Автор: Саранча Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Лучик
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: "Традиции моей семьи"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми
«Традиции моей семьи».
1.
Ф.И.О. педагога
Саранча Марина Анатольевна
2.
Группа (возрастная категория,
направленность)
Подготовительная группа комбинированной направленности для детей с ограниченными
возможностями здоровья №7
3.
Тема занятия в соответствии с
утвержденным календарно-
тематическим планом
«Семья и семейные традиции».
4.
Цели и задачи занятия: в соответствии
с формируемыми знаниями, умениями,
компетенциями
- образовательные
- развивающие
- воспитательные
Цель: воспитание у детей чувства уважения, любви к своим родным и близким, семейным
традициям.
Задачи:
1. Образовательные: дать понятие «Семейные традиции», показать роль традиций в
становлении крепкой и дружной семьи.
2. Развивающие: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям; развивать
связную речь, обогащать словарный запас детей. Развивать моторику.
3. Воспитательные: воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства
уважения к родителям. Воспитывать у детей чувство важности сохранения семейных традиций.
5.
Тип деятельности(фронтальная,
подгрупповая, индивидуальная)
Фронтальная, подгрупповая и индивидуальная деятельность.
6.
Используемые педагогические
технологии, методы и приемы
Технологии: игровые технологии, технология сотрудничества, здоровьесберегающие
технологии (физминутка, пальчиковая гимнастика)
Методы и приемы: наглядный, словесные, игровые.
1.
Ресурсы:
дидактические материалы, оборудование,
ЦОР (цифровые образовательные
ресурсы),
2.
ИОР (информационные образовательные
ресурсы)
Интерактивная панель «Сигма», магнитная доска, иллюстрация с изображением дома, фото
детей, ёлка, игрушки для ёлки, растения, 3 лейки, тесто для лепки, доски для лепки.
1
2
3
4
5
Этапы НОД
Методы, формы,
приемы, возможные
виды деятельности
Содержание
Формируемые
компетенции
Время
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
1.
Этап мотивации
к деятельности
(создание
проблемной
ситуации)
Психологический
настрой
Словесный
Наглядный
Ознакомление с
темой
Воспитатель вносит в группу
нарисованный дом на ватмане.
- Кто же живёт в этом домике?
Отгадаете загадку - узнаете!
Картинка «семья» • 7 Я
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
— У каждого из Вас есть своя семья.
Воспит. : Сегодня собрались,
чтобы поговорить о семье. Как вы
думаете, что такое семья? (семья –
это люди, которые любят друг друга,
заботятся друг о друге, помогают,
жалеют, сочувствуют, относятся друг
к другу уважительно, говорят друг с
другом ласково). Из кого состоит
семья?
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша …
Кто не в шутку, а всерьёз
Приветствуют
педагога. Участвуют
в действиях.
ответы детей
ответы детей
ответы детей
ответы детей
ответы детей
Эмоциональная
Психологическая
готовность детей.
Информационная
Внутренняя
мотивация на
деятельность.
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я большеват,
Для меня он — младший …
Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? …
Пусть не хожу я в детский сад,
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная …
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …
- Молодцы ребята, а какие же
бывают семьи?
• Вопрос - ответ
1) Если в семье все заботятся друг
о друге. То какая это семья?
2) - В семье все дружат друг с
другом. Какая семья?
3)-В семье все играют на
музыкальных инструментах, слушают
музыку. Какая семья?
4) - В семье все занимаются
спортом. Какая семья?
5) - В семье много детей.
Какая семья?
•
ответы детей
ответы детей
ответы детей
ответы детей
ответы детей
- Заботливая семья
- Дружная семья
- Музыкальная
семья
- Спортивная семья
- Многодетная семья
Слушают
информацию,
участвуют в диалоге,
высказывают свое
мнение.
Пальчиковая
гимнастика
Пальчиковое
упражнение «Семья»
Первый пальчик - дедушка,
Второй пальчик - бабушка,
Третий пальчик - папочка,
Четвёртый пальчик - мамочка,
Пятый пальчик - Я.
Вот и вся моя семья!»
Дети показывают
пальчиковую
гимнастику.
Компетенция
здоровьесбережения
Снятие напряжения,
эмоциональная и
физическая разрядка.
Получение нового
игрового опыта.
Словесный
Беседа: В семье люди живут вместе,
дружно в одной квартире или доме,
под одной крышей. В каждой семье
появляются свои ТРАДИЦИИ. –
Какое слово вы услышали?
Традиции – это то, что в семье любят
делать все вместе. В
некоторых семьях это проводить
отпуск или выходные дни на природе,
у других читать вместе книги,
отмечать семейные праздники, петь,
рисовать, играть вместе.
Дети участвуют в
диалоге.
Эмоциональная
Психологическая
готовность детей.
Информационная
Внутренняя
мотивация на
деятельность.
Словесный
Сюрпризный момент
Беседа, обсуждение
Ребята к нам кто-то прислал
электронное письмо, давайте
посмотрим от кого оно?
На экране появляется Мишутка.
Здравствуйте, ребята. Я из сказки про
трёх медведей. У меня небольшая
семья, но очень дружная. Моего папу
зовут – Михайло Потапыч, маму –
Настасья Петровна, а я – Мишутка.
У нас есть семейная традиция, гулять
по лесу, папа знакомит меня с
Дети смотрят на
монитор «Сигмы» и
внимательно
слушают
Эмоциональная
Формальная
готовность к
предстоящей
деятельности,
привлечение
произвольного
внимания.
лесными правилами (быть
осторожным, ловким, быстрым и т.
д.) учить охотиться в лесу. Мама
рассказывает о лечебных травах и
съедобных ягодах, грибах и
корешках. Вот такая у нашей семьи
традиция, а какие традиции есть у
вас?
Давайте запишем видео письмо
для Мишутки и расскажем о ваших
семьях и их традициях
мишутке. (рассказ детей про семью и
их традиции
)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать;
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Дети выполняют
упражнения
(хлопки в ладоши)
(повороты в стороны
с подниманием
плеч)
(хлопки в ладоши)
(указательным
пальцем
пересчитывают)
(загибают
поочередно пальцы
на руке)
Компетенция
здоровьесбережения
Снятие напряжения,
эмоциональная и
физическая разрядка.
Получение нового
игрового опыта.
2.
Этап
актуализации
знаний(решен
ие проблемной
ситуации)
Словесный
Практический
Ребята, предлагаю вам показать
какие еще бывают семейные
традиции.
Приглашаю вас за столы.
1.
Стол с растениями.
Семейная традиция ухаживать за
растениями может включать в себя,
например, выращивание цветов на
рассаду для высадки в клумбу или
уход за комнатными растениями для
Участвуют в
диалоге,
высказывают свое
мнение, основываясь
на полученном
раннее опыте.
Дети ухаживают за
растениями.
Коммуникативная
Воспроизведение
информации,
необходимой для
успешного усвоения
нового.
Когнитивная
Осознание себя как
участника
украшения помещений.
В такой традиции могут
участвовать все члены семьи,
включая детей, которые помогают
взрослым в этом процессе.
2.
Стол (Нарядить елку)
Украшать дом и наряжать елку
перед Новым годом — одна из самых
приятных и волнующих семейных
традиций. Здорово, когда в этом
процессе участвует вся семья. Папа
приносит живую елку или собирает
искусственную, а мама, бабушка,
дедушка и дети ее дружно наряжают.
3.
Стол лепки пирожков.
Традиция лепить пирожки уходит
корнями в древность. В древней Руси
пирожки готовили для праздничных
застолий, знаменательных событий и
обрядов. Они являлись неотъемлемой
частью народных праздников и
семейных торжеств.
Для приготовления пирожков тесто
разделывали на маленькие шарики,
делали из них лепёшки, накладывали
в них начинку (мы будем начинять
пирожки рисом или гречкой), затем
формировали в пирожки.
Дети наряжают елку.
Дети лепят пирожки.
познавательного
процесса.
3.
Рефлексия
Как вы думаете, нашу группу можно
назвать семьёй?
- Давайте для нашей семьи-группы
придумаем свои традиции.
- На наш дом наклеим наши
фотографии. И у нас получится дом
фотографий детей группы.
Нравится вам такая традиция?
Подведение итога занятия:
Делятся
впечатлениями, дают
оценку проделанной
работе, выражают
собственные чувства
и эмоциональный
отклик от
полученного
результата.
Коммуникативная
Эмоциональная
Умение оценивать
результат своей
деятельности, делать
выводы.
- О чем мы с вами говорили? Что
больше всего понравилось? Какие
семейные традиции вы бы хотели
внести в свою семью.
И в завершении, если вам
понравилось занятие, приклейте
сердечки на дом нашей семьи-
группы.
Приклеивают фото к
иллюстрации дома.