Автор: Симанова Светлана Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №29 "Ладушка"
Населённый пункт: г. Обнинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логопедические игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Логопедические игры и упражнения для формирования
пространственных представлений у детей дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи
Работа с детьми с ТНР осуществляется по следующим направлениям:
1. Освоение в ориентации в схеме собственного тела
2. Освоение внешнего пространства
3. Формирование развернутого произвольного действия
4. Определение направлений пространства относительно собственного
тела
5. Работа с пространственными схемами и диктантами
6. Формирование процессов конструирования и копирования
7. Формирование квазипространственных представлений
Игры и упражнения по формированию пространственных
представлений у детей с ТНР
1. Музыкальная игра: «Части тела»
Цель:
Развитие умения ориентироваться в частях тела.
Ход: Дети вместе с логопедом выполняют движения под слова песни.
Нам всем весело живется
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
я беру себя за (лоб);
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем
Крос-крос-крос-крос,
я беру себя за (пятку);
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем
Вот-вот-вот-вот, я потрогаю (ухо);
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем
Лена-лена-лена-лена,
я беруся за (колено);
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем
Ну-ку, ну-ку, ну-ку, ну-ку,
я беру себя за (нос);
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем
Догу, догу, догу, догу,
я беру себя за (талию);
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем
Лечи, лечи, лечи, лечи,
я беру себя за (плечи);
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем
Оку, оку, оку, оку
я беру себя за (глаз);
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем
Раз-раз-раз-раз,
я беру себя за (шею)
Нам всем весело живется,
Мы в ладоши хлопаем.
И теперь себе в награду,
Дружно мы похлопаем!
2. Игра с кисточкой: «Что задела?»
1-й вариант. Ребенок закрывает глаза, а логопед дотрагивается до части тела
ребенка (ушко, лоб, щека, ручка, ножка и т.д). Ребенок называет часть, до
которой дотронулся логопед.
2й вариант. Визуально тело делится на верхнюю и нижнюю части
(обговаривается с детьми заранее). Логопед дотрагивается до частей тела
ребенка, а он должен ответить где она находится – вверху или внизу.
3. Игра: «Скажи СТОП»
Логопед легкими прикосновениями движется по тыльной стороне руки
ребенка от кисти до локтевого сгиба. Ребенок должен сказать СТОП, когда
прикосновения окажутся ровно на сгибе локтя.
4. Стихотворение «Части тела» О. Крупенчук
Есть на пальцах наших ногти,
На руках- запястья, локти.
Темя, шея, плечи ,грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп.
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха две и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы- посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
5. Игра: «Покажи части тела у куклы»
Логопед вместе с детьми рассматривают какие части тела есть у куклы.
- Что это у куклы? (Голова) Покажите у себя голову. (Показывают)
- Это что у куклы? (Руки) Покажите у себя руки. (Дети показывают руки).
- Это что у куклы? (Ноги) Покажите у себя ноги. (Показывают)
- Это что у куклы? (Живот) Найдите и покажите у себя. (Показывают)
- Это что у куклы? (Спина) Покажите у себя спину. (Показывают)
Воспитатель:
Части
тела
рассмотрели,
рассмотрим
подробно
лицо.
(Воспитатель называет, показывает на кукле, а дети – на себе)
- Это что? (Глазки) Покажите у себя глазки (Показывают)
- Это что? (Нос) Найдите и покажите у себя нос. (Показывают)
- Это что? (Рот) Покажите у себя рот. (Показывают)
6. Конструирование лица.
Цель: Закрепление знания о нахождении частей лица в пространстве (волосы,
глаза, рот, брови, уши, нос).
Игра состоит из основы лица и различных деталей с частями лица на
липучках ( глаза, рот, нос, брови, уши, брови, волосы). Игра направлена на
изучение и называние частей лица (рот, нос, глаза, уши, брови, волосы, лоб,
щёки). Главной целью игры является
7. Игра с пружинками су-джок.
Цель: Изучение названий пальцев.
Ход: Логопед рассказывает стишок, дети катают пружинку по пальчикам.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!»
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
8. Игра «Лево – право»
Цель: Формирование понятий «право – лево»
Ход: Дети непродолжительное время прыгают, затем прижимают руки к
верхней части груди и «прислушиваются» где бьется сердце. Логопед
обращает внимание детей на ощущения и объясняет, что там, где бьется
сердце – это лево. На левую руку надевается красный браслет, как
дополнительная наглядность. Проговаривается, что кровь, которую толкает
сердце – красного цвета, поэтому браслетик красный.
9. Музыкальная игра «Мы пойдем налево»
Цель: Формирование внешнего пространства.
Ход: Выполнение движений под слова песни.
Мы пойдем налево,
Мы пойдем направо.
Два раза повернемся
Потянемся, проснемся
Попрыгаем на месте,
Шагнем вперед все вместе
Обратно как пингвины
Покатимся со льдины
И руки поднимем, опустим,
Поднимем, опустим, поднимем
Да! И друга обнимем.
10. Игра с ортоковриками.
Цель: Формирование понятий «влево - вправо», «вперед – назад».
Ортоковрики раскладываются в определенном порядке. Логопед дает
инструкцию: «Сделай шаг вперед, сделай два шага назад, сделай шаг влево и
т.д».
11. Игра: «Где сидят игрушки»
Цель: Формирование понятий «далеко – близко», «высоко – низко».
Ход: Рядом с домиком и чуть подальше стоят игрушки птичка и зайчик.
Логопед предлагает детям ответить на вопросы: «Кто стоит близко? Кто
слоит далеко?». Далее Логопед проигрывает ситуацию о том как птичка
улетела и спрашивает: «Кто высоко? А кто низко?».
12. Игра: «Магазин»
Цель: Закрепление правильного употребления предлогов.
Оборудование:
игрушечная
касса,
конструктор
«Семья»,
игрушечная
продуктовая тележка.
Ход: Фигурки семьи стоят очередью в кассу. Логопед спрашивает «Кто
стоит первым, кто последним, кто перед папой, кто после папы, кто между
папой и мамой? и тд.
Далее обыгрывается сюжет покупки товаров.
13. Игра: «Волшебная коробочка»
Цель: Формирование понятий «Длинное – короткое»
Оборудование: Коробочка с отверстиями, в которые вставлена ленточка
различной длинны.
Ход: Логопед предлагает тянуть ленточку, если длинная – петь заданный
звук долго, если короткая – коротко.
14. Игра: «Собери коллекцию»
Цель: Формирование понятий «ряд», «в начале», «в конце», «середина»,
закрепление
правильного
употребления
предлогов.
Развитие
артикуляционных органов.
Оборудование: фишки-картинки артикуляционной гимнастики, сенсорная
коробка.
Ход:
Логопед
предлагает
ребенку
найти
фигурку
артикуляционной
гимнастики в контейнере с рисом, выполнить упражнение и выложить
фигурки в ряд. Далее обговаривается какая фигурка стоит вначале, где
последняя, какие в середине. Затем из фигурок выкладывается столбик –
башенка.
Логопед спрашивает
«Какая фигурка вверху, какая внизу.
Отрабатываются понятия «под», «над», «между». После этого логопед
располагает фигурки квадратом. Отрабатываются понятия «центр», «левая
сторона», «правая стороны», «нижняя сторона», «верхняя сторона», «правый
верхний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», «левый
нижний угол».
15. Игра: «Твистер»
Цель: Автоматизация звука, развитие пространственных представлений.
Ход: пройти по схеме в соответствии с цветами кругов твистера.
16. Игра: «Пройди препятствия»
Цель: Развитие межполушарных связей и двуручной деятельности.
Ход: Выстраивается дорожка из ортоковриков и балансировочных элементов.
Слева
и
справа
от
ортоковриков
раскладываются
фигурки
с
автоматизируемым
звуком
и
корзинки.
Задача
ребенка
пройти
по
балансировочному элементу, спрыгнуть на ортоковрик, противоположной
рукой взять фигурку – назвать изображение и переложить в корзинку.
17. Игра: «Прищепки»
Цель: Развитие межполушарных связей, дифференциация звуков.
Ход: Логопед прикрепляет на одежду ребенка слева и справа прищепки двух
цветов. Задача ребенка снять прищепки с левой стороны правой рукой, а с
правой стороны - левой рукой. Если снимаешь желтую прищепку сказать
«ша», если зеленую – «са».
18. Игра: «Меткий стрелок»
Цель: Дифференциация звуков, развитие пространственных представлений,
координации движений.
Оборудование: корзина, мячики (синие и зеленые) из сухого бассейна.
Ход: Задача ребенка попасть мячиком в корзину, которую логопед медленно
передвигает в пространстве. Если бросаешь синий мячик говори – ла, если
зеленый – ля.
19. Игра «Строители»
Цель:
Автоматизация
звуков,
формирование
представления
детей
о
вариантах расположения деталей.
Оборудование: Цветные кубики, цветные схемы автоматизируемых звуков.
Ход: Задача ребенка построить по схеме башню из кубиков в определенном
цветовом порядке.
20. Игра «Построй фигуру»
Цель:
Автоматизация
звуков,
формирование
представления
детей
о
вариантах расположения деталей.
Оборудование: Магнитные кубики, схемы для составления фигур.
Ход: Задача ребенка собрать фигуру, но что бы взять кубик необходимо
правильно повторить слово с автоматизируемым звуком.
21. Игра «Геоборд»
Цель: Автоматизация звуков, формирование пространственного мышления.
Ход: Задача ребенка натянуть резиночки по схеме, но что бы взять резиночку
необходимо правильно повторить слово с автоматизируемым звуком.
22. Игра «Стульчики»
Цель: формирование пространственных представлений, умения правильно
употреблять предлоги в речи.
Ход: задача ребенка поставить стульчики и кубики по схеме.
23. Игра: «Найди домик»
Цель:
формирование
пространственных
представлений,
автоматизация
звуков.
24. Игра: «Сыщики»
Цель:
Автоматизация
звуков,
формирование
пространственных
представлений на плоскости.
Ход: задача ребенка помочь сыщику и найти все зашифрованные картинки.
Назвать картинки, соблюдая правильное звукопроизношение.
25. Игра: «Построй дорожку»
Цель:
Развитие
пространственных
представлений
на
плоскости,
автоматизация звуков.
Ход: Задача ребенка построить дорожку герою, назвать предметы, которые
встретились на пути.
26. Игра: «Где спряталась Тяпа?»
Цель: Формирование умения правильно употреблять предлоги.
Ход: Логопед располагает героя в коробку, за коробку и д.р, ребенок должен
ответить «Где Тяпа?».
По заданию логопеда разместить героя относительно коробки.
27. Игра: «Предлоги»
Цель: Формирование умения правильно употреблять предлоги.
Ход:
Подобрать
картинки
со
схемами
к
предложениям.
Составить
предложения по схемам предлогов.
Таким образом, благодаря своевременной диагностике нарушений
пространственных представлений и специальной коррекционной работе, дети
с ТНР достигают высоких показателей и способны в полной мере овладеть
всеми компонентами пространственных представлений, что позволяет
должным образом подготовить детей к обучению в школе. Это говорит о том,
что в условиях целенаправленной коррекционной работы есть возможность
преодолеть у детей с ОНР недостатки пространственных представлений.