Автор: Дарья Андреевна Бурамбаева
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: город Сатка
Наименование материала: статья
Тема: «Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте»
Раздел: дополнительное образование
«Профилактика школьной неуспешности в дошкольном возрасте»
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста представляет
собой интенсивный процесс, в ходе которого происходит формирование и
совершенствование различных аспектов когнитивной деятельности. Одним из ключевых
аспектов этого развития является речевая функция, которая претерпевает значительные
изменения и становится основой для перестройки психических процессов и инструментом
мышления.
Параллельно с этим происходит обогащение словарного запаса ребёнка, включающее не
только существительные, но и глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и
соединительные слова. Дети овладевают сложными предложениями, соединительными
союзами и большинством распространённых суффиксов, таких как суффиксы для
обозначения пола детёнышей животных.
Одновременно с этим при целенаправленном воспитании дошкольника происходит
развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи. Коммуникативная
речь проходит путь развития от ситуативной речи, понятной только в контексте
конкретной ситуации, полной междометий и словесных шаблонов, лишённой
подразумеваемого подлежащего, к контекстной речи, достаточно полно описывающей
ситуацию, факт или содержание прочитанной книги.В результате развития речи ребёнка
она превращается в средство планирования и регуляции его поведения.
В процессе развития восприятия в данном возрастном периоде происходит формирование
и совершенствование механизмов и инструментов ориентации в окружающем мире. В
дошкольном возрасте, согласно исследованиям А.В. Запорожца (1986) и Л.А. Венгера
(1996), происходит усвоение сенсорных эталонов — исторически сложившихся
представлений о различных свойствах предметов (таких как цвет, форма, величина) и их
соотнесение с этими эталонами.
Использование эталонов позволяет перейти от субъективной оценки воспринимаемого к
его объективной характеристике. Усвоение общественно выработанных эталонов или мер
меняет характер детского мышления, и к концу дошкольного возраста намечается переход
от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это способствует формированию у ребёнка
объективного, элементарного научного восприятия действительности.
В период дошкольного возраста, когда у детей появляются более сложные виды
деятельности, внимание становится более сосредоточенным и устойчивым.
Если младшие дошкольники могут заниматься одной и той же игрой около 30–40 минут,
то к пяти-шести годам длительность игры может увеличиться до часа-полутора.
Устойчивость внимания также возрастает при рассматривании детьми картинок,
слушании рассказов и сказок.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте заключается в том, что дети
начинают управлять своим вниманием, сознательно направляя его на определённые
предметы и явления, удерживая его и применяя для этого определённые методы.
Взрослые, управляя вниманием ребёнка, предоставляют ему инструменты, которые
впоследствии позволят ему самостоятельно управлять своим вниманием.
Память ребёнка в основном функционирует непроизвольно, и он редко ставит перед собой
осознанную цель что-либо запомнить. Как показал П. И. Зинченко в своих исследованиях,
в игре непроизвольная память удерживает то, что было целью игрового действия.
К концу дошкольного возраста начинает формироваться произвольная память. Овладение
произвольными формами памяти происходит в несколько этапов. На первом этапе
ребёнок начинает осознавать саму задачу запомнить и припомнить, но ещё не владеет
необходимыми приёмами. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания,
когда ребёнок осознаёт, что если он не приложит усилий, то не сможет воспроизвести
необходимую информацию.
Образное мышление представляет собой фундаментальный вид мыслительной
деятельности дошкольника. При создании соответствующих условий обучения, образное
мышление становится базисом для усвоения старшими дошкольниками обобщённых
знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части и целого, о связях
основных элементов конструкции, формирующих её основу, о зависимости строения тела
животных от условий их существования и другие.
Кроме того, в дошкольном возрасте происходит формирование таких операций
мышления, как классификация, обобщение и установление причинно-следственных
связей.
Все эти данные детской психологии легли в основу методов нейропсихологической
диагностики дошкольников. Кроме того, при обследовании детей, особенно дошкольного
возраста, необходимо уделять особое внимание используемому диагностическому
материалу. Он должен быть доступен, знаком и привлекателен, т. е. способен привлекать
внимание. Материал обследования должен соответствовать жизненному опыту ребёнка, т.
к. всякая высшая психическая функция проходит через внешнюю стадию развития.
Стимульный материал должен выполняться преимущественно в чётком цветном
изображении. Предметы должны быть изображены как можно более чётко и конкретно,
без абстрактных деталей. Также необходимо учитывать ограничения объёма восприятия и
внимания дошкольника.
Библиография
1. Баскакова И.Л. 1995. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития.
Изучение внимания школьников. М. МПСИ. Воронеж.
2. Венгер Л.А. 1996. Формирование познавательных способностей в дошкольном
возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М. С. 133- 146.
3. Выготский, Л.С. 1960. Развитие высших психических функций. М.
4. Глозман Ж.М. 2009. Нейропсихология детского возраста. М.
5. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. 2008. Нейропсихологическая
диагностика в дошкольном возрасте. 2 – е изд. Спб.
6. Ермолаева М.В. 1998. Психология развивающей и коррекционной работы с
дошкольниками. М.
7. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и
дистанционной форм обучения. – 2-е изд. М. Московский психолого – социальный
институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – с.165, 167,172
8. Запорожец А.В. 1986. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные
психологические труды в 2 т. М.
9. Зинченко П.И. 1996.Непроизвольное запоминание. М. МПСИ; Воронеж: НПО
≪
МО
ДЭК
≫
10. Леонтьев А.Н. 1972. Проблемы развития психики. М.
11. Мухина В.С. 1998. Психология детства и отрочества. М.
12. Обухова Л.Ф. 1996. Возрастная психология. М.
13. Поддьяков Н.Н. 1996. К проблеме умственного развития ребенка // Хрестоматия по
детской психологии. М. С. 146—149.
14. Соболева А.Е. 2009. Коррекция высших психических функций младших школьников с
задержкой психического развития средствами игровой деятельности. Диссертация
кандидата психологических наук. Нижний Новгород.