Автор: Иноземцева Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124""
Населённый пункт: Дзержинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога. Тема «Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста» (разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы 2024-2025учебный год
Тема «Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста»
(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с
нарушением слуха)
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Иноземцева Любовь
Анатольевна
г.Дзержинск
2024
1
Актуальность.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей
актуальности во все времена. Именно очень важно воспитать у ребенка
привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Овладение навыками
самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой,
пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является
важным шагом на пути к социальной адаптации ребенка.
Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при
овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть,
одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Трудности,
которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека
со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками
самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.
Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной
бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение
трудовыми и профессиональными навыками.
Поэтому ФАОП нас ориентирует на то, что для обучающихся с
дополнительными отклонениями в развитии, значительно отстающих от
возрастной нормы, педагогические работники: формируют культурно-
гигиенические навыки и навыки самообслуживания в быту, а также на
специальных занятиях в процессе дидактических игр, рассматривания
картинок, выполнения поручений и.т.д (12.3.1.3.)
Работа по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков
самообслуживания чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации
детей с ОВЗ в семье. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на
близких этих детей, как правило, усугубляется многолетним общим
напряжением в этих семьях. Понятно, что близким часто легче осуществлять
общий уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у
него самостоятельных культурно - гигиенических навыков.
Главное для детей с ОВЗ – это максимальное овладение культурно -
гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, научить
ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это
возможно. Поэтому педагогам, родителям необходимо выбрать оптимальные
условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную
адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.
Воспитание у дошкольников с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены
играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному
поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и
выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения
зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В
процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,
2
чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цель: Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков
самообслуживания, закладывание фундамента гигиенической
культуры у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Задачи для воспитателя:
1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой
психолого- педагогической и методической литературы и интернет
источников по проблеме развития культурно-гигиенических навыков у детей
с нарушениями слуха.
2.Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов.
3.Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и
педагогами ДОУ.
4.Разработать конспекты образовательной деятельности по сюжетно-
ролевым играм.
Подготовить и провести консультации для родителей и педагогов ДОУ.
Подготовить творческий отчет для педагогического совета и родительского
собрания об итогах реализации работы (анализ и оценка результатов своей
деятельности и деятельности детей).
По работе с детьми
:
Коррекционно-образовательные:
1.
Развивать навыки самообслуживания, становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий (одеваться
(раздеваться) в определенной последовательности);
2. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие
навыки поведения во время еды, умывания.
3.Учить соблюдать правила личной гигиены.
3. Обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта
и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих
действий взрослым.
Коррекционно–развивающие задачи:
1.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти у детей с нарушениями
слуха, формирование произносительных способностей;
2.Формировать навыка глобального чтения, выполнение действия по
предъявлению табличек;
3.Развитие зрительной памяти, внимания;
4.Развитие общей и мелкой моторики.
5.Развитие наблюдательности, любознательности.
Коррекционно – воспитательные задачи:
1.Прививать культурно – гигиенические навыки, желание всегда быть
красивыми, чистыми, аккуратными;
3
2.Воспитывать дружелюбие, эмоциональную отзывчивость, культуру
поведения;
3.Воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах.
Ожидаемый результат:
повышение теоретического, научно-практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности воспитателя в
условиях введения ФАОП для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки
детям с ОВЗ;
доклады, выступления, консультации на муниципальных
объединениях, участие в конкурсах с само обобщением опыта;
публикация материалов, авторских разработок и авторских
методических материалов по теме самообразования;
овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания детей. Умение ориентироваться в окружающем
мире самостоятельно, и способствовать успешной социализации в
будущем.
Ожидаемый результат у детей:
формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как:
бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие,
последовательность;
овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания детей;
дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной
последовательности;
проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом
(замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при
помощи взрослого;
правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб,
пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым
платком, салфеткой, расческой;
правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо
вытираются после умывания;
Предполагаемый результат для родителей:
повышение знаний для успешного развития детей;
4
получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических
навыков и самообслуживанию;
укрепление связей между МБДОУ и семьей.
По работе с родителями:
1 Анкетирование родителей (выявление степени заинтересованности
по данному направлению работы с детьми).
2.Оформление информационно-наглядного материала в родительском
уголке (папки-передвижки, информационные стенды).
3.Установление доверительных отношений между родителями и
воспитателями. определение задач совместного воспитания детей и их
реализация (проведение семинаров-практикумов, открытых занятий
для родителей).
Методы и приемы реализации (для детей с нарушенным слухом)
-постановка проблемных задач, вопросы проблемного характера;
-личный пример работников детского сада, родителей;
-контроль за четкостью произнесения слов и фраз, помощь в
оформлении ответов детей с нарушениями слуха;
-совместное проговаривание, чтение табличек со словами;
-поощрение проявления детьми самостоятельности, инициативности,
стремления к самоорганизации в разных видах деятельности.
Информационно-аналитический этап работы над темой
самообразовании:
1 этап- диагностический
2 этап-практический
3 этап-заключительный
Этапы
Пути реализации и формы
работы
Содержание работы
Сроки
Способы оформления
материала для
использования в
практической работе.
1 этап
1-Выбор и определение
темы самообразования
2-Подбор методической
литературы, изучение
опыта педагогов и
интернет-сайтах
3-Изучение нормативных
документов
4-Анализ состояния
учебно-воспитательного
Сентябрь
1-Оформление плана
работы по
самообразованию
2-Выявление и
обоснование
актуальности проблемы
по результатам
диагностики детей
(Николаева.)
3. «Воспитание
5
процесса
5-Диагностика знаний и
умений детей в данной
области, выявление
противоречий,
нуждающихся в коррекции
культурно-гигиенических
навыков у детей»
2 этап
1.Определение цели и
задач работы над темой.
2.Разработка системы мер,
направленных на решение
проблемы (подбор методов
и приемов)
3.Прогнозирование
результатов
4.Разработка
рекомендаций и памяток
для родителей.
5.Внедрение передового
опыта; системы мер,
направленных на решение
проблемы.
6.Отслеживание процесса,
текущих результатов и
промежуточных
результатов.
7.Индивидуальная работа с
детьми с использованием
дидактических игр и
упражнений
Октябрь
-Составление и
оформление
перспективного
планирования по
воспитанию культурно-
гигиенических навыков.
-Памятка для родителей
«Памятка для родителей
по воспитанию у детей
культурно-гигиенических
навыков»
-Подбор практического
материала-пополнение
коррекционно-
развивающей предметно-
пространственной
среды(дидактическое
обеспечение,
изготовление игр по
тематике, создание и
изготовление пособий по
развитию КГН у детей.
3 этап
1-Самооценка и
самоанализ проделанной
работы в своей группе.
2-Повторная диагностика
Май
1-Монитринг
индивидуального
развития детей.
2-Обобщение результатов
(отчет о проделанной
работе).
План работы с детьми по формированию культурно – гигиенических
навыков и навыков самообслуживания
Месяц
Проводимые мероприятия
Сентябрь-
октябрь
Диагностика культурно-гигиенических навыков;
Цель: выявить знания и умения детей;
Учить детей пользоваться унитазом;
Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть
6
руки и пользоваться краном и водой;
Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
Продолжать учить самостоятельно, снимать и одевать
(трусики, шорты, колготки) в туалете;
Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
Практическая деятельность «Учимся умываться».
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться
мылом и полотенцем;
Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;
Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не
разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
Прививать привычку самостоятельно пользоваться
салфеткой;
Учить пользоваться расчёской;
Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками,
убирать их на место;
Продолжать учить последовательно, одеваться и
раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать
одежду на стульчик;
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой
ситуации «Идём друг к другу в гости».
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Рассматривание иллюстраций к сказке. Просмотр м / ф
«Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе»;
Наглядная информация для родителей на тему: «Что
должен ребёнок иметь дома из предметов для развития
культурно-гигиенических навыков».
Ноябрь-
декабрь
Чтение А.Барто «Девочка чумазая»;
Приучать детей мыть руки после туалета;
Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным
полотенцем;
Повторить с детьми алгоритм одевания и раздевания;
7
Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а
не рукой;
Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при
небольшой помощи взрослых;
Беседа. «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование
навыков пользования расчёской и ухода за ней;
Январь-
февраль
Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во
время умывания;
Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку
руками;
Продолжать учить детей одеваться и раздеваться
последовательно, не разбрасывать свою одежду;
Воспитывать умение играть игрушками бережно, не
разбрасывать их и убирать на место;
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Просмотр м/ф
«Мойдодыр»;
Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
Совершенствовать привычку пользоваться
индивидуальным полотенцем и вешать его на место;
Формировать умение садиться за стол спокойно;
Учить правильно, нести стульчик;
Продолжать учить пользоваться индивидуальной
расчёской;
Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки;
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению
делиться ими;
Игровая ситуация: «Вместе с куклой на прогулку» Цель:
закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
формировать потребность в соблюдении опрятности в
саду и на улице.
Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно
мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в
одежде и устранять его самостоятельно, с помощью
взрослых или других детей. Воспитывать опрятность,
бережное отношение к вещам.
Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке»
8
(в разные времена года).
Март-
апрель
Продолжать учить самостоятельно, снимать и одевать
(трусики, шорты, колготки) в туалете;
Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
Игровая ситуация «Мойдодыр детям подарил мыло»;
Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;
Экспериментирование «Вода теплая и холодная»
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает
теплая и холодная;
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель:
формировать у детей навыки самообслуживания
культурно-гигиенические навыки, понимать назначение
выполняемых действий, поощрять стремление выполнять
их правильно;
Дидактические игры «Научим куклу одеваться
(раздеваться)»; «Одень куклу»; с предметными
картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы».
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»
Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера.
Предложить детям сделать куклам красивые прически,
завязать им бантики.
Продолжать уделять особое внимание формированию
культурно-гигиенических навыков и навыкам
самообслуживания;
Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;
Продолжать прививать привычку сидеть за столом
красиво, есть аккуратно, не торопясь;
Прививать привычку убирать за собой игрушки;
Обращать внимание на свой внешний вид;
Закреплять навыки вежливой культуры за столом;
Закреплять умение самостоятельно одеваться и
раздеваться;
Продолжать учить складывать одежду;
Практическое упражнение «Носовой платок» Цель:
9
формировать у детей культурно-гигиенические навыки,
учить пользоваться носовым платком, во время
обращаться за помощью к взрослым.
Май
Диагностика культурно-гигиенических навыков;
Цель: выявить знания и умения детей;
Продолжать уделять особое внимание на формирование
культурно-гигиенических навыков, культуре поведения за
столом.
Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
Игровая ситуация «Кукла Катя заболела» Цель:
продолжать знакомить с трудом медицинской сестры
Игровая ситуация «Купание куклы Маши»
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы
накрываем на стол»
Чтение художественной литературы «Муха Цокотуха» К.
Чуковского.
Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить
уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение
игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
Упражнение «Самые, аккуратные». Цель: продолжать
формировать у детей уже имеющиеся навыки
самообслуживания, выявлять с помощью взрослого
устранять недостатки в одежде, прическе. Воспитывать
опрятность.
Чтение К. Чуковского «Мойдодыр»
Взаимодействие с родителями
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:
«Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у
детей».
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей»
«Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно
– гигиенических навыков».
«Живём по режиму!»
10
Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-
гигиенические навыки у детей дошкольного возраста».
Рекомендации родителям: «Одежда детей в зимний период».
Приложение №1
Консультации для родителей
Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей
»
Для того, чтобы сформировать у ребенка культурно-гигиенические
навыки родители должны запастись колоссальным терпением. Итак, для
того, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно одеваться, раздеваться,
есть и правильно умываться необходимо следующее:
1. Учимся культурно есть.
Мы должны научить ребенка:
Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
Не крошить хлеб;
Пережевывать пищу с закрытым ртом;
Не разговаривать с полным ртом;
Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
Благодарить;
Пользоваться только своим прибором.
2. Учимся правильно мыть руки
Взрослый демонстрирует ребенку, как правильно надо:
закатать рукава,
смочить руки водой,
взять в руки мыло,
намыливать до появления пены,
смыть мыло так, чтобы руки не были скользкими (чтобы скрипели во время
трения ладони о ладонь,
насухо вытереть руки полотенцем,
повесить полотенце на место.
3. Учимся одеваться и раздеватьсяься
Показываем ребенку, как правильно расстегнуть пуговицы,
снять платье или рубашку,
11
аккуратно повесить на спинку стула,
затем снять обувь, поставить ее под стул,
снять колготки и повесить их на платье или рубашку,
надеть все в обратной последовательности.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков
необходимы следующие условия:
-организация привлекательной и удобной для выполнения действий и
заданий обстановки (закрепленные места хранения вещей, доступные для
пользования и т. д.);
-разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном
порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию
прочных динамических стереотипов;
- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и
порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом
характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
- организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением
осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных
требований.
«Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно –
гигиенических навыков».
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических
навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно
важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя
этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а
приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое
развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть
периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических
качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и
дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-
гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других
функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического
развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому
всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить
начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или
воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать
скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело
встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю
12
последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки :
Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на
помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от
необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется
пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Для того, чтобы
завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в
правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить
волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения
действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель
деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о
необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его
сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые
качества личности, как целеустремлённость, организованность,
дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для
формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает
приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её
причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении
бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в
его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и
оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне,
устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом,
складывается критическое отношение к своему облику, рождается
правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим
внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим
развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную
оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на
переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или
персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой. В
четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия
"хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом
основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить
сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков
складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет
испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия
сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года
удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что
подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить
одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к
выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым
действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с
действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в
соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он
13
вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю
правильно!" Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но
ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих
правил к другому.
Взрослому надо помнить, что об активном освоении правил поведения
свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому.
Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом.
Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он
правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны
взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим
вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное
требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его
нарушение.
Пути формирования КГН.
• Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в
раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые
предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек
воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью
соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие
пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки,
кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок,
застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить
об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате
обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном
для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
• По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им
предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым
влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок
отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что
они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему
самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты.
Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом,
например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку
первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН
необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки
перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом,
усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь
становятся показателем усвоения КГН.
• КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного
ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш
научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать
последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом
сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях
одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит
14
укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним
элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в
сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на
отношение к предметам , начинает следить за чистотой не только своего
внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. Таким образом, можно
утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более
сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают
содержание
«Живём по режиму!»
Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым,
закаленным.
Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел
хороший аппетит, полноценный сон, надо строго придерживаться режима.
Он является важнейшим условием правильного воспитания. Режим – это
рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов
деятельности в течение суток. Сон, еда, прогулки, непосредственно
образовательные деятельности – все это должно проводиться в определенной
последовательности. Ритмичный распорядок жизни способствует
нормальному развитию детского организма.
Почему так важен режим? Все жизненные процессы в организме протекают
в определенном ритме. Сердце работает ритмично – вслед за сокращением
наступает расслабление; дыхание ритмично, когда вдох и выдох равномерно
сменяют друг друга; пища в пищеварительном тракте перерабатывается в
определенные сроки.
Все явления в природе так же протекают в ритме: смена времен года, дня и
ночи. Ученые установили, что упорядоченная режимом жизнь
обеспечивает нормальное течение жизненных процессов.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим
укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное
осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от
переутомления.
Если же ребенок ест, спит, отдыхает, гуляет, занимается, когда ему
заблагорассудится, то у него в скором времени теряется аппетит, сон
становится беспокойным, ребенок плохо развивается, появляются капризы,
упрямство. Он менее дисциплинирован и послушен.
Одним из существенных компонентов режима дня является прогулка. Это
наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в
процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую
очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует
повышению сопротивляемости организма, закаляет его, укрепляет здоровье.
Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ,
15
особенно белкового компонента пищи, усвояемости питательных веществ.
После прогулки у ребенка всегда нормализуется сон и аппетит. Прогулка
дает детям возможность в подвижных играх, трудовой деятельности,
разнообразных физических упражнениях удовлетворять свои потребности в
движении. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением
особо неблагоприятных погодных условий.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность
находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность
и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными
отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно
функциональный уровень детей в понедельник хуже, чем во второй – третий
день недели. Поэтому домашний режим ребенка в те дни, когда он не
посещает детский сад, не должен отличаться от режима дошкольного
учреждения.
Подводя итоги, хочется сказать, что упорядоченный домашний режим,
ежедневные вечерние прогулки, полноценный ночной сон ребенка, а в
выходные дни полноценный отдых на свежем воздухе, регламентация
просмотра телевизионных передач (особенно перед сном) будут
способствовать нормальному росту и развитию ребенка, его физическому и
душевному благополучию.
«Одежда ребенка в зимний период»
Зимняя погода переменчива по температуре, поэтому тщательно
готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что
взять с собой.
Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями зимней погоды,
если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и
быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и
повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а
также соответствует погодным условиям, росту и размеру.
Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки,
водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и
кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи
сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому
следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не
жали под мышками.
16
Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и
шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у
них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже
возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект,
влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко
подхватить насморк.
Одежда сверху должна быть трехслойной.
Первый слой – майка, футболка.
Второй слой - трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного
ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение
трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и
молний.
Брюки на подкладке (флиса или синтепона) из непромокаемой ткани
защитят маленького путешественника от влажного снега. Лучше чтобы
брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают
или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что
может привести к проблемам со здоровьем. Теплые непромокаемые штаны,
надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно
двигаться.
Третий слой – куртка на синтепоне или пухе сделает прогулку очень
комфортной. Хороша куртка из плотного и непромокаемого материала, что
обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и
влаги. Современные куртки имеют 2 замка, что дает дополнительное тепло и
в случае поломки одного даст время на замену другого.
Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать
лоб, уши и затылок. В шапочке на подкладке из плотной натуральной ткани
дошколёнку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было
проблем с открытыми ушами. Очень хороши шапки из непромокаемой ткани
на искусственном меху. Альтернативой бантику из завязок хорошо послужит
передвижной пластмассовый зажим, который очень удобен в использовании.
Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги
постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита
сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые легко отдают
тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем
другие части тела.
Поэтому важная часть экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не
промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой и холодной
погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок
дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие.
Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Валенки на
подошве тоже хороши. Подошва, должна быть утолщенный, но гибкой.
Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и
обеспечит стопе физиологическое положение и тепло. Важно чтобы ноги не
17
мерзли и не потели, после прогулки проверяйте стопы детей, если они
влажные возможно синтетические колготки или носки вам не подходят,
холодные – значит, обувь не соответствует потребностям ребенка, прогулка
длиться 1-1,5 часа. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки -
травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и
ломаются.
Купите также двуслойные варежки из непромокаемой ткани на подкладке
(вязаные быстро намокают от влажного снега) – перчатки сложны в
одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не
потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например,
на липучке).
Если ребенок склонен к частым простудам, подумайте о шарфике,
который пригодиться в ветреную погоду.
Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним
из лучших решений в морозец – многослойная одежда. Например, водолазка,
свитерок крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое
касается и ног: синтепоновые штаны или зимний комбинезон с
утеплителем.
Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно,
чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом
моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя,
нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с
длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть
непромокаемой и непродуваемой.
Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью
малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр,
не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.
И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для
малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от
того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в
течении дня. Сложная одежда забирает время от прогулки – умножьте 26
детей на минимум – 1 минута и получите в прогулке минус полчаса, а если
два предмета одежды сложны в одевании, то это минус час свежего воздуха и
игр. Также развивайте самостоятельность своих детей – никогда не делайте
за них то, что они могут сделать сами.
18
Отчет о проделанной работе за 2020 -2021 учебный год:
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
Изучение литературы по
проблеме и имеющегося
опыта
Изучение
образовательных
технологий (выбор одной
или нескольких
технологий для
получения
прогнозируемых
результатов)
2020-
2021
год
Изучение литературы и
имеющегося опыта по
данной проблеме,
знакомство с материалами
интернет - ресурсов.
Прогностически
й
Определение целей и
задач темы. Разработка
системы мер,
направленных на
решение проблемы
Мероприятия
Прогнозирование
результатов
Исследовательская
работа в малых группах
(внедрение элементов
выбранных технологий,
отслеживание
результатов работы)
Подготовка
консультаций и
рекомендаций для
родителей по данной
проблеме.
2021
год
Изготовление
дидактических игр и
пособий, алгоритмов,
атрибутов к сюжетно –
ролевым играм с учетом
интеграции образовательных
областей ФГОС ДО
Через дидактические и
сюжетно – ролевые игры
обеспечить развитие
познавательной активности,
расширить представления об
окружающей
действительности,
способствовать оптимальной
адаптации детей в социуме и
успешной социализации в
будущем.
Организация и проведение
игровых приемов для
максимального овладения
культурно гигиеническим
навыкам и навыкам
самообслуживания, и
умение ориентироваться в
окружающем мире
19
самостоятельно.
Практический
Формирование
методического
комплекса.
Отслеживание процесса,
текущих,
промежуточных
результатов.
Корректировка работы.
Разработка конспектов
ООД по формированию у
детей с ОВЗ
дошкольного возраста
культурно -
гигиенических навыков и
навыков
самообслуживания.
2021
год
Проект «Я сам»
Обобщающий
Подведение итогов.
Распространение опыта
своей работы
Пополнить
развивающую среду
дидактическими играми
и пособиями с учетом
интеграции
образовательных
областей ФГОС ДО
2021
Обобщение опыта работы по
теме “Формирование
культурно-гигиенических
навыков и навыков
самообслуживания у детей с
ОВЗ дошкольного возраста”
на МО воспитателей
Игры, направленные на
формирование культурно -
гигиенических навыков и
навыков самообслуживания
Внедренческий
Использование опыта в
процессе дальнейшей
работы. Распространение
своего опыта в ходе
дальнейшей
педагогической
деятельности.
Публикация опыта
работы над темой.
2021
20
Литература:
1.
Арапова- Пискарева Н.А. От рождения до школы. Инновационная
программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е .Вераксы, Т.С.
Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- 6- е изд., доп.- М.: Мозайка-Синтез, 2020.-
368 с
2.
Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика
дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет.- 2-е изд., доп.- М.: Мозайка-
Синтез, 2018.- 144 с
3.
Екжанова Е.А. Коррекционно- педагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии:
Научно-методическое пособие/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелова.- Санкт-
Петербург: Каро, 2016.- 336 с
4.
Метенова Н.М. Взрослым о детях Новые подходы к оформлению и
содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных
учреждениях.- Ярославль, ООО «ИПК «Индиго», 2014.- 32 с
5.
Интернет ресурсы
21