Напоминание

"Космическое путешествие"


Автор: Екатерина Александровна Ляликова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №123" "Планета детства"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Конспект подгруппового занятия по теме: "Космос"
Тема: "Космическое путешествие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе с

использованием ИКТ на тему «Космос»

Цели и задачи написать.

Цель:

Формирование

представлений

о

космосе,

освоении

космоса

людьми,

животными.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизировать и обогащать словарь по теме "Космос":

Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование приставочных

глаголов, антонимов, относительных прилагательных, родственных слов.

Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные

предложения. Закреплять умения анализировать предложения, умение слушать речь

других.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать связную речь, умение выразительно читать стихи.

Развивать

фонематическое

восприятие,

творческое

воображение,

мышление,

координацию речи с движением внимание, память.

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть похожими

на них.

Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность.

Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия

Оборудование: Мультимедийный

проектор,

компьютер,

экран,

презентация

PowerPoint к занятию «Космос», картинка Вертунчика, «ушки» для марсиан, мяч-

метеорит, цветные звездочки, почетные красные звезды, два воздушных шарика,

«Сундук»; внутри «сундука»: яблоко, цветок, орех, скорлупа, яйцо, сапог.

План:

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа с показом презентации

3. Развитие мелкой моторики

4. Игра «Запуск ракеты»

5. Развитие мимики, игра «Запрещённое движение»

6.Игра «Один-много»

7. «Четвёртый лишний»

8. «Цепочка слов»

9. Физ.минутка «Собери пару»

10. Ритмический рисунок

11. «Узнай звук по артикуляции»

12. Разрезные картинки в сундуке

13. Возвращение на Землю

14. Итог занятия + подарок на память о занятии

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в

захватывающее путешествие. А куда именно мы отправимся, вы должны догадаться

отгадав загадки.

Отгадайте мои загадки:

1)Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …

Ответ: Солнце

2)

Во дворе давно темно,

Посмотрю в свое окно,

Словно круглый сыр она,

В небе жёлтая……

Ответ: Луна

3)По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

Ответ: Звезды

2. Вступительная беседа с показом презентации

Логопед: Про что были загадки?

Дети: Про солнце, луну, звезды.

Логопед: Кто из вас знает, как называется этот загадочный мир звезд, солнца, луны и

планет?

Дети: Космос.

Логопед: Правильно. Посмотрите на экран –(подойти к доске) (слайд 2). И сегодня мы

с вами отправимся в увлекательное путешествие в космос. Но для начала, мы должны

с вами хорошенько подготовиться к полету, и вспомним, как и кто начал в нашей

стране осваивать космос.

Л: Первыми, кто начал осваивать космос, стали животные – собака Лайка (слайд 3).

За Лайкой полетели другие собаки - Белка и Стрелка (слайд 4). Также в космосе

побывали - морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики.

А первым человеком, побывавшим в космосе, был героический космонавт - Юрий

Алексеевич Гагарин (слайд 5). Люди, очень давно мечтали покорить космос. Они

долго думали над тем, как же построить космический корабль, чтобы полететь в

космос. Огромное количество людей трудилось над его созданием! И вот, космические

конструкторы, построили космический корабль «Восток 1».

Л: Ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А вот и первая

женщина космонавт – Валентина Владимировна Терешкова (слайд 6).

С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе.

Л: Давайте и мы с вами, ребята, отправимся, наконец, в наше космическое

путешествие. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают

руки) Отлично!

3.Равитие мелкой моторики

А давайте-ка, ребята,

Поиграем в космонавтов.

В космос с вами полетим!

Собираемся в полет,

Строим новый звездолет.

- Давайте выложим из палочек ракету, вот вам образцы – какая кому больше нравится

(образцы примеров ракет на экране).

4.Игра «Запуск ракеты»

Л: Ну что ж, к запуску космического корабля «АБВГДейка» приготовиться!

- Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать,

Слабых в космос не берут,-

Ведь полет - нелегкий труд!

Внимание! 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас

тяжелая голова, руки, ноги.

Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии

невесомости.

5. Развитие мимики, игра «Запрещённое движение»

Игра «Один-много», планета «Марс» (слайд 7)

Л: Наше путешествие началось. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА ПОЛЁТА РАКЕТЫ) Вот мы и

прилетели. А сейчас посмотрим в иллюминатор.

Мы с вами приземлились. Оглянитесь вокруг: всё такое красное! Кто знает, где мы

оказались? (Дети: на марсе). Верно! Марс - четвёртый по удалённости от Солнца. Ой,

смотрите, кто это? Марсианин.

Нас встречают Марсиане.

Развитие мимики

Сначала марсиане испугались

Очень заволновались

Потом они удивились

И с ними мы подружились

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись.

Предлагаю вам поиграть.

Игра-разминка «Запрещенное движение» на развитие произвольного внимания.

(Дети повторяют за педагогом все движения кроме запрещенного - поднимать руки

вверх).

6. Л: (слайд 8)Игра «Один – много» Внимание! Мы в зоне метеоритов! Чтобы

благополучно преодолеть ее, мы должны включить защитную систему (придумать

другое слово) отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Я буду называть один предмет и бросать (мяч) метеорит, а вы будете называть много

предметов и отбрасывать (мяч) метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, солнце, ракета, костюм,

перчатка.

Но прежде чем полететь дальше, давайте вспомним, на какой мы были сейчас планете,

какого героя мы видели?

ПЕРЕДЕЛАТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ

ВСПОМИНАЕМ НА КАКОЙ БЫЛИ ПЛАНЕТЕ

7. Игра «Четвертый - лишний», планета «Юпитер» (слайд 8).

Л: Ребята, посмотрите, на какой планете мы оказались? Полетели! (звучит музыка).

Это планета, ребята, «Юпитер». Это пятая планета от Солнца, крупнейшая в

Солнечной системе, газовый гигант. Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас

встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.

Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели.

Отгадайте, какое слово лишнее:

Солнце, Луна, звезда, лампа

Марс, Земля, ракета, Сатурн

Ракета, спутник, луноход, самолет

Юпитер, Сатурн, Нептун, Луна.

(Луна – это единственный спутник Земли)

Звезда, метеорит, комета, звездолёт.

(Звездолёт- это корабль, а остальное космические тела)

Трактор, машина, велосипед, ракета.

(Ракета- это космич. корабль, а остальное наземный транспорт)

НА 6 ЧЕЛОВЕК

Вертунчик: Молодцы ребята, вы выполнили все задания,

Л: Полетели! (звучит музыка) Летим, летим! Прилетели.

8. «Неизведанная планета» (слайд 9).

Л: Но эту планету не узнать. Она не похожа ни на одну из известных планет. Мы с

вами на неизведанной планете. Центр управления полетами прислал нам задание, но

слова в предложениях перепутались, и нужно исправить.

Дидактическая игра «Цепочка слов» с опорой на картинки

Назвать слово на последний звук предыдущего слова.

Никто до нас здесь еще не бывал. На этой планете очень много звезд и звезды так и

падают. (Из рук ведущего падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).

9. Физминутка. Игра «СОБЕРИ ПАРУ»

Л: Вот видите сколько звезд. Давайте каждой звёздочке найдём пару (на столе

рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Называем, у кого какие

пары получились (Дети отвечают предложением по образцу – «У меня….»)

10. Развитие темпо - ритмической стороны речи, «Луна» (слайд 10)

Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

Ребята, где мы очутились? Вовсе не на планете. На этот раз, ребята, мы попали на

Луну. Луна - это спутник Земли и второй по яркости объект на

земном небосводе после Солнца. Внимание! Мы встретились с жителями спутника -

лунатики!

Давайте подойдем к ним поближе и попробуем поговорить с ними. Для этого

воспользуемся азбукой Морзе. Логопед с помощью картинок показывает ритмический

рисунок, дети повторяют.

ОТБИВАТЬ РИСУНОК С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ (3 ВИДА ЗВЁЗД, БОЛЬШАЯ –

ударить кулачком, СРЕДНЯЯ – ХЛОПНУТЬ В ЛАДОШИ, МАЛЕНЬКАЯ –

СТУКНУТЬ КУЛАЧКАМИ ОБЕИХ ЛАДОШЕК).

11. Узнавание звуков по артикуляции

Л: Ребята, инопланетяне говорят без голоса. Давайте попробуем понять, какие звуки

они произносят. (Угадывание звуков по беззвучной артикуляции логопеда).

12. Игра «Собери картинки», планета «Венера» (слайд 11).

Л: Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

Вот мы с вами попали на планету «Венера» - вторая планета в Солнечной системе. Не

далеко она от Солнца, должно произойти что-то интересное. Посмотрите, ребята,

сундук какой! (Открывают сундук) РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ, составить из них

(Дети работают с разрезными картинками). Что ты составил? ПРОСИТЬ ДЕТЕЙ

ОТВЕЧАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПО ОБРАЗЦУ: «У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ, ИЛИ У

МЕНЯ ПОЛУЧИЛСЯ»

Л: Молодцы: полетели дальше со мной.

Полетели! (звучит музыка). Летим, летим! Прилетели.

13. «Возвращение на планету Земля» (слайд 12)

Вот мы и ВЕРНУЛИСЬ С ВАМИ НА НАШУ планету. Вы ее прекрасно знаете. Это

планета «Земля» — третья планета от Солнца. Здесь живет множество разных людей,

животных, птиц, насекомых. И мы с вами.

14. Итог

Л: Вот и закончилось наше веселое космическое путешествие по планетам нашей

Солнечной системы. Давайте вспомним, где мы с вами побывали?

Л: А ТЕПЕРЬ,НА ПАМЯТЬ О НАШЕМ ПУТЕШЕСТВИИ Я ВАМ ПОДАРЮ

ПОДАРКИ.



В раздел образования