каждое утро по радио и телевидению перед началом передач и
после их окончания, в новогоднюю ночь, а также на соревнованиях, когда российские
спортсмены завоёвывают золотые медали. ( Учитель включает запись гимна Российской
Федерации)
Учитель-логопед. Стихи для гимна нашей республики написали поэты Савва
Тарасов и Михаил Тимофеев, а музыку композитор Кирилл Герасимов. Послушайте гимн
нашей республики. Что общего в гимнах России и Республики Саха? ( Учитель включает
запись гимна Республики Саха Якутия)
Дети. Это торжественные музыкальные произведения, которые слушают стоя.
Учитель-логопед. Кто является президентом России?
Дети. Владимир Владимирович Путин.
Учитель-логопед. Главой Республики Саха (Якутия) является Айсен Сергеевич
Николаев. Главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и
обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. День принятия
Конституции 12 декабря является государственным праздником. Какой город является
столицей России.
Дети. Город Москва.
Учитель-логопед. Какой город является столицей Якутии?
Дети. Город Якутск. ( Ученики рассматривают фотографии города Якутска)
Воспитанник 5. Средь тысяч мегаполисов планеты
Есть лучший в мире город – он один!
Крупнее, северней Якутска нет!
Якутск – планеты нашей гражданин!
( автор А. Замбурский)
Учитель-логопед. Что вы сегодня узнали нового, интересного? Что расскажите
родителям? Покажите своё настроение с помощью смайлика. Молодцы! Всем спасибо!
Мы с вами и дальше будем знакомиться с историей нашей великой Родины –
России, а также историей Якутии и малой родины – посёлка Витим.
Воспитанник 6. О, Якутия, дали бескрайние,
С птичьим гомоном белых ночей,
Край суровый, любовь моя давняя,
Ты – частица России моей.
О, богатства якутской природы,
Всё навеки здесь стало моим.
Соболей и песцов хороводы,
Трепет листьев, торжественность зим… ( автор Людмила Волкова)