Напоминание

"Современные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ, как инструмент профессионально-личностного развития педагога"


Автор: Ивасюк Лилия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 города Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область,город Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ, как инструмент профессионально-личностного развития педагога"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Здоровьесберегающие технологии

в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми с ограниченными возможностями здоровья,

как инструмент профессионально - личностного развития педагога»

«Здоровье» это главное жизненное благо. Только здоровый человек

может быть свободным, радостным, счастливым.

Одной из приоритетных задач, по ФГОС, является охрана, укрепление

и сохранение физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия.

С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми

нарушениями речи, в связи, с чем возникает необходимость проведения

комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией

детей,

усовершенствование

традиционных

методов

коррекционного

воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов

обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в

практику логопедической работы с детьми ОВЗ здоровьесберегающих

технологий.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей,

укрепление

их

психического здоровья позволят

предотвратить

или

минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также

способствует их успешной социализации.

Для этого в нашем образовательном учреждении создана модель

проектной деятельности. Участниками проекта являются учитель-логопед,

дети, родители. Данная модель началась реализовываться с февраля 2023г.

Направления коррекционной работы

В коррекционной работе с детьми используются разнообразные

здоровьесберегающие

технологии,

в

том

числе

традиционные

и

нетрадиционные, адаптируя их под возможности и потребности детей:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

(артикуляционная, пальчиковая, дыхательная и зрительная гимнастики,

биоэнергопластика,

кинезиология,

динамические

паузы

и

др.).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж).

3. Коррекционные технологии (элементы акватерапии, песочная терапии,

психогимнастики, логоритмики).

Ожидаемый результат: развитие речи дошкольников и укрепление

их здоровья будет более успешным при систематическом использовании

на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой

форме

Цель проекта:

коррекция

речевых

нарушений

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

по

средствам

здоровьесберегающих технологии

Задачи:

1.Изучить литературу по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе

коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

2.Изучить особенности развития различных категории детей с ОВЗ.

3. Раскрыть понятие о здоровьесберегающих образовательных технологиях,

их классификациях и направлениях.

4. Подобрать здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе

учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

5. Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях,

проводимых

в

детском

саду,

по

использованию

инновационных

и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей

Объектом исследования являются здоровьесберегающие технологии в

условиях учебно-воспитательного процесса

МАДОУ детский сад № 65

города Тюмени

Предмет исследования:

здоровьесбережение,

как эффективное

средство развития речевых компонентов, а так же сохранения и укрепления

здоровья детей с ограниченными возможностями.

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии

детей с ОВЗ осуществляется на основе личностно-ориентированного

подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого

ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:

• Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у

детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения

к познавательной деятельности.

• Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень

самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип

наглядности

обязывает

строить

процесс

обучения

с

максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к

процессу познания.

Принцип

систематичности

и

последовательности

проявляется

во

взаимосвязи

знаний,

умений,

навыков.

Система

подготовительных

и

подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на

него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

• Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе

общих

закономерностей

обучения

и

воспитания.

Опираясь

на

индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка,

планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип

непрерывности

выражает

закономерности

построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с

принципом системного чередования нагрузок и отдыха

Данный проект состоит из 3 этапов: подготовит, практический,

заключительный.

1

этап - подготовительный

На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое

изучение проблемы и построена система работы учителя-логопеда ДОУ по

использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений

речи у детей с ОВЗ.

2 этап – практический

Цель: реализация здоровьесберегающих технологий в коррекционно-

образовательном процессе с детьми с ОВЗ в соответствии с перспективным

планом работы.

Логопедические индивидуальные

занятия

основная

форма

коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех

компонентов

речи.

Обучение

правильной

речи

требует

регулярных,

последовательных занятий.

3 этап - заключительный

Цель:

обобщение

и

оценка

результатов,

анализ работы и

прогнозирование дальнейшей деятельности.

Во

время

индивидуального

обучения

используются

следующие здоровьесберегающие технологии, созданы различные картотеки

(дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, развитие общей

моторики, развитие мелкой моторики пальцев рук, су-Джок терапия, массаж

и

самомассаж,

нейрокоррекция,

пескотерапия,

акватерапия,

биоэнергопластика, психогимнастика, релаксация

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют

значительно

улучшить

результативность

коррекционной

работы,

разнообразить

приемы

и

методы

логопедического

воздействия

и

способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и

воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению

здоровья.

Важным шагом к решению поставленных задач является тесное

взаимодействие

с

родителями

и

педагогами.

В работе с

родителями

используются

следующие

формы работы

:консультации,

беседы,

рекомендации, оформление папок-передвижек, нетрадиционные формы

работы с родителями, практические показы. Для проведения работы по

повышению

родительской

компетентности

в

области

влияния здоровьесберегающих технологий на речевое развитие детей с ОВЗ

была разработана картотека игр по совершенствованию компонентов речевой

деятельности.

Построенная

таким

образом работа помогает

привлечь

родителей к данной проблеме, повысить их компетентность по вопросу

использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и сделать

их

активными

помощниками

для

реализации

поставленных

задач

и

получении положительных результатов коррекционно-развивающей работы.

Для педагогов были проведены мастер –классы, как внутри детского сада, так и на

городском уровне, например неделя открытых дверей

Практикуя применение здоровьесберегающих технологий в своей работе с

детьми с ОВЗ, отмечается, что у детей постепенно проходят неуверенность и

зажатость, которые часто связаны с речевым дефектом, проблемами здоровья или

личностными

комплексами.

Дети

становятся

более

раскрепощёнными

и

эмоционально открытыми. Это создает условия для оптимального развития детей

и коррекции имеющихся у них речевых нарушений.

В перспективе продолжать проектную деятельность, постоянно повышая

личное профессиональное мастерство, изучение новинок периодических изданий,

методической литературы, постоянно и постепенно внедрять инновационные

технологии, например интеллект карты по развитию связной речи. Внедрить

применение игр по здоровьесбережению в технологию «Говорящая среда»



В раздел образования