Напоминание

«Характеристика адаптационных возможностей первоклассников»


Автор: Дарья Андреевна Бурамбаева
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: город Сатка
Наименование материала: статья
Тема: «Характеристика адаптационных возможностей первоклассников»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Характеристика адаптационных возможностей первоклассников»

Младший школьный возраст представляет собой кульминацию детства, когда

ребёнок ещё сохраняет многие черты, присущие детям: наивность, взгляд на

мир глазами ребёнка, легкомысленность. Однако постепенно детская

непосредственность

в

поведении

начинает

исчезать,

уступая

место

формированию нового типа мышления.

С одной стороны, ребёнок остаётся таким же подвижным, непоседливым и

импульсивным, его внимание неустойчиво, как и у дошкольника. С другой

стороны, у него начинает формироваться новый уровень потребностей,

развивается познавательное отношение к миру.

Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни происходит на фоне

возрастного кризиса семи лет. Л. С. Выготский в своей теории о переходе от

одного возраста к другому подчеркнул, что школьная жизнь начинается с

этого переломного момента.

В это время происходит значительное преобразование психологического

образа ребенка и перестройка его отношений с социальным окружением. Мы

можем заметить, как в поведении ребенка появляются новые черты: он может

стать демонстративным, манерным и трудно управляемым. Однако за этими

внешними проявлениями скрываются глубокие внутренние изменения.

Согласно Л. С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской

непосредственности. Кроме того, происходят серьезные преобразования в

эмоционально-мотивационной

сфере.

У

ребенка

развиваются

чувства

собственной значимости, компетентности или, наоборот, неполноценности.

Самооценка

в

этот

период

формируется

под

влиянием

отношения

окружающих.

Известный американский психолог Э. Эриксон в своей концепции описал,

что в это время у ребенка формируется важное личностное образование —

чувство

социальной

и

психологической

компетентности.

При

неблагоприятных

условиях

может

возникнуть

чувство

социальной

и

психологической неполноценности.

Л. И. Божович рассматривала семилетний возраст как период рождения

социального «Я». На границе между дошкольным и школьным возрастом у

ребёнка формируется стремление занять более значимое место в жизни. В

условиях школьного обучения это стремление проявляется в желании стать

школьником и выполнять учебную деятельность, которая обеспечит ему

реализацию этой позиции.

Кризис семи лет не имеет четких временных рамок, и чаще всего говорят о

кризисе 6–7 лет. Дети, не пережившие этот кризис, остаются дошкольниками

и не готовы к обучению в школе.

В

процессе

адаптации

младшего

школьника

важно

учитывать

незавершенность развития центральной нервной системы. В возрасте от 7 до

10 лет процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего

торможения, что делает детям довольно трудным сосредоточиться и

сохранить внимание.

Поступление в школу — один из самых сложных периодов для ребёнка с

точки зрения психологии, общества и физиологии. Младший школьник

оказывается в совершенно новых условиях: новый коллектив, новая

деятельность, новые правила поведения. Чтобы успешно освоить эти задачи,

ему приходится мобилизовать все свои ресурсы — интеллектуальные и

физические. Наступает период систематического обучения.

Одновременно с этим происходит социальное развитие ребёнка: у него

появляются

социальные

обязанности,

а

его

деятельность

начинает

оцениваться обществом. Если в процессе обучения у ребёнка возникают

неудачи в учёбе или общении, это может повлиять на его самооценку и даже

сформировать

комплекс

неполноценности.

Поэтому,

учитывая

эту

особенность психики младшего школьника, в первый год обучения дети не

получают оценок.

До школы индивидуальные особенности ребёнка могли не мешать его

развитию, так как они принимались и учитывались окружением. Однако в

школе происходит стандартизация условий жизни, что может выявить

отклонения от привычного пути развития. Эти отклонения могут стать

основой детских страхов и вызвать угнетённое состояние.

В процессе формирования учебной деятельности в сознании ребёнка на

первый план выходит мышление. С развитием мышления другие функции,

такие как память и внимание, также становятся более осознанными и

контролируемыми.

С

появлением

школьных

требований

у

ребёнка

развивается сдержанность, выдержка и терпение, а также формируются

основы дисциплины.

Успешность адаптации первоклассника во многом зависит от его готовности

к систематическому обучению. Л. А. Венгер определяет готовность к школе

как способность ребёнка быть готовым к обучению, а не как умение читать,

писать и считать. Развитие органов и систем организма должно достичь

уровня, при котором ребёнок сможет адекватно реагировать на новые

нагрузки.

Одним из факторов успешной адаптации является возраст ребёнка. М. М.

Безруких подчёркивает важность понимания того, чему необходимо учить

детей до школы и как это делать, чтобы снизить риски дезадаптации в

первом классе. Важно не учить детей чтению, письму и счёту, а создавать

условия для формирования предпосылок к успешному освоению этих

навыков. Необходимо развивать речь, фонематический слух, мелкую

моторику руки, умение слушать и понимать прочитанное.

Успешность

адаптации

во

многом

определяется

психологической

готовностью ребёнка. Л. С. Выготский, Л. И. Божович и Д. Б. Эльконин

изучали проблему готовности ребёнка к началу обучения. Психологическая

готовность включает в себя несколько компонентов. Л. И. Божович выделила

несколько параметров психического развития ребёнка, которые оказывают

существенное влияние на успешность обучения в школе. Это определённый

уровень

мотивационного

развития

ребёнка,

который

включает

познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие

произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Н. И. Гуткина рассматривает психологическую готовность к школе как

необходимый и достаточный уровень развития для успешного обучения в

условиях общества сверстников.

В статье «Особенности адаптации первоклассников к обучению в начальной

школе» Л. В. Ширшова рассматривает процесс адаптации детей к школьной

жизни. Автор обращает внимание на то, что младший школьный возраст

является переходным периодом, когда ребёнок начинает утрачивать детскую

непосредственность и формировать новый уровень потребностей.

Л. С. Выготский, описывая динамику перехода от дошкольного возраста к

школьному, подчёркивает, что школьная жизнь начинается с возрастного

кризиса.

В

этот

период

происходит

существенное

преобразование

психологического

образа

ребёнка

и

перестройка

его

отношений

с

социальным окружением.

В статье также отмечается, что в возрасте семи лет у детей появляются

существенные изменения в поведении, которые могут выражаться в

демонстративности,

манерничестве

и

плохой

управляемости.

Л.

С.

Выготский утверждает, что основа таких изменений — это утрата детской

непосредственности.

Известный американский психолог Э. Эриксон описывает, что в этот период

у

ребёнка

формируется

чувство

социальной

и

психологической

компетентности или, при неблагоприятных условиях, — социальной и

психологической неполноценности.

Л. И. Божович, характеризуя возраст семи лет, говорит о рождении

социального «Я» у ребёнка. В результате психического развития у ребёнка на

стыке дошкольного и школьного возраста образуется стремление занять

более взрослое положение в жизни.

В статье также отмечается, что кризис семи лет не имеет чётких временных

границ, и чаще всего говорят о кризисе 6–7 лет. Дети, не прошедшие

кризисный период, по сути, остаются дошкольниками и не готовы к

обучению в школе.

Автор статьи подчёркивает, что в процессе адаптации младшего школьника

необходимо учитывать незавершённость развития центральной нервной

системы. В возрасте 7–10 лет у детей процессы возбуждения преобладают

над процессами внутреннего торможения, и детям трудно сосредоточиться и

сохранить внимание.

Поступление в школу — один из самых сложных периодов для ребёнка в

психологическом,

социальном

и

физиологическом

плане.

Младший

школьник оказывается в совершенно новых условиях: новый коллектив,

новая деятельность, новые правила поведения. Происходит мобилизация всех

ресурсов, интеллектуальных и физических, для успешного освоения новых

задач.

В

статье

отмечается,

что

успешность

адаптации

первоклассника

определяется его готовностью к систематическому обучению. Л. А. Венгер

определяет готовность ребёнка к школьному обучению как способность

научиться всему необходимому.

Автор также подчёркивает, что развитие органов и систем должно достичь

уровня, при котором организм в силах адекватно реагировать на новые

нагрузки. Поэтому неслучайно одним из факторов успешной адаптации

выделяют возраст ребёнка.

М. М. Безруких, говоря о подготовке детей к обучению в школе, отмечает,

что очень важно понимать, чему необходимо учить до школы и как, чтобы

максимально снизить риски дезадаптации в первом классе.

Адаптация первоклассников представляет собой многогранный процесс,

который можно рассматривать с различных точек зрения.

С

одной

стороны,

адаптация

оценивается

с

точки

зрения

учебных

достижений ребёнка, его способности достигать учебных целей. С другой

стороны, адаптация рассматривается через призму поведенческих аспектов,

таких

как

самоконтроль,

концентрация

внимания

и

направленность

поведения. Наконец, социально-психологическая адаптация оценивается

через призму развития социальных умений и коммуникативных навыков.

Процесс адаптации у каждого школьника уникален и может различаться по

времени и устойчивости.

А. Л. Венгер выделил три уровня адаптации первоклассников:

1.

Высокий уровень адаптации:

Первоклассник положительно относится к школе и адекватно реагирует на

требования.

Учебный

материал

усваивается

легко

и

полноценно.

Ребёнок способен решать усложнённые задачи. Здоровье первоклассника не

вызывает

опасений.

Указания

учителя

воспринимаются

внимательно.

В

коллективе

первоклассник занимает благоприятное статусное положение.

2.

Средний уровень адаптации:

Первоклассник положительно относится к школе, посещение школы не

вызывает

отрицательных

эмоций.

Учебный

материал

понимается.

Первоклассник сосредоточен, когда занят чем-то интересным. Общественные

поручения

выполняются

добросовестно.

*Отношения в коллективе дружелюбные.

3.

Низкий уровень адаптации: Первоклассник относится к школе отрицательно.

Часто

не

здоров.

Нарушает

дисциплину.

Учебный материал усваивается не в полном объёме. Самостоятельная работа

вызывает

трудности.

Первоклассник не проявляет интереса к учёбе.

Близких друзей среди

одноклассников нет.

В контексте рассмотрения вопроса адаптации первоклассника к школьной

жизни необходимо выделить ключевые аспекты этого процесса.

Прежде всего, следует отметить, что начало школьной жизни совпадает с

кризисным периодом в развитии ребёнка, известным как кризис семи лет. В

этот

момент

происходит

смена

ведущей

деятельности,

и

игровая

деятельность уступает место учебной. Кроме того, меняется социальный

статус ребёнка в обществе.

Стремительное

развитие

познавательной,

эмоционально-волевой

и

мотивационной сфер, а также коммуникативных навыков приводит к тому,

что ребёнок начинает адаптироваться к новой педагогической среде.

Процесс адаптации первоклассника представляет собой многофакторный

процесс, и от успешности этого процесса, от уровня отношений со

взрослыми и сверстниками зависит эффективность дальнейшего обучения

ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнок, приспособленный к

полноценному

развитию

своего

личностного,

физического,

интеллектуального

и

других

потенциалов

в

данной

ему

новой

педагогической среде, является адаптированным школьником.

Библиографический список:

1. Венгер, Л. А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер.

— М., 1994

2. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л.

Венгер, Г. А. Цукерман. — М.: Просвещение, 2001. — 367с.]

3. Выготский, Л.С, Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология/

Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432с.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и

дополн. — СПб.: Питер, 2004. –208 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

5. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной

адаптации: учебное пособие / О. А. Никифорова, Т. М. Параничева, Е. А.

Бабенкова; Кемеровский государственный университет. — Кемерово, 2011 -

96с.

6. Эльконин Д. Б./Детская психология/М.:Академия. 2000. 384с 7 Эриксон Э.

Г. Детство и общество / пер. [с англ.]и науч. Ред. А. А. Алексеев. — СПб.:

Летний сад, 2000.



В раздел образования