Автор: Курдюкова Виктория Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Формирование стрессоустойчивости при подготовке к танцевальным конкурсам и соревнованиям"
Раздел: дополнительное образование
Формирование стрессоустойчивости при подготовке к танцевальным
конкурсам и соревнованиям
Стресс (от англ. Stress) – давление, напряжение, нажим.
Стрессоустойчивость - это термин, характеризующий некоторую совокупность личностных
качеств,
позволяющих
человеку
переносить
значительные
интеллектуальные,
волевые
и
эмоциональные
нагрузки
(перегрузки),
обусловленные
особенностями
профессиональной
деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Согласно теории стрессоустойчивости все люди делятся на четыре группы:
- стрессонеустойчивые
- стрессотренируемые
- стрессотормозные
- стрессоустойчивые
В психолого-педагогической науке и практике принято выделять два типа людей: слабый тип и
сильный тип – в зависимости от свойств темперамента.
К сильному типу относятся: сангвиники, холерики, флегматики.
К слабому типу относятся: меланхолики.
Поскольку танцы – вид хореографии доступный всем желающим, то среди них попадаются
представители и слабого и сильного типа.
Хореографическую деятельность учащихся в коллективе условно можно разделить на
тренировочную и соревновательную.
Тренировочная деятельность
характеризуется как спокойная ситуация: комфортный режим
занятий, привычные условия (пространство, время, среда), ограниченный круг лиц для общения
(тренер, партнёр, команда, друзья).
Соревновательная деятельность характеризуется как стрессовая ситуация: выступления, конкурс,
экзамен по танцевальным дисциплинам. Ситуация стресса может быть вызвана рядом причин,
таких как незнакомая площадка; наличие зрителей, судей; конфликтные ситуации; несправедливое
судейство; слабая подготовка к конкурсу; проблемы с костюмом; плохое самочувствие и другие.
Установлено, что условия тренировки и условия соревнования оказывают неодинаковое
влияние на возможности танцоров с разными типами нервной системы.
Выступления, конкурсы и экзамены в форме концертов по танцевальным дисциплинам,
которые по сути своей носят соревновательный характер, оказывают неодинаковое воздействие на
лиц с сильной и слабой нервной системой. У первых различные стороны танцевальной
деятельности улучшаются, у вторых – ухудшаются.
1.Целенаправленная
и
поэтапная
подготовка
танцоров
к
стрессовым
ситуациям
(соревновательная деятельность)
Целенаправленная и поэтапная подготовка детей к стрессовым ситуациям осуществляется в
несколько этапов.
4-5 лет – чередование плановых занятий с контрольными занятиями в присутствии другого педагога
и с открытыми уроками в присутствии родителей. Подобным образом, детям прививается
ощущение публики.
6-7 лет – посещение мероприятий, связанных с танцевальным спортом (турниры, концерты), для
ознакомления с достижениями в этой сфере.
8-9 лет – на данный возраст намечен первый конкурсный опыт для детей.
С 9 до 25 лет начинается активная соревновательная деятельность спортсменов.
Тактико-техническая подготовка исполнителя в этот период тесно смыкается с
психологической подготовкой, последней обычно уделяется отдельное внимание. Говоря о
технической подготовке исполнителей спортивных танцев, помимо разнообразия, освоенности и
вариативности техники всегда выделяли и выделяют ещё один параметр – помехоустойчивость
техники. Без этого качества танцор не может успешно применить свои даже великолепно
отработанные навыки и умения в условиях соревнований. В частности, в подготовке спортсменов
высокого класса, широко используется метод моделирования «неудобных», а значит, стрессовых
ситуаций:
несправедливое
судейство,
непривычные
или
сложные
условия,
присутствие
недоброжелательно настроенных болельщиков и так далее.
2.Грамотная организация тренировочной и соревновательной деятельности коллектива с
учётом типологии учеников
При проведении соревнований, конкурсов важно учитывать темперамент учащихся. Зная
темперамент своих воспитанников, можно избрать наиболее подходящий стиль общения: вовремя
поддержать меланхолика, проявить терпение при общении с флегматиком, воспользоваться
быстротой реакции сангвиника, быть сдержанным и осторожным, помня о непредсказуемости и
взрывоопасности холерика.
3.Установление правильных взаимоотношений педагога и воспитанников в процессе учебной
деятельности
- знание и понимание педагогом психологических способностей своих учащихся;
- внимательность и чуткость его к изменениям их психологических особенностей;
- умение, предвидеть возможные затруднения учащихся, не только улавливать и устанавливать
обратную связь с учащимися, но и, опираясь на них, перестраивать отношение с воспитанниками,
направлять их на создание творческой тренировочной атмосферы. Этому способствует и
настроение на уроке, которое вдвое – втрое повысит положительный настрой учащихся в их
деятельности. Это «фон урока»;
- анализ и разрешение возникающих между учениками и педагогом конфликтных ситуаций, так как
90 % конфликтов происходит по вине взрослых;
- учёт того, что большое значение для учащихся в отношениях с педагогом имеет внеучебное
общение.
4. Развитие волевых качеств на уроках хореографии
Вовремя воспитанные волевые качества ребёнка, такие как настойчивость, упорство, смелость,
решительность, самообладание и выдержка, повышают эффективность работы над увеличением
физической силы, повышением выносливости и подвижности – того, что способствует хорошей
успеваемости и развитию стрессоустойчивости. Поэтому одной из важнейших целей танцевальных
занятий является организация направленности физиологических и психологических процессов на
формирование и воспитание воли.
Формирование стрессоустойчивости как волевого качества на уроках хореографии необходимо
проводить на всех этапах обучения: в младших классах, в средних и старших классах.
5. Вселение уверенности в учеников
1.Повышение возможностей контроля.
Когда контроль над некоторыми моментами учёбы переходит в руки учащихся, они становятся
более уверенными в своих силах. Педагог должен временами давать ученикам возможность самим
оценить свою работу на тренировках и работу своих товарищей.
2.Устранение сравнения в сообществе.
Сравнение в сообществе – это объявление высоких и низких результатов, рейтинги успеваемости.
Нельзя навешивать «ярлыки» на учеников.
Педагогу важно поощрять любые личные достижения каждого воспитанника.
3.Постановка ясных целей.
Уверенность в себе повысится, когда ученики поймут, что от них требуется и что от них будут
ждать
по
окончании
курса
обучения.
Из
уст
преподавателя
должны
исходить
ясно
сформулированные задания, назначение которых – описать не только конечную цель, но и ряд
промежуточных шагов, необходимых для её достижения. Разбивка задания на части также облегчит
успех и будет способствовать уверенности на ранних стадиях. Педагог, перед тем как требовать
выполнения сложного задания, должен убедиться в том, что ученики освоили простые навыки.
4.Поощрение риска, создание «ситуации успеха» во всех видах деятельности
6.Правильная мотивация для реализации цели
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в деятельность учения.
Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной
активности.
Мотивы могут быть:
- внешние – наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы,
ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения
служат лишь средством для достижения других целей;
- внутренние – интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и
профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т.е. все, что побуждает
человека к учению как к своей цели.
7. Преодоление барьеров общения, разрешение конфликтных ситуаций, их профилактика
В общей социально-психологической атмосфере танцевальной деятельности существует целый
ряд ситуаций, которые сами по себе могут считаться для танцоров барьерами, мешающими
эффективному взаимодействию. Под барьерами общения подразумеваются те многочисленные
факторы, которые служат препятствием на пути к взаимопониманию, порождают взаимное
недовольство, конфликтные и стрессовые ситуации.
В области профессионального общения выделяют следующие проблемные ситуации:
- построение контакта и налаживание отношений;
- получение информации в ходе общения;
- психологическое воздействие.
Существуют и другие барьеры, это:
- барьеры «боязни» контакта с человеком.
- барьеры речи – неверно выбранный тон, интонация.
- мотивационный барьер – ребёнку неинтересны высказанные соображения.
Логика неудавшегося диалога проста: не понимаю потому, что не хочу понимать. Нет никакой
личной заинтересованности.
Наиболее
болезненной
проблемой
мотивации
взаимоотношений
является
потребительское
отношение людей друг к другу.
- моральный барьер (непорядочность, ложь и так далее)
Например, затрудняют общение:
- уменьшение количества взаимных обращений;
- длительные паузы в общении;
- короткое неразвёрнутое общение;
- односложные ответы;
- немногословность партнёров;
- неумение поддержать беседу, вступить в контакт;
- отсутствие контакта глаз;
- бесцеремонность;
- грубость;
- незаинтересованность в продолжении работы на тренировке;
- желание уйти с тренировочного процесса;
- ответы не по существу;
- подозрительность;
- упрямство.
Для успешной профессиональной деятельности и оптимизации общения с воспитанниками,
важно знать вышеперечисленные барьеры, чтобы избегать конфликтных ситуаций.
С помощью этих и других педагогических средств, можно сформировать стрессоустойчивость
как у одного исполнителя, так и у всего коллектива.
8.Психологическая подготовка конкурсным выступлениям
В процессе работы над танцевальной композицией конкурсное выступление играет, безусловно,
значимую роль, так как выступление на зрителях доводит до законченного состояния.
Существует несколько методов овладения оптимальным конкурсным состоянием. Перечислим
самые основные из них.
Первый метод – это выступление перед воображаемыми зрителями. Он заключается в
протанцовывании целиком от начала до конца всего номера с представлением, таким образом, что
исполнение происходит перед зрителями. Исполнение комбинации может быть записано на
видеокамеру.
Второй метод
- исполнение на основе медитативного погружения происходит при
глубоком осознании и прочувствовании всего того, что связано с хореографией и музыкой.
Погружение в себя происходит при просчитывании или пропевании мелодии и мысленном
протанцовывании композиции.
Медитативное исполнение формирует так называемые сенсорные синтезы. Слуховые,
двигательные и мышечные ощущения, а также мысленные представления начинают работать не
порознь, а в неразрывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и танец
представляют собой единое целое.
Третий метод
– обтанцовывание. Применяется он в целях приближения ученика к
ситуации экзамена. Это когда учащиеся могут принимать участие в менее ответственных
выступлениях. Обтанцовывание номера желательно делать как можно чаще.
Четвёртый метод – ролевая подготовка, довольно редко используется в педагогической
практике. Исполнитель, абстрагируясь от своих личностных качеств, входит в образ хорошо
известного ему танцора или своего тренера, не боящегося публичных выступлений, и начинает
выступать как бы в образе другого человека.
Важным психологическим аспектом являются волевые качества личности. Особое место
среди них имеют решительность и выдержка.
Проявление решительности или нерешительности зависит от психологических особенностей
человека. Выдержка же проявляется в способности управления собой в состоянии отрицательных
аффектов – раздражения, гнева, отчаяния, страха.
Следующим важным аспектом конкурсного выступления является такое понятие, как
волнение. Существует два типа волнения: «волнение-подъём», когда танцор взволнован чувствами
и мыслями, рождёнными образом, и «волнение-паника», когда у танцора преобладает самооценка
успешности выступления.
Одним из способов борьбы с волнением является частое выступление на сцене.
Приобретаемый с годами сценический опыт даёт свободу во время выступления, уверенность.
Хорошей психологической закалкой и школой является участие в конкурсах.
Не менее важным моментом в процессе психологической подготовки ученика к конкурсным
выступления является умение тренера найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Конкурсное самочувствие учащегося в значительной мере зависит и от психического состояния его
тренера. Чем более эмоциональный тренер, тем менее эмоциональный танцор – закон равновесия
системы.
Ещё один важнейший психологический аспект – связь со зрителями. Волнение выдающихся
танцоров, как правило, связано с чувством высокой профессиональной ответственности перед
зрителями. Главная ценность конкурсного выступления заключается именно в силе живого
общения, и проблема танцора найти способ воздействовать на зрителя, заинтересовать его своим
исполнением танца.
Таким образом, конкурсное выступление – грамотно выстроенная и обдуманная, включающая
в себя множество психологических аспектов и особенностей, совместная работа тренера и ученика,
требующая не меньшего внимания и затраты физических и эмоциональных усилий, чем процесс
выучивания хореографии. И оттого, насколько удачно проходит конкурсное выступление, во
многом зависит дальнейшая творческая жизнь танцора.
Заключение
Формирование стрессоустойчивости танцоров на конкурсах и фестивалях является важным
аспектом подготовки, который не только влияет на выступление, но и на общее психологическое
состояние артистов. Конкуренции, многочасовые репетиции и ожидание результатов — всё это
создает высокий уровень стресса, который требует адекватных решений.
Для развития стрессоустойчивости в танцевальной практике необходимы специальные
методики. В первую очередь, стоит обратить внимание на психоэмоциональную подготовку.
Включение медитаций, дыхательных упражнений и визуализации успешного выступления
способствует улучшению концентрации и снижению тревожности. Это позволяет танцорам не
только сосредоточиться на движениях, но и уверенно справляться с внешним давлением.
Также важные результаты могут приносить групповые тренировки, которые формируют
командный дух и взаимоподдержку. Танцоры, осознавая, что они не одни в своих переживаниях,
способны легче перешагнуть через стрессовые ситуации.
Акцент на регулярной практике и подготовке к разным сценариям выступления формирует
уверенность, что в итоге гарантирует успех как на конкурсах, так и на фестивалях, позволяя
танцорам раскрыться с наилучшей стороны.