Авторы: Чапурина Екатерина Николаевна, Екатерина Николаевна Чапурина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МБДОУ Детский сад №5 ст. Зеленчукской"
Населённый пункт: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА, СТ. ЗЕЛЕНЧУКСКАЯ
Наименование материала: статья
Тема: «Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
«Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у
детей дошкольного возраста».
«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка,
но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования,
полученного человеком в семье и детском саду.»
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда
формируются
ощущения
собственных
возможностей,
потребность
в
самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем
мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В
дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта
и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к
ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными
коммерческими
издательскими,
анимационными,
телевизионными
проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их
нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые
добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из
мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых
выросло не одно поколение.
На сегодняшний день проблема нравственности очень актуальна. Уделяя
внимание интеллектуальному развитию своего чада, родители забывают о
получении ребенком духовного опыта. Развлечения современного малыша
банальны: компьютерные игры, просмотр бессмысленных мультфильмов.
В дошкольном возрасте у детей формируется основа духовно-нравственной
системы, от которой зависит дальнейшее отношение ребенка к окружению и
миру в целом. По этой причине так важно уделять внимание моральному
развитию крохи. Актуальность этой задачи отражается и в Федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС) для дошколят.
Существуют средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного
возраста.
1. Духовно-образовательное направление (непрерывный образовательный
процесс, беседы, устные поучения).
2.
Воспитательно-оздоровительное
(праздники,
игры
подвижные
и
назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3.
Культурно-познавательное
(встречи,
целевые
прогулки,
экскурсии,
концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и
территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление
подарков к праздникам).
Для успешной работы в данном направлении используются разные методы: -
- Наглядный;
- словесный;
- практический.
Наглядный метод используется во время (чтение воспитателем устного
народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений как
педагогом так и детьми; рассматривание книжных иллюстраций; проведении
дидактических игр; целевых прогулок экскурсий).
Словесные методы наиболее эффективные в процессе: (рассказ воспитателя;
чтение произведения воспитателем; заучивание потешек, песен, пословиц,
поговорок;
бесед
с
элементами
диалога;
загадывание
загадок;
рассматривание
наглядного
материала;
разбор
житейских
ситуаций;
проведение конкурсов, утренников).
Очень важное значение имеет практический метод который используется
когда необходимо: (изготовить с детьми наглядные пособия; провести
различные виды игр инсценировок; изготовить поделки на выставку;
организовать постановку сказки;).
В
методике
используются
разнообразные
формы
с
детьми:
игры
нравственного и духовно-нравственного содержания, проведение совместных
праздников,
художественно-творческая деятельность (постановка сказок
духовно-нравственного содержания, чтение произведений),
организация
выставок, экскурсии, целевые прогулки.
Для
повышения
эффективности
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников необходима системная организация работы, включающая
учебную,
досуговую,
трудовую,
спортивную,
повседневную
жизнедеятельность дошкольников; использование многообразных форм и
методов приобщение дошкольников к истокам национальной культуры.
Последовательная,
систематическая
работа
по духовно-нравственному
воспитанию способствует
эстетическому
и
интеллектуальному
развитию детей,
развивает
их
творческую
активность.
Жизнь детей наполняется радостью, открывает огромный мир добра, света,
красоты.