Напоминание

«Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста».


Авторы: Чапурина Екатерина Николаевна, Екатерина Николаевна Чапурина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МБДОУ Детский сад №5 ст. Зеленчукской"
Населённый пункт: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА, СТ. ЗЕЛЕНЧУКСКАЯ
Наименование материала: статья
Тема: «Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у

детей дошкольного возраста».

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка,

но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования,

полученного человеком в семье и детском саду.»

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда

формируются

ощущения

собственных

возможностей,

потребность

в

самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем

мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В

дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта

и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к

ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными

коммерческими

издательскими,

анимационными,

телевизионными

проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их

нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые

добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из

мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых

выросло не одно поколение.

На сегодняшний день проблема нравственности очень актуальна. Уделяя

внимание интеллектуальному развитию своего чада, родители забывают о

получении ребенком духовного опыта. Развлечения современного малыша

банальны: компьютерные игры, просмотр бессмысленных мультфильмов.

В дошкольном возрасте у детей формируется основа духовно-нравственной

системы, от которой зависит дальнейшее отношение ребенка к окружению и

миру в целом. По этой причине так важно уделять внимание моральному

развитию крохи. Актуальность этой задачи отражается и в Федеральном

государственном образовательном стандарте (ФГОС) для дошколят.

Существуют средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного

возраста.

1. Духовно-образовательное направление (непрерывный образовательный

процесс, беседы, устные поучения).

2.

Воспитательно-оздоровительное

(праздники,

игры

подвижные

и

назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3.

Культурно-познавательное

(встречи,

целевые

прогулки,

экскурсии,

концерты, просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и

территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление

подарков к праздникам).

Для успешной работы в данном направлении используются разные методы: -

- Наглядный;

- словесный;

- практический.

Наглядный метод используется во время (чтение воспитателем устного

народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений как

педагогом так и детьми; рассматривание книжных иллюстраций; проведении

дидактических игр; целевых прогулок экскурсий).

Словесные методы наиболее эффективные в процессе: (рассказ воспитателя;

чтение произведения воспитателем; заучивание потешек, песен, пословиц,

поговорок;

бесед

с

элементами

диалога;

загадывание

загадок;

рассматривание

наглядного

материала;

разбор

житейских

ситуаций;

проведение конкурсов, утренников).

Очень важное значение имеет практический метод который используется

когда необходимо: (изготовить с детьми наглядные пособия; провести

различные виды игр инсценировок; изготовить поделки на выставку;

организовать постановку сказки;).

В

методике

используются

разнообразные

формы

с

детьми:

игры

нравственного и духовно-нравственного содержания, проведение совместных

праздников,

художественно-творческая деятельность (постановка сказок

духовно-нравственного содержания, чтение произведений),

организация

выставок, экскурсии, целевые прогулки.

Для

повышения

эффективности

духовно-нравственного

воспитания

дошкольников необходима системная организация работы, включающая

учебную,

досуговую,

трудовую,

спортивную,

повседневную

жизнедеятельность дошкольников; использование многообразных форм и

методов приобщение дошкольников к истокам национальной культуры.

Последовательная,

систематическая

работа

по духовно-нравственному

воспитанию способствует

эстетическому

и

интеллектуальному

развитию детей,

развивает

их

творческую

активность.

Жизнь детей наполняется радостью, открывает огромный мир добра, света,

красоты.



В раздел образования