Напоминание

Использование Lego- технологии в развитии связной речи дошкольников.


Авторы: Фролова Мария Александровна, Федотова Лариса Михайловна
Должность: Воспитатель, учитель логопед
Учебное заведение: ГБОУ ООШ СПДС "Соколенок"
Населённый пункт: Самарская область, Ставропольский район, с. Верхнее Санчелеево
Наименование материала: Статья
Тема: Использование Lego- технологии в развитии связной речи дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ

РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фролова Мария Александровна, воспитатель

Федотова Лариса Михайловна , учитель логопед

ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево СПДС «Соколенок»

Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого

человека. Она служит средством общения, управлением поведением других людей и регуля-

ции собственного поведения. Будучи средством выражения, речь является вместе с тем сред-

ством воздействия. Ребенок познает предметное значение, оформляет его в слове, воздей-

ствует на предмет и выявляет его функцию в системе общественной деятельности. Также

речь является одной из ведущей функцией, которая определяет готовность дошкольника к

обучению в школе. Как высшая психологическая функция речь является одним из условий

развития логической памяти, мышления. Правильная речь дошкольника является одним из

важнейших условий успешности ребенка. Вследствие этого любое недоразвитие речи влечет

за собой разного уровня изменения в различных сферах личности: познавательной, потреб-

ностно-мотивационной.

В современном мире все чаще можно встретить речевые нарушения у людей, которые

препятствуют развитию когнитивных функций, социализации. Поэтому актуальным является

формирование правильной, четкой, выразительной речи с самого раннего возраста.

Связная речь играет огромную роль в развитии ребенка. Для эффективного взаимодей-

ствия нужно уметь наиболее полно и точно выражать свои идеи, мысли, аргументы. Невоз-

можно выразить свои эмоции, переживания, мнение без правильного оформления предложе-

ний. Самопознание, саморазвитие ребенка строятся именно на овладении речью.

Известно, что речь формируется в процессе общения людей между собой. Развитие ре-

чи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять

простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически

и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а

это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отме-

чают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного

обучения.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэто-

му в детском саду создается специальная среда, способствующая максимально полному рас-

крытию речевых возможностей воспитанников.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваешься с проблемами в их обу-

чении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и

направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения,

я решила в коррекционной работе использовать наборы конструктора ЛЕГО.

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером

инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современ-

ной системы образования и воспитания.

Ребенок гораздо лучше поймет и усвоит материал, имея реальную возможность не

только на теоретическое изучение, но и «пощупав» руками. В ходе использования LEGO-

технологии реализуется компетентностный подход, предполагающий не усвоение отдельных

знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Занятия по LEGO-конструированию, как и другие виды деятельности, способствуют

развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой

активности у дошкольников. Особенность конструктивной деятельности заключается в том,

что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она

дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет,

форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие

пространственных отношений. Игровая форма занятий способствует развитию у детей позна-

вательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует

частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).

Использование LEGO-конструкторов в образовательном пространстве ДОО позволяет

обеспечить образовательный процесс современным игровым оборудованием близким и по-

нятным детям, развивающим у детей самостоятельность, стремление к самопознанию, разви-

тию творческого мышления и воображения, стимулирующее речевую активность при взаи-

модействии друг с другом, с педагогом при осуществлении совместной деятельности.

Применение ЛЕГО при организации непосредственной деятельности по речевому раз-

витию позитивно отражается на качестве процесса обучения, так как способствует:

– закрепления (автоматизации) звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступе-

нек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки

изолированно, в слогах, словах и т.д.);

– формированию/развитию правильного длительного выдоха;

– развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического

планирования;

– формированию (развитию) грамматической составляющей речи (закрепление

навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существитель-

ными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, сло-

вообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов

и т.д.);

– развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных

рассказов разного вида);

– знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;

– овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются

кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая

профилактика нарушений письма);

– развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания,

мышления);

– тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает

стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в

свою очередь стимулирует развитие речи).

Дети с помощью занятий LEGO-конструированием расширяют представление о пред-

метах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять харак-

терные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать

много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. В начале построй-

ки носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже

такие простые сооружения требуют от детей умение ориентироваться в свойствах и отноше-

ниях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов. Включение де-

тей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных усло-

вий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величи-

на, форма, пространственные и размерные отношения).

Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным

развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения,

точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук,

восприятие формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что по-

хож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, дли-

ну, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образ-

ное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях,

мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием

интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и

монологической речи, расширение словарного запаса.

Особое внимание в работе с применением LEGO-конструирования уделяется развитию

логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными

инструкциями, формируются умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

При использовании LEGO-технологий в работе, можно отметить некоторые преимуще-

ства их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приeмами, используемы-

ми для развития речи:

– поделками из конструктора LEGO ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя

испортить, конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический

состав, например, клей, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и

быстро;

– при использовании конструктора LEGO у ребенка получаются красочные и привлека-

тельные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков; он испытывает психи-

ческое состояние успеха;

– в работе с конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как констру-

ирование – это мир под его контролем;

– конструктор LEGO не вызывает у ребенка негативного отношения и вся логопедиче-

ская работа воспринимается им как игра;

– поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ков-

ре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидя-

чую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

– работа с LEGO позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить

его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возмож-

ность их реализации.

С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пере-

сказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуа-

ции из окружающей действительности и т.д. Особая ценность технологии заключается в том,

что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения. У них есть масса возможностей

рассказать свои истории. Дети могут возвращаться к разным моментам своих историй, чтобы

лучше понять их. Имея возможность видеть перед собой модель своей истории, дети значи-

тельно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.

Вся работа выстраивается в игровой форме и дети, создавая постройки, имеют конкрет-

ную цель. Например, не просто построить дом, а построить дом для куклы. Выполняют дети

постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а

рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей. Игровой

проблемной ситуацией является выбор конструктивной задачи: «В наш город скоро приедут

туристы, а гостиницы в городе пока не построили» – строим гостиницу.

Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых

содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного

литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя

постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запомина-

нию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, приду-

мывает разные истории и т. д. А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они

хотят обладать сами. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку лег-

че раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создает условия для развития ре-

чи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.

LEGO-технологии можно использовать как в регламентированной, так и нерегламенти-

рованной деятельности детей, применяя их как часть занятия, либо как занятие. Также мож-

но использовать в условиях семейного воспитания детей.

Использование LEGO-технологий в логопедическом процессе даeт возможность осуще-

ствлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом,

рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной кар-

тинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать

сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом работа над связной ре-

чью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых

сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора. Чем

разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с речевой патологией,

тем более успешным будет формирование речи.

Литература

1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям [Текст] / З.Е. Агранович. СПб. :

Детство-Пресс, 2004. – 144 с.

2. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие

[Текст] / В.М. Акименко. изд. 2-е Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям)

3. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников : Учебное пособие

для студ. высш. учебных заведений. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.

235 с.

4. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд – Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

5. Дыбина, О.В. «Творим, изменяем, преобразуем» – М : Творческий центр «Сфера»,

2002

6. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи. – Ярославль. 2013. – 183 с.

7. Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное

пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 76с.

8. Ишмакова, М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения

ФГОС» – ИПЦ Маска, 2013 г.

9. Комарова, Л.Г. «Строим из Лего» / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

10. Куцакова, Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», / Твор-

ческий центр «Сфера», 2005 г.

11. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста

[Текст]: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гума-

нит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.



В раздел образования