Автор: Елена Николаевна Шевцова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ
Населённый пункт: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Концертное выступление и сценическая культура певца"
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357350, Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, улица Павлова, 55
Тел/факс 8 (879 61) 5-19-17, e-mail: detstvo
55@
.
ru
Доклад на тему
«Концертное выступление и
сценическая культура певца»
составитель
Шевцова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
Ессентукская
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
2.
Общий педагогический подход в работе по данной теме
3.
Сценический образ
4.
«Пластическая выразительность – одна из составляющих процесса
художественного творчества певца»
5.
Подготовка к концертному выступлению
6.
Используемая литература
Введение
Пение — один из самых популярных видов музыкального искусства.
Объясняется такая популярность тем, что именно вокальная музыка,
наиболее легко воспринимаемая на слух, доступна по форме любому
неискушенному слушателю.
Именно ее демократичность и доступность создают предпосылки
сильного влияния на детей. Юных исполнителей пение привлекает, прежде
всего, своей зрелищностью, возможностью реализовать себя. Однако за
внешней простотой и легкостью этого жанра скрывается трудоемкий и
сложный процесс становления юного исполнителя, как личности, как певца.
Это требует от педагога мобилизации творческого потенциала, активизации
нравственно-эстетических аспектов в работе с солистом.
Необходимым условием является умение создать эстетическую среду,
которая
способствует
воспитанию
вокальной
культуры
исполнения,
воспитание в солистах посредством музыки готовность воспринимать
общемировоззренческие ценности, образы и представления. Поэтому для
достижения успеха очень важен и соответствующий психологический
настрой.
В настоящее время спрос на уроки вокала невероятно высок, поэтому
сегодня действует большое количество вокальных студий, школ и клубов, а
также существует много предложений по проведению специалистами мастер-
классов, предлагающих различные методики и подходы в занятии пением.
Начинающие педагоги, да и педагоги со стажем иногда зацикливаются на той
или иной методике по постановке голоса или формированию голосовых
данных, не обращая внимания на одну из важных составляющих подготовки
молодого певца-это сценическое воплощение при работе над вокальным
номером.
Специфика исполнения песни, в которой за небольшой период времени
надо раскрыть характер, показать образ, накладывает свои обязанности на
педагога. Ведь каждый концертный номер подчиняется определенной
драматургии,
наличие
образно-сценического
и
хореографического
компонентов. Конечно, педагог вокала не должен обладать специальным
хореографическим и театральным образованием, но элементарные знания о
поведении на сцене, общении со зрителями во время исполнения, выбор
костюма для выступления влияет на выбор репертуара, а все вместе на
популярность исполнителя. Вокальное произведение, опирающееся на
драматургию, сегодня очень хорошо принимается публикой.
Особенность эстрадного вокала заключается в поиске и формировании
уникального, узнаваемого образа вокалиста, аналогично тому, как эстрадные
музыканты
ищут
«свой»
индивидуальный
звук.
Чтобы
добиться
конкурентоспособности
в
наше
время
требуется
владеть
достаточно
широким диапазоном технических приемов. И в данном случае количество
перерастает в качество.
Целью
работы
является
исследование
особенностей
создания
сценического образа в рамках постановки концертного номера вокалиста,
изучение проблемы сценического воплощения юного певца, как одной из
важных составляющих учебного процесса в классе сольного пения, а также
современных требований сценической культуры в целом.
Рассмотрение
данной
темы
решает
следующие
задачи
для
руководителей студий и преподавателей по классу сольного пения:
Повышение
общего
уровня
мастерства
обучающихся
при
акцентировании в учебном процессе на взаимосвязи, с одной стороны, и
влиянии, с другой, сценического воплощения на технические возможности
(диапазон, тембр, подача голоса и т.д.), снижение уровня сценического
волнения;
Использование различных авторских методик и личных подходов
преподавателями на занятиях в классе сольного пения, связанных с темами
«Сценическое воплощение» и «Художественный образ».
Общий педагогический подход в работе по данной теме.
При формировании сценического образа основная роль отводится
следующим
формам
работы:
беседы
и
рассуждения,
просмотр
видеоматериалов
выступлений
ярких
личностей,
музыкантов,
анализ
увиденного и услышанного. А также широко используется пример самого
педагога, как демонстрация различных вариантов решения задач, детальный
разбор костюма, жестов, манеры исполнения, мимики и так далее. Затем
ребенок пытается «примерить» образ на себя, к себе, в себя и от себя. И вот
здесь происходить бесценное дополнение, то, ради которого все затевалось.
И чем дополнение ярче, тем ценнее.
При работе с вокальным репертуаром нельзя сразу работать над
динамикой, драматургией, звуком и т.д. Все должно происходить поэтапно.
Такой подход обеспечивает качественный и скорейший результат.
Овладение исполнительским мастерством требует от певца, как в
прочем и от любого исполнителя, серьезной вдумчивой работы над
множеством компонентов, составляющих в своем неразрывном единстве
сущность музыканта, целостность сценического образа.
С первых же занятий при работе над вокальным произведением
необходимо объяснять ученику, что исполнение — это не просто выученный
текст и мелодия, но и полное понимание и осознание того:
кто ты в этом произведении (пол, возраст, внешний вид, характер
и т.д.);
окружающая среда происходящего (место действия, время года,
время суток и т.д.);
что предшествовало данному событию;
какие твои действия и переживания на тот или иной момент
происходящего в произведении.
Данный
подход
очень
эффективно
срабатывает
при
вовлечении
учащихся в процесс создания (режиссуры) своеобразного видеоклипа на их
песни. Но он имеет свои особенности при работе с детьми младшего и
старшего возраста, т.к. необходимо учитывать жизненный опыт тех или иных
событий и переживаний обучающегося. Для детей младшего возраста
возможно использовать при работе над образом не прямое (согласно тексту)
восприятие образа, а ассоциативное.
Также
эффективно
использование
эмоционального
осмысления
и
добавления эмоциональных окрасок не только во время работы над
произведением,
но
и
во
время
вокальных
упражнений
(распевок).
Независимо от того, поем ли мы словесную фразу, слоги или гласные звуки,
все время используем возможность эмоционального окрашивания звука,
придаем ему выразительность, «оживляем» звук, и, как ни странно,
наблюдаем за тем, как улучается качество звука, технические возможности
голоса,
тембровая
окраска
голоса.
В
этом
случае
ученик
получает
дополнительные эмоционально-выразительные задания к уже имеющимся
вокально-техническим. Например, во время вокального упражнения на
гласные звуки или определенные слоги просим ученика пропеть это
упражнение с разными эмоциями или характером:
эмоции удивления;
эмоции восхищения;
эмоции убеждения, и т.д.,
а также представляем себя в разных ролях при определенном
эмоциональном настрое и ситуациях.
Хочется сказать, что мысль неотделима от эмоции, поэтому никогда
нельзя петь безразлично, так сказать в «опущенном» состоянии, вяло. В
пении всегда должен быть внутренний подъем, бодрость, так сказать
повышенный тонус. В.П. Морозов называет эмоцию волшебным ключом,
легко и свободно открывающим «потайные клады голосовых чудес,
подсознательные
механизмы
управления
певческим
процессом,
достигающим оптимальной и скоординированной работы дыхания, гортани,
резонаторов.
Подход при добавлении эмоциональных заданий используется и при
решении
многих
конкретных
вокально-технических
решений.
Можно
привести пример постановки «близкого» звука (близкой позиции). Очень
эффективно используется и хорошо срабатывает в решении данной задачи
упражнения с гласным звуком «ю», с добавлением в упражнение эмоции
детской обиды.
Ученик, обучающийся на отделении сольного пения должен стать
художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его
действия выражены в слове, пении, мимике, жесте, пластике, танце. Задача
педагога заключается в том, чтобы научить ученика владеть собой как
средством для создания сценического образа, знающего основные законы
сценического
искусства,
умеющего
пользоваться
своим
внутренним
аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами:
правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью,
пластикой,
подчиненными
сквозному
действию
и
управляемыми
сверхзадачей музыкально-сценического образа.
Известный
музыкант-исполнитель
Д.Д.
Благой
утверждал,
что
увлечённость
художественными
образами
благотворно
влияет
на
особенности сценического состояния.
Сценический образ
Сценический образ – это живой человек, придуманный автором и
воплощенный актером. Если актер сделает себе грим и наденет костюм, это
еще не будет перевоплощением. Перевоплощение – долгий процесс, который
начинается с постижения и проникновения в мир героя, слияния с ним. Для
того, чтобы проникнуть в этот мир, актеру необходимо нафантазировать
жизнь этого человека до мельчайших подробностей: атмосферу эпохи, город,
в котором он живет, его профессию, интересы, характер, манеру поведения,
жесты, походку, голос, даже мысли и, конечно, логику поведения. В
результате, актер полностью проникает в мир своего персонажа и от своего
лица искренне живет чужой жизнью.
Вокалисту в работе над произведением необходимо так же продумывать
предшествующую историю, чтобы прочувствовать ее и достоверно донести
эмоции, заложенные в нем.
Создание
подлинно
правдивого
музыкально-сценического
образа
возможно только на основе изучения природы детского творчества, законов
сценического искусства. Поэтому одним из основных принципов воспитания
вокального
исполнителя
является
неразрывность
специфических
выразительных средств, и овладение законами природы сценического
творчества, когда одно невозможно без другого. Действие ученика,
воплощающего образ на сцене, должно быть особенно отчетливо и
безукоризненно,
поскольку
вокализирование
и
музицирование
часто
выдаются за действия, и тем самым совершается одна из наиболее типичных
ошибок, распространенных на сцене. Когда ученик поет и ему, не
ориентирующемуся в подлинной природе сценического действия, кажется,
что он действует, а публика, не вовлеченная в процесс действия, остается
пассивной.
«Пластическая выразительность – одна из составляющих процесса
художественного творчества певца»
Пластическая
выразительность
является
следствием
внутренней
смысловой
необходимости
исполнителя,
заключающей
в
себе
содержательность, психологическую наполненность, строгую отобранность и
чёткость
пластического
рисунка
психофизических
процессов
артиста.
Именно пластическая выразительность в системе «актёр – зритель» несёт в
себе воспитательную и художественную функцию. Анализ показывает, что
пластическая культура и пластическая выразительность обеспечивают
устойчивый успех певца на сцене.
Эмоционально
—
чувственное
воздействие
пластической
выразительности
должно
быть
подчинено
решению
смысловых,
тематических и эстетических задач, т.е. пластика — не самоцель, а
выражение содержания художественного образа музыкального произведения.
Внутренним стержнем действенной пластики является драматургическое
развитие содержания музыкального произведения и, на этой основе,
выстраиваемая логика пластического решения художественного образа
концертного номера.
Его
воплощение
начинается
с
осмысления
образа
музыкального
произведения, базирующегося на психофизических способностях вокалиста к
восприятию музыки и органической связи во взаимоотношениях певца с
музыкой. При этом необходимо отметить, что именно музыка способна
создать состояние, порождающее действие.
Подготовка к концертному выступлению
Выступление на публике трудно для неопытного певца. Выходя на
сцену, он мучительно думает, как и где ему встать, будет ли звучать голос, не
забудет ли он текст, как он выглядит со стороны. Все эти вопросы вызывают
торможение выработанных навыков (условных рефлексов) в пении. Из-за
этого ученик часто не показывает и половины того, что казалось хорошо
усвоенным.
Излишнее
волнение,
причиной
которого
является
факт
пребывания на сцене, нарушает нормальное, привычное пение.
Сущность подобных явлений хорошо изучена физиологией: попадая в
непривычную обстановку, человек нарушает ориентировочный рефлекс, или,
как говорил И. П. Павлов, рефлекс «что такое». Непривычная внешняя
обстановка привлекает к себе все внимание выступающего и тем самым
мешает
нормальному
течению
певческого
процесса.
Прежде
всего,
нарушаются
более
тонкие
координации,
менее
прочные
рефлексы
пропадают, недавно найденные вокально-технические достижения исчезают.
При более сильном торможении может нарушиться и голосоведение.
Чрезмерное
вмешательство
ориентировочного
рефлекса
вызывает
пониженный тонус, нарушение памяти, дрожание рук и ног. Происходит
разлад между поведением певца и необходимым творческим самочувствием.
Но ориентировочный рефлекс угасает, надо только чаще выступать. Тогда
влияние тормозных раздражений сведется к минимуму.
Необходима
психологическая
подготовка
к
выступлению.
Для
уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и
психологические
тренинги.
Есть и другой путь создания лучшего самочувствия на сцене. Большая,
глубокая работа над сюжетом даст тот «запас» эмоций, который при
выступлении не только поможет в исполнении произведения, но и позволит
отвлечься
от
влияния
зала.
Если
артист,
используя
материал
предварительной работы, сумеет на концерте «войти в образ», то его нервная
система будет иначе реагировать на сцену, на притихший зал, наполненный
слушателями, яркий свет. В этом случае обстановка не будет мешать
исполнению, не вызовет торможение выработанных навыков; наоборот, она
будет содействовать творческому вдохновению.
Для этого певец должен до конца усвоить художественный образ,
прочувствовать и суметь сосредоточить на нем свое внимание. К.С.
Станиславский
учил
концентрировать
свое
внимание,
«сужать
круг
внимания». Такое «сужение круга внимания» на образах произведения
позволяет выключить из активного внимания зрительный зал. Закрепив
правильные представления о воплощаемом образе, певец передаст нужные
интонации, исполнение получит соответствующую эмоциональную окраску
благодаря предварительной работе. Слушатель, невольно включаясь в
содержание
исполняемого,
будет
вместе
с
певцом
захвачен
его
переживаниями.
После концерта, зачета, экзамена или после завершения работы над
произведением необходимо провести анализ творческого процесса и его
результатов, для его осмысления и закрепления приобретенного опыта. В
творческой беседе выявляются положительные и отрицательные стороны в
работе. Видеозаписи выступлений позволят услышать и увидеть каждый
момент выступления. Зафиксировав внимание учащегося на каком-то
отдельном эпизоде выступления, мы можем подчеркнуть положительные
моменты выступления, конкретно говорить об исправлении каких-то
недостатков. То есть работа преподавателя становиться более наглядной.
Учащийся сам видит себя со стороны и может подкорректировать что-то в
своем исполнении.
Используемая литература
1. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М.: «Наука», 1970
2. Л. А. Манжос «Методика постановки голоса, часть 2»
3. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. — М.: Музыка, 2002
4. Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной
педагогике. // Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып.7. /Сост. А.
Яковлева. – М.: 1984