Автор: Екатерина Александровна Ляликова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №123" "Планета детства"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Конспект подгруппового занятия по теме: "Космос"
Тема: "Космическое путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе с
использованием ИКТ на тему «Космос»
Цели и задачи написать.
Цель:
Формирование
представлений
о
космосе,
освоении
космоса
людьми,
животными.
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизировать и обогащать словарь по теме "Космос":
Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование приставочных
глаголов, антонимов, относительных прилагательных, родственных слов.
Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные
предложения. Закреплять умения анализировать предложения, умение слушать речь
других.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать связную речь, умение выразительно читать стихи.
Развивать
фонематическое
восприятие,
творческое
воображение,
мышление,
координацию речи с движением внимание, память.
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
Воспитательные задачи.
Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть похожими
на них.
Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность.
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия
Оборудование: Мультимедийный
проектор,
компьютер,
экран,
презентация
PowerPoint к занятию «Космос», картинка Вертунчика, «ушки» для марсиан, мяч-
метеорит, цветные звездочки, почетные красные звезды, два воздушных шарика,
«Сундук»; внутри «сундука»: яблоко, цветок, орех, скорлупа, яйцо, сапог.
План:
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа с показом презентации
3. Развитие мелкой моторики
4. Игра «Запуск ракеты»
5. Развитие мимики, игра «Запрещённое движение»
6.Игра «Один-много»
7. «Четвёртый лишний»
8. «Цепочка слов»
9. Физ.минутка «Собери пару»
10. Ритмический рисунок
11. «Узнай звук по артикуляции»
12. Разрезные картинки в сундуке
13. Возвращение на Землю
14. Итог занятия + подарок на память о занятии
Ход занятия
1.Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в
захватывающее путешествие. А куда именно мы отправимся, вы должны догадаться
отгадав загадки.
Отгадайте мои загадки:
1)Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
Ответ: Солнце
2)
Во дворе давно темно,
Посмотрю в свое окно,
Словно круглый сыр она,
В небе жёлтая……
Ответ: Луна
3)По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
Ответ: Звезды
2. Вступительная беседа с показом презентации
Логопед: Про что были загадки?
Дети: Про солнце, луну, звезды.
Логопед: Кто из вас знает, как называется этот загадочный мир звезд, солнца, луны и
планет?
Дети: Космос.
Логопед: Правильно. Посмотрите на экран –(подойти к доске) (слайд 2). И сегодня мы
с вами отправимся в увлекательное путешествие в космос. Но для начала, мы должны
с вами хорошенько подготовиться к полету, и вспомним, как и кто начал в нашей
стране осваивать космос.
Л: Первыми, кто начал осваивать космос, стали животные – собака Лайка (слайд 3).
За Лайкой полетели другие собаки - Белка и Стрелка (слайд 4). Также в космосе
побывали - морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики.
А первым человеком, побывавшим в космосе, был героический космонавт - Юрий
Алексеевич Гагарин (слайд 5). Люди, очень давно мечтали покорить космос. Они
долго думали над тем, как же построить космический корабль, чтобы полететь в
космос. Огромное количество людей трудилось над его созданием! И вот, космические
конструкторы, построили космический корабль «Восток 1».
Л: Ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А вот и первая
женщина космонавт – Валентина Владимировна Терешкова (слайд 6).
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе.
Л: Давайте и мы с вами, ребята, отправимся, наконец, в наше космическое
путешествие. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают
руки) Отлично!
3.Равитие мелкой моторики
А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов.
В космос с вами полетим!
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет.
- Давайте выложим из палочек ракету, вот вам образцы – какая кому больше нравится
(образцы примеров ракет на экране).
4.Игра «Запуск ракеты»
Л: Ну что ж, к запуску космического корабля «АБВГДейка» приготовиться!
- Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых в космос не берут,-
Ведь полет - нелегкий труд!
Внимание! 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас
тяжелая голова, руки, ноги.
Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии
невесомости.
5. Развитие мимики, игра «Запрещённое движение»
Игра «Один-много», планета «Марс» (слайд 7)
Л: Наше путешествие началось. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА ПОЛЁТА РАКЕТЫ) Вот мы и
прилетели. А сейчас посмотрим в иллюминатор.
Мы с вами приземлились. Оглянитесь вокруг: всё такое красное! Кто знает, где мы
оказались? (Дети: на марсе). Верно! Марс - четвёртый по удалённости от Солнца. Ой,
смотрите, кто это? Марсианин.
Нас встречают Марсиане.
Развитие мимики
Сначала марсиане испугались
Очень заволновались
Потом они удивились
И с ними мы подружились
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись.
Предлагаю вам поиграть.
Игра-разминка «Запрещенное движение» на развитие произвольного внимания.
(Дети повторяют за педагогом все движения кроме запрещенного - поднимать руки
вверх).
6. Л: (слайд 8)Игра «Один – много» Внимание! Мы в зоне метеоритов! Чтобы
благополучно преодолеть ее, мы должны включить защитную систему (придумать
другое слово) отбросить метеориты. Дети встают в круг.
Я буду называть один предмет и бросать (мяч) метеорит, а вы будете называть много
предметов и отбрасывать (мяч) метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, солнце, ракета, костюм,
перчатка.
Но прежде чем полететь дальше, давайте вспомним, на какой мы были сейчас планете,
какого героя мы видели?
ПЕРЕДЕЛАТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ
ВСПОМИНАЕМ НА КАКОЙ БЫЛИ ПЛАНЕТЕ
7. Игра «Четвертый - лишний», планета «Юпитер» (слайд 8).
Л: Ребята, посмотрите, на какой планете мы оказались? Полетели! (звучит музыка).
Это планета, ребята, «Юпитер». Это пятая планета от Солнца, крупнейшая в
Солнечной системе, газовый гигант. Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас
встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.
Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели.
Отгадайте, какое слово лишнее:
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет
Юпитер, Сатурн, Нептун, Луна.
(Луна – это единственный спутник Земли)
Звезда, метеорит, комета, звездолёт.
(Звездолёт- это корабль, а остальное космические тела)
Трактор, машина, велосипед, ракета.
(Ракета- это космич. корабль, а остальное наземный транспорт)
НА 6 ЧЕЛОВЕК
Вертунчик: Молодцы ребята, вы выполнили все задания,
Л: Полетели! (звучит музыка) Летим, летим! Прилетели.
8. «Неизведанная планета» (слайд 9).
Л: Но эту планету не узнать. Она не похожа ни на одну из известных планет. Мы с
вами на неизведанной планете. Центр управления полетами прислал нам задание, но
слова в предложениях перепутались, и нужно исправить.
Дидактическая игра «Цепочка слов» с опорой на картинки
Назвать слово на последний звук предыдущего слова.
Никто до нас здесь еще не бывал. На этой планете очень много звезд и звезды так и
падают. (Из рук ведущего падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).
9. Физминутка. Игра «СОБЕРИ ПАРУ»
Л: Вот видите сколько звезд. Давайте каждой звёздочке найдём пару (на столе
рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Называем, у кого какие
пары получились (Дети отвечают предложением по образцу – «У меня….»)
10. Развитие темпо - ритмической стороны речи, «Луна» (слайд 10)
Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.
Ребята, где мы очутились? Вовсе не на планете. На этот раз, ребята, мы попали на
Луну. Луна - это спутник Земли и второй по яркости объект на
земном небосводе после Солнца. Внимание! Мы встретились с жителями спутника -
лунатики!
Давайте подойдем к ним поближе и попробуем поговорить с ними. Для этого
воспользуемся азбукой Морзе. Логопед с помощью картинок показывает ритмический
рисунок, дети повторяют.
ОТБИВАТЬ РИСУНОК С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ (3 ВИДА ЗВЁЗД, БОЛЬШАЯ –
ударить кулачком, СРЕДНЯЯ – ХЛОПНУТЬ В ЛАДОШИ, МАЛЕНЬКАЯ –
СТУКНУТЬ КУЛАЧКАМИ ОБЕИХ ЛАДОШЕК).
11. Узнавание звуков по артикуляции
Л: Ребята, инопланетяне говорят без голоса. Давайте попробуем понять, какие звуки
они произносят. (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции логопеда).
12. Игра «Собери картинки», планета «Венера» (слайд 11).
Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.
Вот мы с вами попали на планету «Венера» - вторая планета в Солнечной системе. Не
далеко она от Солнца, должно произойти что-то интересное. Посмотрите, ребята,
сундук какой! (Открывают сундук) РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ, составить из них
(Дети работают с разрезными картинками). Что ты составил? ПРОСИТЬ ДЕТЕЙ
ОТВЕЧАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПО ОБРАЗЦУ: «У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ, ИЛИ У
МЕНЯ ПОЛУЧИЛСЯ»
Л: Молодцы: полетели дальше со мной.
Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.
13. «Возвращение на планету Земля» (слайд 12)
Вот мы и ВЕРНУЛИСЬ С ВАМИ НА НАШУ планету. Вы ее прекрасно знаете. Это
планета «Земля» — третья планета от Солнца. Здесь живет множество разных людей,
животных, птиц, насекомых. И мы с вами.
14. Итог
Л: Вот и закончилось наше веселое космическое путешествие по планетам нашей
Солнечной системы. Давайте вспомним, где мы с вами побывали?
Л: А ТЕПЕРЬ,НА ПАМЯТЬ О НАШЕМ ПУТЕШЕСТВИИ Я ВАМ ПОДАРЮ
ПОДАРКИ.