Напоминание

Использование природного материала при работе с детьми в системе дополнительного образования


Автор: Новоковская Ольга Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Центр творчества
Населённый пункт: г. Калач Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование природного материала при работе с детьми в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Отдел по образованию

администрации Калачеевского муниципального района

Воронежской области

МБОО ДО Центр творчества

г. Калач

«Методическая разработка

по организации работы в дополнительном образовании

с природными материалами»

Автор-составитель

педагог дополнительного образования

Новоковская О.В.

г. Калач

2022 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи

3. Работа с природными материалами

4. Методические рекомендации по работе с природными материалами

5. Заключение

6. Список используемой литературы

7. Приложение

Пояснительная записка

Работа с природным материалом заключает в себе большие

возможности сближения ребенка, особенно младшего школьного возраста, с

родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и

формирования трудовых навыков. Через общение детей с природой можно

сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через

творчество.

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об

укреплении связи обучающихся с природой и культурой, трудом и

искусством.

Природа - замечательная мастерская. Поделки из природных

материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие

произведения искусства. Любая работа с природным материалом не только

увлекательна, но и познавательна. Она дает обучающимся возможность

развить собственные творческие способности, конструкторское мышление,

приобщает к эстетическому восприятию окружающего мира. Кроме того,

занимаясь конструированием из природного материала, обучающиеся ближе

знакомятся с растительным миром, учатся бережно относиться к

окружающей среде.

В данных рекомендациях представлены материалы по работе с

природным материалом, входящем в дополнительную общеобразовательную

общеразвивающую программу «Наклей-ка», разработанную на основе опыта

работы

педагога

дополнительного

образования

Новоковской

Ольги

Викторовны. Разработка содержит рекомендации по организации работы с

природными материалами, технологии использования природного материала,

описания видов природных материалов, приемов изготовления поделок, что

способствует развитию у детей творческого воображения, формированию

практических навыков при работе с природным материалом.

Данные методические рекомендации могут использовать педагоги

дополнительного образования, воспитатели дошкольных образовательных

организаций и учителя школ, ведущие занятия по программам

дополнительного образования.

Цель:

Развитие фантазии и творческих способностей детей в работе с природным и

бросовым материалом.

Задачи:

1. Актуализировать знания по данной тематике.

2. Определить основные направления работы с природным и бросовым

материалом с обучающимися младшего школьного возраста.

3. Расширить представления о многообразии природного материала для

декоративно-прикладного творчества.

1. Организация работы с природными материалами

При работе с использованием природного материла:

- необходимо заранее заготовить нужный материал,

- подготовить необходимый инструмент,

- оборудовать кабинет для занятий с обучающимися.

Оборудование рабочего места

Для правильной организации всей работы надо, чтобы были созданы

хорошие условия труда: правильно подобрана мебель, освещение,

инструмент.

Мебель. Столы должны быть ровные, устойчивые, удобной высоты для

детей. Также можно сказать и о стульях. Учитывать условия освещения –

спереди и слева должен падать свет. Рабочие места должны быть достаточно

просторные, чтобы дети не мешали друг другу. Шкафы для хранения и

выставки готовых поделок.

Помещение – светлое, просторное.

Во избежание порчи мебели при резании, сверлении отверткой в

природном материале, пользовании клее надо иметь специальные доски или

клеёнку.

Необходимый инструмент

Клей: ПВА, клеевой пистолет; проволока; ножницы; перочинные ножи;

пинцет; маленький молоток.

Кисти: для красок, клея и для лака; шило из прочного материала;

плоскогубцы; доски из фанеры 20х30 для индивидуального пользования во

время работы; коробки или ящики 10х15х30 см для хранения различного

природного материала; картон, бумага.

Заготовка материала

Педагог дополнительного образования совместно с обучающимися

организует сбор, обработку и хранение природного материала. Организует

места для сохранности созданных поделок и популяризацию как самого

творчества, так и смыслового содержания работ.

Сбор,

обработка

и

хранение

природных

материалов

процессы

трудозатратные,

требующие

немало

времени.

Поэтому

педагог

дополнительного образования организует экскурсии в парки и на природу с

обучающимися своего объединения. Педагог чётко объясняет детям, какой

именно материал нужен для работы и в каком количестве. Таких экскурсий

нужно организовать не менее трёх.

Первую – в сентябре. Когда ещё много цветущих растений, которые

понадобятся при занятиях художественной флористикой. Сразу же можно

познакомить ребят со способами гербаризации и сушки растений. Это время

созревания многих плодов, для сбора косточек и семян.

Вторую экскурсию хорошо провести в пору «золотой осени», когда

природа поражает нас буйством красок. Это время для сбора листьев, из

которых будут создаваться панно, аппликации, объёмные композиции.

Третью экскурсию рекомендуется провести весной во время цветения

деревьев и кустарников, садовых и диких цветов. Этот материал можно

использовать сразу же при составлении весенних букетов, а так же

гербаризировать их для создания аппликаций.

Собирая природный материал, можно привлечь и родителей,

родители настолько увлекаются этим, что начинают

и сами делать с

ребенком (а то и для себя) поделки из природных материалов. И они смогут

помочь детям в дальнейшей работе с природным материалом.

Заготавливать следует на весь учебный год, так как с наступлением

зимних холодов все будет занесено снегом и добыть требующийся материал

будет трудно, за исключением некоторых (шишки, кора деревьев).

Виды природных материалов

Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

растительного происхождения,

животного происхождения,

минерального происхождения.

Природные материалы растительного происхождения: засушенные

листья, семена растений (тыквы, кукурузы, фасоли, дыни, арбуза и т.д.),

засушенные травы, колосья, мох, шишки, древесные грибы, корни деревьев.

Засушенные листья - разные по форме и величине, и окраску осенью

они приобретают самую разную. Природная форма, цвет, оттенки листьев

позволяют передать самые различные предметы, объекты птиц, зверей,

насекомых. Желательно сохранять естественную форму листьев, но иногда

из них можно вырезать отдельные детали.

Семена растений имеют красивую внешнюю форму, различаются по

форме, размерам, цветам. По своему виду они похожи на лепестки цветов.

Древесные грибы - являются очень интересным материалом. Они очень

разнообразны. Растут на деревьях. Из древесных грибов, осторожно

собранных

и

высушенных,

получается

прекрасный

материал

для

изготовления фигурок, цветов, ваз для букета и многого другого.

Корни деревьев имеют причудливые формы, могут служить для

имитации деревьев, животных, птиц.

Природные материалы животного происхождения: яичная скорлупа,

перья птиц, шерсть, пух, кожа.

Яичная скорлупа - прекрасный материал, легко обрабатывается, можно

использовать, как целую скорлупу, так и ее части. Из кусочков скорлупы

можно выполнить мозаичную аппликацию.

Перья птиц, используют любого качества, разных размеров и оттенков,

(утиные, гусиные, перья попугаев, голубей). Из них получаются прекрасные,

птицы, цветы, бабочки.

Природные

материалы

минерального

происхождения:

камни,

песок, глина, мел, ракушки.

Ракушки - домики моллюсков, улиток. Это удивительно красивый,

разнообразный по форме и цвету материал. В зависимости от места обитания

форма и цвет ракушек меняется. Для этого материала лучше выбирать

речные или морские мотивы, жизнь подводного мира.

Камни - это материал, который всегда можно найти, его цвет, форма,

фактура помогут создать интересные образы. Ведь камень красив от

природы.

Глина и мел - широко распространенный и доступный материал. Из

них можно вылепить или вырезать небольшие игрушки или детали

украшения композиции.

Песок - удивительно интересный и податливый материал. Его можно

использовать для получения интересных аппликаций.

Имея в запасе эти материалы, практически можно изготовить любые

задуманные вами работы.

Каждый из природных материалов имеет свои особенности: внешний

вид, фактуру, физические свойства и т. д. И позволяет развивать фантазию,

любовь к природе и творчество!

Приемы работы с инструментом

Прежде чем работать над созданием первых поделок из природного

материала, нужно обучить детей приемам работы с инструментами и

ознакомить с правилами техники безопасности.

Младшим

школьникам

работать

с

режущими,

колющими

инструментами нельзя – поэтому соединяют детали пластилином и клеем.

Постепенно детей нужно осторожно знакомить с правилами работы

ножом, шилом, сверлом и т.д. Колющий, режущий инструмент надо держать

так, что он в случае соскальзывания с обрабатываемого материала не

поранил работающего. Для этого инструмент должен быть направлен от себя.

Руки работающего должны опираться на стол, не находиться навису.

2. Методические рекомендации по работе с природными

материалами

Поиск темы для творческого замысла

Художественное творчество с использованием природных материалов

слагается из некоторых основных компонентов: изучение материала,

определением скрытых возможностей материала в процессе его сбора и

подготовки к работе, определение художественного замысла будущей

поделки и непосредственного осуществления замысла путем создания

поделок.

Главным источником для детских сюжетов является литература:

стихотворения, сказки, басни, детские рассказы, а особенно хорошо

использовать иллюстрации из детских книг по самым различным темам, а

также интернет.

Можно брать сюжеты, увязывая с какими-то важными датами,

событиями, например: «День матери», «Новый год», «День Защитника

Отечества», «Пасха», «Масленица».

Хорошо иметь схематические рисунки поделок, изготовить их заранее.

И следует продемонстрировать образцы готовых поделок, аппликации, панно

с разъяснением – из какого материала они сделаны и как.

Однако не надо связывать творческую инициативу детей строго

обусловленной формой будущей поделки, необходимо предоставлять детям

возможность искать свои идеи и замыслы, а также подбирать необходимый

природный материал.

Взяв за основу какую-то идею, ребята должны воплотить ее в самых

разнообразных формах, подсказанных фантазией.

Одним из путей рождения творческого замысла является интересная

форма, творческая возможность самого природного материала. Он и

подскажет замысел, тему поделки. Это необычайной формы корнеплоды,

клубни, плоды, семена, корзинки подсолнечника, корни, ветки и др.

Традиционно в детских объединениях, где дети работают с

природными материалами, основное внимание на начальных этапах обучения

уделяется формированию технологических умений и навыков. Однако детей

привлекает красота и разнообразие природных объектов, особенности цвета,

формы. Поэтому необходимо предусмотреть для детей ряд творческих

заданий, где они могут проявить свою фантазию.

Выполняя такие задания, ребёнок в полной мере раскрывает свои

способности. Ему также предоставляется возможность не только создать

свою композицию, но и принять участие в выставках. Такие выставки не

проходят даром. Дети учатся оценивать и сравнивать свою работу и работу

других, где особую роль играет именно художественное оформление работы:

цветовое решение, подбор необходимого материала, оригинальное

творческое решение.

Суммарные художественные знания, умения и навыки, которые

должны быть сформированы на занятиях, следует распределить таким

образом, что бы они пронизывали весь процесс обучения. Таким

образом, наиболее важными художественными умениями, которые должны

быть усвоены детьми на занятиях, являются:

- умение видеть форму природных объектов;

- умение находить и использовать удачное цветовое решение;

- умение создавать изображение, из набора засушенных растений в

заданном формате;

- умение выразительно использовать форму природных материалов;

- найти общее оригинальное решение.

Работа с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя

требовать от обучающихся механического копирования образца. Надо

всячески поощрять проявление фантазии, выдумки.

Изготовление поделок из природного материала состоит из двух этапов:

1.

Обучающийся анализирует поделку, которую ему предстоит сделать,

планирует последовательность работы над ней, подбираем необходимый

материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с

помощью которых цель будет достигнута.

2.

Обучающийся приступает к непосредственному созданию поделки. Детям

объясняется, что работа над поделкой начинается с подготовки рабочего

места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила.

Прежде всего учат тщательно анализировать образец будущей поделки.

Затем ребенка учат анализировать процесс предстоящей работы над

поделкой. Педагог демонстрирует перед детьми весь процесс работы над

поделкой от начала до конца и показывает, как она создается. Показ работы

перед каждой частью, деталью поделки, способов их соединения педагог

сопровождает объяснением.

При создании поделок можно предложить детям комбинировать разный

природный материал.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного

материала по образцу

1.

Изучение и анализ образца поделки

2.

Изучение

поэтапной

последовательности

ее

изготовления

и

планирование хода работы над ней

3.

Выбор способа соединения частей поделки между собой

4.

Выбор материала и инструмента

5.

Изготовление поделки

6.

Анализ и оценка поделок.

Основы декоративной композиции

В

декоративной

работе

композицией

называется

расположение

отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе

единое целое.

Основные вопросы композиции:

- Какой будет размер изделия, размер изображения, где расположить

композиционный центр и как его выделить, как расположить цветовые пятна,

добиться их гармонии.

Ценным качеством в композиции является ее четкость, определенность.

Внимание должно переходить от главного предмета к менее значимым и,

наконец, к мелким деталям. Нужно так расположить детали, линии, пятна

цвета, чтобы в целом было максимально выразительно, а вместе с тем

обладало прекрасным качеством целостности – ни убавить, ни прибавить.

Все закончено, все «работает» ничего лишнего, и каждая деталь на своем

месте. Если же в глаза бросается сразу все, то за этим обычно ничего не

видно.

Композиция

есть

такое

расположение

всех

фигур,

которое

способствует выражению задуманной идеи.

При работе с природными материалами можно использовать четыре

основные

вида

композиции:

замкнутая

композиция,

разомкнутая

композиция, симметричная и ассиметричная композиции.

Выбор правильной композиции – довольно трудная творческая задача.

Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть

хороших результатов с первого рисунка, иногда их необходимо сделать

много. Из них выбрать лучший.

Заключение

Работа с природными материалами – универсальное образовательное

средство,

способное

уравновесить

одностороннюю

интеллектуальную

деятельность ребенка. Ручной труд воздействует на ум, волю, чувства детей,

побуждает их к творческому самовыражению. Кроме того решается и

психологическая задача – у детей возникает состояние психологического

комфорта. Изделия «рождаются» из потребности «творить», из желания

сделать приятное близким. Предметы украшения, сделанные детьми должны

быть красивыми, а любое изделие нужно не только сделать своими руками,

но и придумать в своем воображении. В поделки из природного материала

дети вкладывают и вкус, и фантазию и умения – это процесс воплощения

творческого замысла, предполагающий развитие ребенка.

Прелесть этих

работ – в их неповторимости.

Давно известно о взаимосвязи рук и интеллекта. Даже простейшие

работы заставляют ребенка думать и планировать. При работе с природными

материалами дети получают большой положительный эмоциональный заряд,

возможность проявить свои творческие возможности. Каждое такое занятие –

это занятие вдохновения и радости.

А данные рекомендации помогут

эффективно решать задачи обучения детей при работе с природным

материалом. Готовые поделки можно использовать по-разному. Они станут

прекрасным украшением современного интерьера, оригинальным подарком,

необычной картиной.

Список литературы

1. Боулз Гай. Картины и панно своими руками / Пер. с англ. А. Н.

Степановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 г.

2. Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала – М.:

Просвещение, 2004 г.

3. Дмитриева Н.Ю. Поделки из природных материалов/Н.Ю. Дмитриева.-

РИПОЛ классик, 2010 г.

4. Зайцев В.Б. Поделки из шишек/ В.Б.Зайцев . – РИПОЛ классик, 2011г.

5. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Ярославль:

Академия развития, 2007 г.

6. Свешникова Т. А. Природные материалы.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,

2010 г.

7. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. «АСТ ПРЕСС» 1999 г.

Приложение №1

Конспект занятия объединения дополнительного образования

«Наклей-ка»

Тема по программе: Поделки из природных и бросовых материалов.

Тема занятия. Вазы и кашпо. Изготовление и декорирование.

Тип занятий: Комбинированный.

Цель. Научить изготавливать кашпо из природных и бросовых

материалов.

Задачи:

1. Научить изготавливать декоративные кашпо из бросовых материалов.

2. Развивать художественный вкус.

3. Воспитывать культуру труда.

4. Воспитывать культуру общения.

5. Закрепить навыки склеивания элементов аппликации.

Технологии:

Личностно - ориентированные, коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы:

Словесные, наглядные, практические.

Оборудование, материалы и инструмен

ты

:

Пустые баночки для кашпо, клей ПВА, джутовый шпагат, кисточки,

салфетки, ножницы, природные материалы для декорирования (косточки и

семена различных растений), образец изделия.

Ход занятия:

План

Этапы занятия

Время

мин.

Деятельность педагога

дополнительного

образования

Деятельность

обучающихся

Организационный

1-2

Приветствие. Проверка

готовности

обучающихся к занятию

Подготовка рабочих

мест к занятию

Вступительная

часть

5

Сообщение темы

занятия.

Информационное

сообщение «Что такое

«Кашпо»

Обучающиеся слушают

педагога и отвечают на

его вопросы

Основная часть

10

Объясняет этапы работы

над кашпо

Обучающиеся слушают

педагога

Физкульт -

минутка

1

Проведение физкульт-

минутки

Обучающиеся вместе

выполняют упражнения

Практическая

часть

23

Показывает технику

приклеивания джутового

Учащиеся повторяют

технику изготовления.

шпагата к плошке

Орнамент наносят

самостоятельно

Рефлексия

2

Предлагает оценить

работы друг друга

Оценивают работы свои

и своих соседей

Подведение

итогов

2

Закрепление материала

Ответы обучающихся.

Уборка рабочих мест.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам

заняться интересным делом – изготовление и декорирование кашпо из

природных и бросовых материалов.

Что такое кашпо?

Кашпо — это декоративная оболочка, необязательно для горшков.

«Скрывают» в кашпо обычно глиняные горшки, которые со временем теряют

привлекательность, покрываясь солевым налётом.

Кашпо для помещений чаще всего изготавливают из пластмассы,

дерева, металла, лозы или керамики — терракоты, майолики. Для улицы или

холодных помещений используют морозоустойчивые материалы — фаянс

или шамот.

У кашпо нет традиционных для обычных цветочных горшков

дренажных отверстий, поэтому непосредственно в него растения

практически не высаживают, используя лишь в декоративных целях —

красотой отделки некоторые кашпо не уступают вазам.

2. Основная часть

В наше время кашпо можно купить в магазине. Но гораздо интересней

изготовить его собственными руками. Посмотрите образцы. Для этого

подойдёт любая ёмкость: ведёрко из под майонеза, консервная баночка,

обветшавшее кашпо.

Так же нам понадобится Клей ПВА, кисть, джутовый шпагат.

Посмотрите на схеме этапы предстоящей работы.

Практическая часть

Давайте вспомним технику безопасности.

Приступаем к его изготовлению.

1.

Берём баночку.

2.

Наносим клей.

3.

Приклеиваем шпагат.

Физкульт-минутка

Прежде, чем приступить к декорированию, немного отдохнём.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою – три кивка.

Пять – руками помахать.

Шесть - тихонечко присесть.

Продолжение практической части.

А теперь самая интересная часть. Нашей работы – декорирование.

Украшать наши кашпо мы будем используя уже известный вид деятельности

– аппликация из природных материалов. Перед вами коробочки с их

различными видами. Как вы украсите свои кашпо – выбирать вам. Здесь

можете проявить свою фантазию.

4. Выбираем материалы для работы.

5. Приклеиваем украшения.

Рефлексия

Давайте посмотрим, какие красивые кашпо у вас получились. Какие вы все

талантливые и умеете фантазировать.

Подведение итогов

Скажите, что нового вы узнали? Что было самым интересным? Что вызвало

затруднение? Что было уже знакомо?

Рада, что вы узнали, что - то новое. На следующем занятии мы будем тем

же способом декорировать вазы. Принесите стеклянные бутылочки. Теперь

убираем рабочие места. До свидания!

Схема этапов работы



В раздел образования