Автор: Трубникова Ева Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 61
Населённый пункт: г.Новочеркасск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опыт работы на тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования проектной деятельности с детьми и родителями. «Я- гражданин своей страны»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №61.
Подготовила Трубникова Е.В.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Опыт работы на тему:
Патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста посредством
использования проектной деятельности с
детьми и родителями.
«Я- гражданин своей страны»
Отдел специального образования, здоровьесбережения и информационно-методического сопровождения УО
Городское методическое объединение воспитателей старшего дошкольного возраста
г.Новочеркасск, 2024г
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29.12. 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
Приказ Минпросвещения Росси от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования»
Распоряжение Правительства РФ от 12. 2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 — 2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Федеральный Конституционный закон от 25.12.2000г. №1-ФКЗ (ред.28.12.2010) «О Государственном флаге Российской
Федерации»
Федеральный Конституционный закон от 25.12.2000г. №2-ФКЗ (ред.28.12.2010г.) «О Государственном гербе Российской
Федерации»
Федеральный Конституционный закон от 25.12.2000г. №2-ФКЗ (ред.22.03.2003г.) «О Государственном гимне Российской
Федерации»
ФОП
Приказ Правительства Ростовской области Департамента по делам казачества и кадетский учебных заведений Ростовской
области от 11.03.2016г № 34 «О присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям»
Приказ Управления образования Администрации города Новочеркасска от 24.06.2014г. № 385 «О присвоении статуса
дошкольное образовательное учреждение – муниципальная опорная площадка»
Устав образовательного учреждения.
ОП МБДОУ детского сада № 61
Паспорт проекта
Методическая тема проекта : Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством
использования проектной деятельности с детьми и родителями.
Творческое название проекта : «Я- гражданин своей страны»
Девиз проекта: Наши дети-это будущие граждане нашей страны и граждане мира» (А.С Макаренко)
Тип проекта: информационно- ориентированный , игровой, познавательно- творческий .
Вид проекта: внутренний , групповой, долгосрочный.
По колличеству участников: коллективный
Участники проекта: педагог, родители, дети.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по созданию условий для становления
основ патриотического сознания детей.
Предполагаемый результат: у детей сформированы основы уважения к традиционным семейным
ценностям, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей, умение
проявлять заботу о близких людях, чувство коллективизма; представление о себе, как об активном члене
коллектива.
Продолжительность проекта: 3 года.
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное
обеспечение.
Место проведения : МБДОУ № 61, группа «Ивушка» оздоровительной направленности.
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения –
одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств
необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на этом этапе
формируется личность ребёнка.
Гипотеза:
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном
возрасте, то это дает возможность воспитать творческую личность, осознающую
свои корни, национальные истоки, смело ориентирующуюся в современном мире и
готовую жить в согласии и мире со всеми народами.
Цель: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности
Задачи:
Создавать условия для:
-формирования любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому
саду, городу, стране.) ;
-формирования духовно-нравственных отношений;
-формирования любви к культурному наследию своего народа;
- воспитания любви, уважения к своим национальным особенностям; чувства
собственного достоинства как представителя своего народа.
-толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам,
родителям, соседям, другим людям.
-восприятия детьми целостной картины мира;
-обогащения отношений родителей с детьми опытом совместной творческой
деятельности.
Изменения в обществе
Нравственные ценности
Отношение к событиям в
стране
Отношение друг к другу
Отношение к природе
Модель нравственно-патриотического воспитания
Специалисты
Воспитатель
Социум
Родители
Блоки
Дети
Моя семья
Мой дом
Детский сад
Мой родной посёлок
Мой казачий край
Донской
Родная страна
Столица.
Символика.
Главные праздники
страны.
Глобус.
Геральдика.
Символика.
Достопримечательности.
Профессии.
Природа.
Животные.
Праздники.
История
Достопримечательности.
Великие люди.
Семья
Семейные традиции.
Родословная.
Профессии родителей
Детский сад,
сотрудники, профессии
Предполагаемый результат:
Создание целостной системы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Созданы картотеки квест-игр, стихов,
загадок, пословиц, поговорок на тему «Родина»
Центр
патриотического
воспитания в группе
Книги, энциклопедии,
иллюстрации, плакаты по
приобщению детей к изучению
родного края
Оформлены дидактические игры: «Моя
страна-Россия», «Животные родного края»,
«Растения степи», «Донской край»
Разработан цикл буклетов по теме
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Лепбук «Моя малая Родина Новочеркасск»
Выбери флаг Новочеркасска
Выбери герб Новочеркасска
Животные родного края
«Живые барометры»
Насекомые
Фото Новочеркасска, ГРЭСС
Раскрась казачий костюм
Пазлы символики Новочеркасска
,
Создан казачий мини- музей
Уголок семьи
Проект с детьми и родителями в средней группе на тему:
«Люблю тебя, мой край Донской!»
ЦЕЛЬ: формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных ценностей, любви
к своей малой Родине, знаний о ней.
Задачи:
-
Создавать условия для обогащения знаний родителей об истории и культуре Донского края;
укрепления отношений родителей с детьми, опытом совместной творческой деятельности;
укрепить взаимосвязь с родителями воспитанников.
-
Создавать условия для восприятия детьми целостной картины мира; расширять и углублять
знания детей о родном городе, посёлке. Повышать познавательную и речевую активность.
Воспитывать достойного человека и будущего гражданина России.
Основные формы реализации проекта .
Система совместно организованной деятельности с детьми:
-Разучивание стихов , слушание песен о городе Новочеркасск.
-
Разучивание подвижных казачьих игр, рассматривание открыток о городе, посёлке, их достопримечательностей.
-
- Работа с родителями.( консультации, мини-выставки, рекомендации)
-
Презентация на тему «Моя малая Родина» .
-
Экскурсия на площадь пос.Донской.
-
Экскурсия к стелле пос.Донского.
Формы работы с детьми в средней группе
Чтение
художествен
ной
литературы
Выставки
детских
работ
Акции:
Подкорми
птиц,
Беседы
Экскурсии к
Стелле
памяти
погибшим
воинам,
Бассейн
«Дельфин»
ТЕРРЕНКУР
В гости к
бабушке
Сюжетно-ролевые
игры:
Семья
Больница
Магазин
Праздники,
развлечения
Покров,
День матери,
День Защитника
Отечества,
День Победы
Новый год
Участие в
конкурсах
Дидактическ
ие игры
Квест-игры:
«Поможем
Колобку»
Мини-проект с детьми и родителями в средней группе на тему: «Кто такие казаки?»
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных ценностей, любви
к своей малой Родине, знаний о ней.
Задачи:
Создавать условия для обогащения знаний детей о своем родном крае, его жителях, их
обычаях;
Расширять и углублять знания детей о родном посёлке, городе.
Основные формы реализации проекта .
Система совместно организованной деятельности с детьми:
-Акции
-Разучивание стихов , слушание песен о городе Новочеркасск.
-
Разучивание подвижных казачьих игр, рассматривание открыток о городе, посёлке, их
достопримечательностей.
-
- Работа с родителями.( консультации, мини-выставки, рекомендации)
-
Презентация на тему «Моя малая Родина» .
-
Экскурсия на площадь пос.Донской.
-
Экскурсия в школу№23, №10 пос.Донской.
-
Экскурсия к стелле пос.Донского.
К
вест-игра в средней группе «Поможем Колобку»
Мастер-класс в средней группе с детьми и родителями
«Осеннее дерево» посредством использования
нетрадиционной техники-пескотерапия
Формы работы с детьми старшего возраста
Чтение
художественной
литературы
Выставки детских работ
Акции:
Посади дерево,
Новогодняя
открытка
Беседы:
«Край, где мы
живём»
«Зачем нам
Родина?»
Экскурсии в
музей памяти
ДК посёлка
Квест-игры:
«Поможем Светофорчику»
Сюжетно-ролевые
игры:
«Семья»
«Больница»
«Парикмахерская»
«Почта»
«Магазин»
Праздники,
развлечения
Покров,
День матери,
День Защитника
Отечества,
День Победы
Новый год
Участие в конкурсах
Дидактические игры:
«Собери картинки»
«Российский флаг»
«Герб
Новочеркасска»
Проект с детьми и родителями в старшей группе на тему:
«Моя Родина»
Методическая тема проекта : «Обогащение нравственно-патриотических представлений детей старшего дошкольного
возраста через разные виды деятельности в концепции требований ФГОС ДО»
Творческое название проекта : «Моя родина»
Тип проекта: познавательный, региональный.
Вид проекта: внутренний , групповой, межпредметный, долгосрочный.
По количеству участников: коллективный
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.
Предмет проекта: процесс патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с историей
родного края.
Продукт проектной деятельности: оформление РППС способствующей нравственно-патриотическому развитию детей
старшего дошкольного возраста
Продолжительность проекта: годовой.
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение
Место проведения : МБДОУ № 61, старшая к школе общеразвивающая группа «Ивушка»
Городская акция «Посади
дерево»
Акция «Кормушка для птиц»
Акция «Новогодняя открытка»
Городская акция «Скворечники для птиц»
Акция «Открытка
ветерану»
Акция «Посылка солдату»
Акция «Бессмертный
полк»
К
вест-игра в старшей группе «Ёлочка»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о родном крае.
Активизация познавательных и мыслительных процессов через выполнение
заданий.
.
ЦЕЛЬ:
Формирование у детей
дошкольного
возраста нравственных
ценностей, любви
к своей малой Родине,
знаний о ней.
Проект в подготовительной группе «Маленький патриот большой страны»
Паспорт проекта
Методическая тема проекта : «Обогащение нравственно-патриотических
представлений детей старшего дошкольного возраста через разные виды
деятельности в концепции требований ФГОС ДО»
Творческое название проекта : «Маленький патриот большой страны»
Тип проекта: познавательный, региональный.
Вид проекта: внутренний , групповой, межпредметный, долгосрочный.
По количеству участников: коллективный
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.
Предмет проекта: процесс патриотического воспитания старших
дошкольников на основе ознакомления с историей родного края.
Продукт проектной деятельности: оформление РППС способствующей
нравственно-патриотическому развитию детей старшего дошкольного
возраста
Продолжительность проекта: годовой.
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое
оснащение; информационное обеспечение
Место проведения : МБДОУ № 61, подготовительная к школе
общеразвивающая группа «Ивушка»
Квест-игра в подготовительной группе
«Наш любимый край»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о родном посёлке,
городе, развитие чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Связь с социумом
Музей боевой славы
ДК.пос.Донской
Дом детского творчества
выставка
«Новогоднее настроение»
Выставка работ в ДК выполненных особенными
детьми
Развешивание
работниками Нч.ГРЭСС
скворечников на
территории ДОУ
Информационно-
наглядная форма:
Стенды, папки-
передвижки, выставки
совместных работ с
детьми
Активные формы
Нетрадиционные
родительский собрания,
Квест-игры,
Мастер-класс,
Совместные акции,
Дни открытых дверей,
Совместные праздники,
Посещение на дому.
Стенгазеты
Печатно-
иллюстративный
материал:
буклеты, памятки,
консультации
Взаимодействие ДОУ с семьей по
вопросам нравственно-
патриотического воспитания
Литература:
1. Письмо департамента общего образования от 28.02.2014 г.№08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»;
2. Письмо Минобрнауки РФ от 19.03.1993 г. №47/20-11п «О светском характере образования в
государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;
3 . Белоногова Г., Хитрова Л., Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. №
1.
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание.
2004. № 1.
5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–7 лет: методическое пособие.
М., 2007.
6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.:
АРКТИ