Напоминание

"Зимующие птицы"


Автор: Киселёва Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Кусинская СОШ"
Населённый пункт: д.Кусино, Киришский район, Ленинградская область
Наименование материала: конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОУ «Кусинская СОШ»

Дошкольное отделение

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: «Зимующие птицы». Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация».

Воспитатель Киселева О.Н.

Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о

том, какую роль играют для птиц перья.

Развивающие: Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и

умозаключения.

Воспитательные: Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление

беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки

с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки.

Содержание организованной деятельности.

I.

Организационный момент.

-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

«Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Месяц кончится и вот -

Мы встречаем Новый Год».

(декабрь)

-Правильно, ребятки! Это месяц декабрь. Послушайте пословицу про декабрь « Декабрь- Году конец, а

зиме начало». Как вы думаете, почему я так сказала про этот месяц? (ответы детей).

-Предлагаю вам сегодня отправиться в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу

поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку

прилетают другие пернатые. Эти птички проведут с нами всю долгую и холодную зиму. Как же они

называются? (ответы детей)

-Правильно, это зимующие птицы. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все

равно это прекрасно.

– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они? (дети подходят к дереву, на котором «сидят»

птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей, сорока)

II. Знакомство с зимующими птицами.

-Посмотрите

какая

бойкая

стайка

поселилась

на

дереве.

Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче

прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под

ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

-Молодцы! У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на

крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими

щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще

заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на

крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в

странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть

подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать

семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная) .

- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если

найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее... (Синичка)

-Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела

желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это

оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев

и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт. Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков

трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько

насекомых, сколько весят сами.

-Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие

птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей

счастье и хранительницей вещего слова.

-К нам прилетела еще одна птичка.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым

оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть

на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой

шишки не так - то просто. Как же быть?

- Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает

щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его

перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки,

после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю.

Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно:

клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица,

которая выводит птенцов зимой.

- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что

особенного в поведении птиц зимой?

-Продолжаем отгадывать загадки:

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово- дрозд, приятель!»

И ставит подпись…(дятел).

- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него

черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел

извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением

весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о

дятле.

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

– Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово –

Будешь ты опять здорова!

(В. Гвоздев)

-следующая загадка.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

(Cорока)

- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ

у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище

белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище “воровка” - любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие

бусинки, проволочку, пуговицы. С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины,

облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются

поближе к людям.

Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала

Села под окошко,

Крошек поклевала,

Встрепенулась птичка

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела

(птички летают),

(присели, клюют зёрнышки),

(встали, отряхнулись),.

(машут руками).

- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

1.

Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем,

короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору

птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2.

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса –

галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

3.

У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на

сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4.

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное.

Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

5.

Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным

клювом. (Клест.)

6.

Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный,

прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

7.

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими

шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.

(Ворона.)

- Молодцы, узнали всех птиц. А теперь отгадайте еще одну загадку.

Что за стол среди берез,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом (Кормушка).

-Правильно. Для чего нужны кормушки? Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку?

(ответы детей)

-Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую

холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов,

отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они

прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым

друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

(ответы детей).

- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать

чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки,

в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что

птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки

хлеба.

Игра «Разрезные картинки».

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.(дети выполняют

задание)

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

Дидактическая игра «Птичья столовая»

- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста

свежая, сало).

- Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.

III. Рефлексия:

- О каких птицах мы говорили?

- Почему их так называем?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Кто из этих птиц трещит?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Как называется «птичья столовая»?

- Какой корм нужно класть в кормушку?

-ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда

лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы

будут нам за это благодарны.

-Спасибо за работу.



В раздел образования