Автор: Ивасюк Лилия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область,город Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ, как инструмент профессионально-личностного развития педагога"
Раздел: дошкольное образование
«Здоровьесберегающие технологии
в коррекционной работе учителя-логопеда
с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
как инструмент профессионально - личностного развития педагога»
«Здоровье» – это главное жизненное благо. Только здоровый человек
может быть свободным, радостным, счастливым.
Одной из приоритетных задач, по ФГОС, является охрана, укрепление
и сохранение физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми
нарушениями речи, в связи, с чем возникает необходимость проведения
комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией
детей,
усовершенствование
традиционных
методов
коррекционного
воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов
обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в
практику логопедической работы с детьми ОВЗ здоровьесберегающих
технологий.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей,
укрепление
их
психического здоровья позволят
предотвратить
или
минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также
способствует их успешной социализации.
Для этого в нашем образовательном учреждении создана модель
проектной деятельности. Участниками проекта являются учитель-логопед,
дети, родители. Данная модель началась реализовываться с февраля 2023г.
Направления коррекционной работы
В коррекционной работе с детьми используются разнообразные
здоровьесберегающие
технологии,
в
том
числе
традиционные
и
нетрадиционные, адаптируя их под возможности и потребности детей:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
(артикуляционная, пальчиковая, дыхательная и зрительная гимнастики,
биоэнергопластика,
кинезиология,
динамические
паузы
и
др.).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж).
3. Коррекционные технологии (элементы акватерапии, песочная терапии,
психогимнастики, логоритмики).
Ожидаемый результат: развитие речи дошкольников и укрепление
их здоровья будет более успешным при систематическом использовании
на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой
форме
Цель проекта:
коррекция
речевых
нарушений
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
по
средствам
здоровьесберегающих технологии
Задачи:
1.Изучить литературу по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе
коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
2.Изучить особенности развития различных категории детей с ОВЗ.
3. Раскрыть понятие о здоровьесберегающих образовательных технологиях,
их классификациях и направлениях.
4. Подобрать здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе
учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
5. Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях,
проводимых
в
детском
саду,
по
использованию
инновационных
и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей
Объектом исследования являются здоровьесберегающие технологии в
условиях учебно-воспитательного процесса
МАДОУ детский сад № 65
города Тюмени
Предмет исследования:
здоровьесбережение,
как эффективное
средство развития речевых компонентов, а так же сохранения и укрепления
здоровья детей с ограниченными возможностями.
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии
детей с ОВЗ осуществляется на основе личностно-ориентированного
подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:
• Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у
детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения
к познавательной деятельности.
• Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень
самостоятельности, инициативы и творчества.
•
Принцип
наглядности
–
обязывает
строить
процесс
обучения
с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к
процессу познания.
•
Принцип
систематичности
и
последовательности
проявляется
во
взаимосвязи
знаний,
умений,
навыков.
Система
подготовительных
и
подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на
него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
• Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе
общих
закономерностей
обучения
и
воспитания.
Опираясь
на
индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка,
планирует и прогнозирует его развитие.
•
Принцип
непрерывности
выражает
закономерности
построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с
принципом системного чередования нагрузок и отдыха
Данный проект состоит из 3 этапов: подготовит, практический,
заключительный.
1
этап - подготовительный
На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое
изучение проблемы и построена система работы учителя-логопеда ДОУ по
использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений
речи у детей с ОВЗ.
2 этап – практический
Цель: реализация здоровьесберегающих технологий в коррекционно-
образовательном процессе с детьми с ОВЗ в соответствии с перспективным
планом работы.
Логопедические индивидуальные
занятия
–
основная
форма
коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех
компонентов
речи.
Обучение
правильной
речи
требует
регулярных,
последовательных занятий.
3 этап - заключительный
Цель:
обобщение
и
оценка
результатов,
анализ работы и
прогнозирование дальнейшей деятельности.
Во
время
индивидуального
обучения
используются
следующие здоровьесберегающие технологии, созданы различные картотеки
(дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, развитие общей
моторики, развитие мелкой моторики пальцев рук, су-Джок терапия, массаж
и
самомассаж,
нейрокоррекция,
пескотерапия,
акватерапия,
биоэнергопластика, психогимнастика, релаксация
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют
значительно
улучшить
результативность
коррекционной
работы,
разнообразить
приемы
и
методы
логопедического
воздействия
и
способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и
воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению
здоровья.
Важным шагом к решению поставленных задач является тесное
взаимодействие
с
родителями
и
педагогами.
В работе с
родителями
используются
следующие
формы работы
:консультации,
беседы,
рекомендации, оформление папок-передвижек, нетрадиционные формы
работы с родителями, практические показы. Для проведения работы по
повышению
родительской
компетентности
в
области
влияния здоровьесберегающих технологий на речевое развитие детей с ОВЗ
была разработана картотека игр по совершенствованию компонентов речевой
деятельности.
Построенная
таким
образом работа помогает
привлечь
родителей к данной проблеме, повысить их компетентность по вопросу
использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и сделать
их
активными
помощниками
для
реализации
поставленных
задач
и
получении положительных результатов коррекционно-развивающей работы.
Для педагогов были проведены мастер –классы, как внутри детского сада, так и на
городском уровне, например неделя открытых дверей
Практикуя применение здоровьесберегающих технологий в своей работе с
детьми с ОВЗ, отмечается, что у детей постепенно проходят неуверенность и
зажатость, которые часто связаны с речевым дефектом, проблемами здоровья или
личностными
комплексами.
Дети
становятся
более
раскрепощёнными
и
эмоционально открытыми. Это создает условия для оптимального развития детей
и коррекции имеющихся у них речевых нарушений.
В перспективе продолжать проектную деятельность, постоянно повышая
личное профессиональное мастерство, изучение новинок периодических изданий,
методической литературы, постоянно и постепенно внедрять инновационные
технологии, например интеллект карты по развитию связной речи. Внедрить
применение игр по здоровьесбережению в технологию «Говорящая среда»