Автор: Киселёва Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Кусинская СОШ"
Населённый пункт: д.Кусино, Киришский район, Ленинградская область
Наименование материала: конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
МОУ «Кусинская СОШ»
Дошкольное отделение
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: «Зимующие птицы». Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация».
Воспитатель Киселева О.Н.
Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные: Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о
том, какую роль играют для птиц перья.
Развивающие: Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление
беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.
Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки
с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки.
Содержание организованной деятельности.
I.
Организационный момент.
-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
«Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Месяц кончится и вот -
Мы встречаем Новый Год».
(декабрь)
-Правильно, ребятки! Это месяц декабрь. Послушайте пословицу про декабрь « Декабрь- Году конец, а
зиме начало». Как вы думаете, почему я так сказала про этот месяц? (ответы детей).
-Предлагаю вам сегодня отправиться в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу
поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку
прилетают другие пернатые. Эти птички проведут с нами всю долгую и холодную зиму. Как же они
называются? (ответы детей)
-Правильно, это зимующие птицы. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все
равно это прекрасно.
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они? (дети подходят к дереву, на котором «сидят»
птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей, сорока)
II. Знакомство с зимующими птицами.
-Посмотрите
какая
бойкая
стайка
поселилась
на
дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче
прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под
ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
-Молодцы! У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на
крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими
щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще
заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на
крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в
странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть
подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать
семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная) .
- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если
найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее... (Синичка)
-Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела
желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это
оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев
и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт. Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков
трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько
насекомых, сколько весят сами.
-Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие
птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей
счастье и хранительницей вещего слова.
-К нам прилетела еще одна птичка.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым
оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть
на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой
шишки не так - то просто. Как же быть?
- Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает
щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его
перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки,
после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю.
Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно:
клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица,
которая выводит птенцов зимой.
- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что
особенного в поведении птиц зимой?
-Продолжаем отгадывать загадки:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него
черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел
извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением
весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о
дятле.
Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!
(В. Гвоздев)
-следующая загадка.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ
у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище
белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка” - любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие
бусинки, проволочку, пуговицы. С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины,
облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются
поближе к людям.
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала
Села под окошко,
Крошек поклевала,
Встрепенулась птичка
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела
(птички летают),
(присели, клюют зёрнышки),
(встали, отряхнулись),.
(машут руками).
- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?
А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
1.
Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем,
короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору
птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2.
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса –
галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3.
У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на
сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4.
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное.
Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5.
Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным
клювом. (Клест.)
6.
Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный,
прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7.
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими
шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
(Ворона.)
- Молодцы, узнали всех птиц. А теперь отгадайте еще одну загадку.
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
-Правильно. Для чего нужны кормушки? Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку?
(ответы детей)
-Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую
холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов,
отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они
прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым
друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать
чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки,
в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что
птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки
хлеба.
Игра «Разрезные картинки».
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.(дети выполняют
задание)
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Дидактическая игра «Птичья столовая»
- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста
свежая, сало).
- Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.
III. Рефлексия:
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Кто из этих птиц трещит?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Как называется «птичья столовая»?
- Какой корм нужно класть в кормушку?
-ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда
лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы
будут нам за это благодарны.
-Спасибо за работу.