Напоминание

«Истоки»


Автор: Саракун Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с№6
Населённый пункт: г.Балтийск,Калининградская обл.
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа Социально-гуманитарной направленности
Тема: «Истоки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка

Духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из

актуальнейших задач отечественного образования. Одно из основных

направлений

отечественной

педагогики

сегодня

обращено

к

духовнонравственным ценностям Российского образования и воспитания.

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку

связано

с

восстановлением

традиций,

уклада

жизни,

исторической

преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием

национальных

культур

и

воспитанием

бережного

отношения

к

историческому наследию российского народа

Ведущая

идея

данной

программы

-

формирование

единого

образовательного пространства для социального, духовно-нравственного

развития и воспитания детей, родителей и педагогов.

Изучение

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Истоки» позволит сформировать гражданское самосознание,

любовь к Родине и русскому народному творчеству, приобщит детей к

традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

Ключевые понятия:

ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь,

Мудрость. Данные ценности являются основой духовно-нравственного

воспитания и становления младших дошкольников.

нравственные ценности, такие, как способность к различению

добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем,

терпение, доброта, сострадание, раскрывают для ребенка-дошкольника

особенности

национального

характера,

лицо

народа.

Постигая

нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение

основами гражданской культуры.

освоение значения праведного труда на земле, верного служения

людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека.

семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней

нуждается, единение и радость в празднике.

Присоединение детей к

данной группе ценностей помогает ребенку приобрести первичный

социокультурный

опыт, воспринять

традиции

своего

народа, обрести

память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить

базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются

духовно-нравственные основы личности.

формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких

нравственных чувств у детей и их родителей являются книги.

Основная

цель книг - создать условия для приобщения детей и их родителей к

базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также

единый контекст воспитания и общения в дошкольном образовательном

учреждении и семье.

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «Истоки» имеет социально - гуманитарную

направленность.

Уровень освоения программы.

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из

актуальнейших задач отечественного образования. Одно из основных

направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-

нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это

направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с

восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности

поколений, сохранением, распространением и развитием национальных

культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию

российского народа.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

данной

образовательной

программы

обусловлена

тем,

что

период

дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии

ребёнка, так как в это время закладываются базовые качества личности,

образующие

устойчивую

индивидуальность

человека.

У

ребёнка

дошкольного

возраста

происходит

расширение

сферы

эмоционально-

практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее

значимых для его развития видах деятельности.

Практическая значимость образовательной программы

Содержание программы направлено на развитие и воспитание духовности,

умение различать добро и зло, видеть и ценить прекрасное вокруг.

Реализация

содержания

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Истоки» осуществляется через приобщение

детей к традициям жанрам русской народной культуры. Программа

позволяет активно использовать русские народные сказки, песни, игры.

Знакомит детей с былинами, позволяет широко применять на занятиях

пословицы и поговорки, потешки, пестушки, заклички и т.д. Дети узнают

культуру, накопленную многими поколениями и передаваемые из поколения

в поколение. Дети учатся размышлять, делать выводы, примерять к себе те

или иные жизненные установки и ценности.

Принципы отбора содержания образовательной программы.

принцип

развития

предполагает

выделение

в

процессе

педагогической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в

зоне

ближайшего

развития

ребенка;

организация

педагогического

воздействия осуществляется с учётом ведущей деятельности ребенка – игры.

принцип соответствия

-

содержание дополнительной программы

соответствует возрастным особенностям ребенка младшей группы.

принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной,

привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с

учетом его возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает

развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и

индивидуальными возможностями, особенностями его развития.

принцип доступности и безопасности среды заключается в том, что все

материалы безопасны, доступны детям.

Отличительные особенности программы непосредственное участие

родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с

ребёнком в условиях ДОО, даёт возможность наблюдать опыт, имеющийся у

других родителей, позволяет взрослым приобретать новые способы общения

с детьми и корректировать собственное поведение. В процессе освоения

системы социокультурных ценностей и духовно- нравственного воспитания

детей полностью отсутствует описание негативных способов поведения.

Цель образовательной программы:

1 Формирование духовно-нравственной основы личности;

2

Присоединение

ребенка

и

его

родителей

к

базовым

духовным,

нравственным и

социокультурным ценностям России.

Задачи образовательной программы:

Образовательные:

Первоначальное

прочувствованное

восприятие

категорий:

Слово,

Образ, Книга.

Развитие

у

детей

способности

видеть

Образ,

слышать

Слово,

чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе

отношение.

Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной

значимости.

Развитие коммуникативных умений.

Развивающие:

развить

способности

сочувствовать,

сопереживать,

понимать

эмоциональное состояние других;

развить первичную рефлексию и идентификацию;

содействовать общему развитию ребёнка.

Воспитательные:

помочь

в

освоении

социальных

навыков

и

норм

поведения,

налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе

совместной деятельности и взаимной помощи;

помочь семье в формировании нравственных ценностей личности

ребёнка.

Психолого-педагогические

характеристики

обучающихся,

участвующих в реализации образовательной программы.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

предназначена для детей в возрасте 3 - 4 лет.

Особенности организации образовательного процесса

набор детей для обучения по программе – свободный, осуществляется из

состава детей МАДОУ д/с № 6 г. Балтийска.

Программа предусматривает групповые формы работы с детьми.

Состав группы – 5 – 20 человек.

Форма обучения – очная.

Режим занятий

Общее количество занятий – 36 часов. Продолжительность занятий

исчисляется в академических часах – 15 минут. Занятия проводятся 1 раз в

неделю.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы - 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов.

Основные методы обучения

В современных технологических условиях процесс обучения требует

методологической адаптации с учетом новых ресурсов и их специфических

особенностей.

Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся

пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и

достижения. При организации образовательных событий сочетаются

индивидуальные

и

групповые

формы

деятельности

и

творчества,

разновозрастное

сотрудничество,

возможность

«командного

зачета»,

рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального

общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная

активность,

раскрывается

их

потенциал,

вырабатывается

умение

конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую

работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у

обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических

задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют

в комплексе целостное занятие:

1

часть включает в себя организационные моменты, изложение

нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для

каждого обучающегося на данное занятие;

2

часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная

или

групповая,

самостоятельная

или

совместно

с

педагогом,

под

контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического

материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные

способы профессиональной деятельности;

3

часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению

итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической

деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко

используется

форма

творческих

занятий,

которая

придает

смысл

обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие.

Это

позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес

обучающихся к изучению материала.

Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и

слушать других.

Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий

профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им

возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей

профессии.

Ролевая

игра

позволяет

участникам

представить

себя

в

предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально,

почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности

учащихся:

-

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся; -

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные

способы деятельности;

-

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают

готовую информацию;

-

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении

поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-

наглядный

(показ

мультимедийных

материалов,

иллюстраций,

наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

-

практический (выполнение работ по инструкционным чертежам,

схемам и др.); - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса

применяются следующие методы:

-

проблемного

изложения,

исследовательский

(для

развития

самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе,

исследовательских умений);

-

объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа

действий);

-

репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов

деятельности);

-

словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования

сознания);

-

стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Планируемые результаты:

Ребёнок

проявляет

интерес

к

духовно-нравственным

ценностям

внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость);

Стремится к соблюдению нравственных норм поведения;

Проявляет интерес к произведениям художественной литературы,

связанным с нравственной тематикой;

Совместно со взрослыми и сверстниками участвует в подготовке и

проведении праздников, стремится к пониманию их подлинного смысла;

Проявляет уважительное, милосердное, внимательное отношение к

ближним, сверстникам;

Способен к сопереживанию, радости;

Проявляет интерес к традициям русского народа и укладу жизни.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Педагогическая диагностика проводится индивидуально в сентябре

перед проведением занятий и повторная в мае.

Цель вводной диагностики:

диагностика имеющихся знаний и

умений дошкольников.

Итоговая диагностика применяется для оценки качества и уровни

усвоения программы.

Показатели оценки нравственного и социокультурного развития ребёнка

дошкольного возраста и их выраженность в баллах в процессе освоения

программы.

п/п

Ф.И.

Содержательный аспект

(когнитивные показатели

развития)

Коммуникативный

аспект (показатели

развития

коммуникативных

Управленческий аспект

(показатели развития

управленческих

способностей)

Психологический аспект

(показатели развития

эмоционально—

чувственной сферы,

Социокультурный аспект

(показатели

социокультурного

развития личности

н/г

к/

г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

Обобщённая

интегративно-комплексная

оценка

формирования

основ

духовно-нравственного развития ребёнка определяется следующим образом:

21-25 баллов- высокий уровень;

16-20 баллов- выше среднего уровня;

11-15 баллов- средний уровень;

8-10 баллов- ниже среднего уровня;

5-7 баллов – низкий уровень.

Формы подведения итогов реализации программы

Игровые

занятия,

открытые

мероприятия,

совместные

праздники

с

родителями.

Организационно-педагогические условия

реализации

образовательной программы.

Научно-методическое

обеспечение

реализации

программы

направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого

доступа для всех участников образовательного процесса к любой

информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы,

планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и

условиями его осуществления.

Социально-психологические

условия

реализации

образовательной

программы обеспечивают:

учет

специфики

возрастного

психофизического

развития

обучающихся;

вариативность

направлений

сопровождения

участников

образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического

здоровья обучающихся);

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

дифференциация и индивидуализация обучения;

формирование коммуникативных навыков в разновозрастной

среде и среде сверстников.

Кадровое обеспечение

Педагог

дополнительного

образования,

реализующий

данную

программу,

должен

иметь

среднее

профессиональное

или

высшее

профессиональное

образование

по

направлению

«Образование

и

педагогика», без предъявления требований к стажу работы.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

Телевизор;

Ноутбук;

Элементы костюмов к играм-драматизациям;

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

Оборудование в уголке по художественно-творческому развитию и

труду.

Картотеки:

«Подвижные игры для детей 3-4 лет»;

«Игры-драматизации»;

«Русские народные игры»;

«Сюжетно-ролевые игры».

Дидактические игры:

«Назови

праздник»,

«Выбери

иллюстрацию»,

«Добрые

поступки»,

«Рождественская ёлочка»

Наглядные пособия:

Иллюстрации с изображением героев России разных времён –

защитников земли русской;

Иллюстративный материал о быте русского народа;

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

Элементы костюмов к играм-драматизациям;

Оборудование в уголке по художественно-творческому развитию и

труду.

Подборка статей в родительский уголок о праздниках, воспитании

детей.

Технические средства обучения: Аудиозаписи музыкальных произведений,

рассказов, сказок, на тему нравственности.

Содержание программы

(36 часов, 1 час в неделю)

Тема 1 «Любимое имя»» (4 часа)

Теория: 1.

Перво

н

ачаль

н

ое з

н

акомство с со

ци

окультур

н

о

й

кате

г

ор

и

е

й

«Имя».

2.

М

от

и

ва

ци

я род

и

теле

й

н

а совмест

н

ую деятель

н

ость с ребе

н

ком

и

вос

пи

тателем.

3.

Освое

ни

е

н

авыков раз

г

овор

н

о

й

реч

и

и

составле

ни

е

п

ростых

п

редложе

ний

детьм

и

.

4.

Акт

и

в

и

за

ци

я в реч

и

дете

й

и

мё

н

люде

й

, у

п

отребляемых в ласкатель

н

о

й

форме.

5.

Осмысле

ни

е собстве

нн

о

г

о

и

ме

ни

.

6.

Ф

орм

и

рова

ни

е у дете

й

с

п

особ

н

ост

и

п

о

ни

мать

н

еразрыв

н

ую связь слова

Практика: Первое слово. Беседа о берёзоньке, опираясь на иллюстрации.

Хороводная игра «Заинька» Чтение русской народной прибаутки «Петушок».

Чтение РНС «Теремок» Инсценировка по мотивам РНС «Теремок».

Ласковая улыбка. Беседа с детьми по сказке «Теремок». Рассказывание РНС

«Теремок» по картинкам.

Хороводная песня «Ай-да, берёзка», хороводная

игра «Стоит в поле теремок» Чтение стихотворения «Корова»

Чтение РНС «Теремок»

Родительская любовь.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Чтение

потешек

«Жил-был Глеб», «Едет Женя в красной шапке», «Рано-рано поутру»

Именины. Ангел-хранитель.

Хороводная игра «Именины» (, словесная игра

«Сравни мышку и мишку», хороводная игра «Стоит в поле теремок»

Чтение

РНС «Теремок» Чтение потешек «Катя, Катя маленькая…», «Хлопни, Катя, в

ладушки», «Наша Машенька в дому…», «Николенька гусачок»

Оформ

л

е

ни

е стра

ниц

ы А

ль

бома «Мо

и

и

сток

и

»

н

а тему «

Лю

б

и

мое

и

мя» .

Тема 2 «Доброе слово» (4 часа)

Теория:

1.Первоначальное

знакомство

с

социокультурной

категорией

«Слово»

2. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

3. Освоение навыков разговорной речи и составление простых предложений

детьми.

4. Способствовать формированию объяснительной речи детей

5. Формирование связной речи детей.

6. Обогащение словаря детей добрыми словами из текстов потешек.

Практика: Выражение любви к близким людям.

Игровое упражнение «С

добрым утром!» Чтение русской народной прибаутки «Ладушки, ладушки»;

чтение пословиц о добре; чтение потешки.

Беседа по пословицам о добре «Доброе слово лучше мягкого пирога»Речевая

игра «Разговор по телефону» Чтение стихотворения Е. Королёвой «Утром

рано солнышко, улыбнувшись встало»; Э. Костин «Доброе утро!»; чтение

потешки «Ой, люлюшеньки-люшки!»,

чтение потешки

Беседа по содержанию песни «Кто у нас хороший?» Хороводная игра «Кто у

нас хороший!»

Чтение потешек «На дубочке», «В светлом теремочке», «Ты

умница-разумница!», «Эх, водичка хороша»

Радость встречи. Беседа по пословице «Доброе слово всегда к месту»

Речевые игры по выбору детей.

Разучивание наизусть А. Яшин «Я люблю

когда при встрече»; чтение истории «Жила-была девочка Маша»; чтение

потешки «Петушок у нас горластый»

Ласковое слово. Рассматривание

Обыгрывание сюжета

Чтение

и

пение

колыбельных песенок

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Доброе слово»

Тема 3 «Ласковая песня» (4 часа)

Теория: 1.

Перво

н

ачаль

н

ое з

н

акомство с со

ци

окультур

н

о

й

кате

г

ор

и

е

й

«Пес

н

я»

2.

Р

азв

и

т

и

е уме

ни

я слушать дру

г

дру

г

а.

3.

Ф

орм

и

рова

ни

е

п

редставле

ни

я дете

й

о колыбель

н

о

й

п

ес

н

е,

вос

п

р

ии

мч

и

вост

и

к род

н

ому языку

и

мелод

ии

.

4.

Показать детям образ

ц

ы ласково

г

о

и

с

п

ол

н

е

ни

я колыбель

н

о

й

п

ес

ни

.

5.

Созда

ни

е услов

ий

для целостного восприятия детьми колыбельной песни.

6. Формирование связной речи детей.

7. Развитие способности выделять из текстов колыбельных

Практика: иллюстраций и беседа «Кукольная колыбельная»

«Котя-

котенька-коток», «Баю-баю», «Люли-люли-люли», чтение М. Чарной «Баю-

баю»; «Ай, люли-люленьки»

Красивая мелодия.

Беседа на тему «Как поют колыбельные песни?» Сюжетно-ролевая игра

«Укладываем любимую куклу спать»

Чтение и пение колыбельной песни

И. Токмаковой «Баиньки», «Баю-баю-баиньки»; колыбельная песенка «Спи,

моя крошка любимая!»

Колыбельная песня. Беседа на тему: «Какую колыбельную песенку поёт

мама?»

Сюжетно-ролевая игра «Укладываем любимую куклу спать»

Чтение и пение колыбельной песни Н. Найдёнова «Кошечка», «Баю-баю-

баиньки»; «Баю-бай, за рекой»; А. Майков «Спи, дитя моё, усни»

Нежность. Надежда. Беседа на тему «Какие ласковые слова мы поём в

колыбельной песенке?»

Сюжетно-ролевая игра «Укладываем любимую

куклу спать»

Разучивание Г. Сапгир «Спать пора зайчатам», чтение и

пение «Колыбельная»; Г. Ладонщикова «Кукольная колыбельная»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Ласковая песня»

Тема 4 «Празднич ная песня» (4 часа)

Теория: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня».

2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

3. Приобщение к традиции празднования Рождества.

4.

Создание

условий

для

целостного

восприятия

детьми

праздника

Рождества.

5. Создание условий для праздничного настроения детей.

6. Подготовка праздничных поздравлений и пожеланий близким людям.

Практика:

Рождество. Новый год.

Беседа на тему «Как готовятся к

праздникам Рождества и Нового года?»

П/игра

«Здравствуй,

дедушка

Мазай!»

«Рождество», «Нарядили ёлочку» М. Познанской, Разучивание

песни «Ёлочка» музыка М. Красева, слова З. Александровой

Нарядная ёлка. Рассматривание иллюстраций нарядных ёлочек.

Сюжетно-

ролевая игра «Как мы готовимся к Новому году?»

Чтение рассказа «Ёлка»

К. Лукашевич; И. Токмакова «На свете так бывает»

Общая радость. Беседа по рассказу К.Лукашевич «Ёлка» Инсценирование

песни «Ёлочка» Музыка

М. Красева, Слова З. Александровой

Т.

Бокова

«Поздравляем

с

рождеством»

Беседа на основе образов-иллюстраций

по мотивам стихотворения Ф.М.

Достоевского «От Деда Мороза»; Забота родных и близких.

Игры

и

песни по желанию детей.

Разучивание стихотворения А.С. Хомякова «В

этот светлый праздник» Ф.М. Достоевский «От Деда Мороза»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Праздничная песня»

Тема 5 «Любимый образ» (4 часа)

Теория:

1. Первоначальное знакомство с

социокультурной категорией

«Образ».

2. Формирование способности понимать чувства других людей.

3. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

4. Создание условий для освоения навыков разговорной речи и составление

простых предложений детьми.

5. Формирование выразительности родного языка.

6. Развитие детей в речевом общении со взрослыми.

7. Обогащение словаря посредством ознакомления детей с русской народной

сказкой.

Практика: Мама. Беседа на тему «Кто самый

лучший на свете человек?»

Беседа по сказке «Петушок с семьёй»

Словесная игра «Золотое яичко»,

Игра

малой подвижности в кругу «Помощники»

Чтение сказки «Петушок с

семьёй» К.Д. Ушинского

Любовь. Беседа о прочитанном РНС «Золотое яичко»

Словесная

игра

«Курочка-Рябушечка», «Расскажите сказку»

Чтение

стихотворения

«Матушке», В. Руссу «Моя мама»

Доброта. Беседа на тему «Материнское сердце как летнее солнце»

Словесная игра «Вышла курочка гулять» Чтение стихотворения «Праздник»

И. Рутенина, разучивание песни Музыка Е.Теличеевой Слова М.Ивенсен

«Песенка для мамы»

Забота. Беседа о том, как дети помогают своей маме.

Пальчиковая игра

«Николенька-гусачок» М.Пляцковский

«Мама»,

инсценирование

РНС

«Золотое яичко»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Солнышко для мамы»

Тема 6 «Образ света» (4 часа)

Теория: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

2. Развитие умения выражать свои добрые чувства.

3. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

4. Освоение навыков разговорной речи и составление сложных предложений

детьми (из 5-6 слов).

5. Обогащение словаря детей добрыми словами из текста потешек.

6. Поощрение попытки детей рассказывать по содержанию стихотворения и

загадки.

Практика: Солнышко. Беседа по потешке «Солнышко,

солнышко», «Что

солнышко

даёт

нам?»

Игра

малой

подвижности

«Гори-гори

ясно»

Разучивание песенки Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева «Выглянуло

солнышко», чтение потешки «Солнышко-вёдрышко»

Свет. Беседа «Какие добрые слова мы говорим солнышку?»

Разучивание

хороводной игры «Солнышкино платьице»

Т. Бойко «Солнышко», чтение

потешки «Солнышко, покажись»

Тепло. Беседа о прочитанном стихотворении «Подсолнух»

Хороводная

игра «Песенка про солнышко» с.4 Разучивание песенки музыка

Е. Теличеевой, слова Е. Каргановой «Есть у солнышка дружок», Чтение

стихотворения «Подсолнух», чтение потешки «Солнышко-вёдрышко»

Радость.

«Какие добрые слова мы знаем из потешек о солнышке?»

Хороводная игра «Песенка про солнышко» . Бродский «Солнечный зайчик»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Образ света»

Тема 7 «Добрый мир» (4 часа)

Теория: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

2. Развитие мотивации на общение со взрослыми.

3. Развитие положительного восприятия мира.

4. Формирование представления детей о добром мире.

5. Развитие диалогической речи детей.

6. Создание условий для целостного восприятия образа доброго мира.

7. Освоение навыков разговорной речи.

Практика: Нежные руки мамы. Беседа «Где живёт добрый мир у каждого из

нас?», «Кто подарил нам этот добрый мир?»

Хороводная

игра

«Солнышкино платьице»

Чтение

стихотворения

«Добрый

мир»,

Разучивание Е.Благинина «С добрым утром»

Добрые и ласковые слова. «Что доброго мы делаем для своих близких?»

Хороводная игра «Солнышкино платьице»

Е. Королёва «Наш дом», «Мы

с сестрой на полянку пришли»

Свет и тепло. Беседа на тему «Почему мы любим свой дом?»

Хороводная

игра «Солнышкино платьице»

Э. Михаленко «Самый лучший в мире

дом»

Защита и доверие. Беседа «Что значит дома и стены помогают?», «Где для

вас самый лучший в мире дом?»

Хороводные игры» по желанию детей

Чтение произведений по желанию детей, инсценировка РНС по желанию

детей.

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Добрый мир»

Тема 8 «Добрая книга» (4 часа)

Теория:

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией

«Книга».

2. Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге.

3. Развитие умения слышать друг друга.

4. Создание условий для освоения навыков разговорной речи и составления

простых и сложных предложений детьми (из 5-6 слов).

5. Развитие

выразительности родного языка.

6. Формирование интереса детей к родному сказочному слову.

7. Освоение навыков диалоговой речи.

8. Развитие инициативности и доброжелательнос ти в речевом общении со

взрослыми и детьми.

9. Развитие у детей умение вести простую форму диалога со взрослыми,

находить

в

тексте

хороводной

игры

нужные

по

смыслу

глаголы,

обозначающие знакомые действия.

Практика: Книга-связь слова и образа. Беседа на тему «Какими добрыми

словами мы обращаемся?»

Хороводная игра «На лугу»

Н.

Полякова

«Доброе лето», чтение РНП Летом» обработка М. Мамонтовой, под

редакцией П.И. Чайковского, чтение потешки «Ай-люли, ай-люли, гости к

Дашеньке пришли…»

Первая книга. Беседа по сказке «Репка»

Словесная

игра

«Расскажите

сказку»

Ю. Полухин «Если вместе», пересказ РНС «Репка» по картинам

книги, Я.Егоров «Мальчик и

рыбки», разучивание потешки «Сидит белочка

на тележке…»

Живое слово. Беседа на тему «Какие добрые дела можем с вами делать мы?»

Речевая игра «Как растили репку» Хороводная игра «Репка» на музыку Т.

Попатенко, слова А. Кузнецова

Чтение

стихотворения

Л.

Дьяконова

«Помогать я буду всем», А. Плещеев «Хлопотливая птичка»

Живое слово. Беседа на тему «Мои дела дома или на огороде»

Хороводная

игра «Мы на луг ходили»

Чтение стихотворения «А ну-ка, друзья, за

работу…», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», разучивание «Песни о

книжке» музыка Т. Попатенко, слова Н. Найдёновой

Оформление страницы Альбома «Мои истоки» на тему «Любимая книга»

Тема 9 «Любимая книга» (4 часа)

Теория: 1. Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории

«Книга».

2. Развитие взаимодействия детей и взрослых.

3. Создание позитивного настроя на общение в группе.

4. Приобщение детей к культуре чтения поэтических текстов.

5. Освоение навыков связной речи.

6. Способствовать формированию объяснительной речи детей.

7. Формирование интереса детей к родному сказочному слову.

Практика: Яркие образы. Беседа «Как весной оживает природа?», беседа по

пословицам «Добрая книга ярче звёздочки светит»

А.Н.

Плещеев

«Ласточка»

Сила слова. Беседа «Как мы помогаем домашним питомцам?» беседа по

пословицам «Добрая книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»

Л. Нечаев «Самый вкусный пирожок»

Добрые чувства. Беседа с детьми по сказке «Маша и медведь» беседа по

пословицам «С книгой жить – век не тужить»

Словесная

игра

«Доскажи

словечко» по мотивам русских народных сказок.

РНС «Маша и медведь»,

И. Бурсова «Доброта»

Радость от встречи с книгой. Отгадывание загадок по мотивам русских

народных сказок.

Чтение

сказки

«Козлятки

и

волк»,

чтение

стихотворения З. Александровой «Тёплый дождь»

Оформление Альбома «Мои истоки» на тему «Любимая книга»

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Любимое имя

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои истоки» на тему

«Любимое имя»

2

Доброе слово

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои истоки» на тему

«Доброе слово»

3

Ласковая песня

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои истоки» на тему

«Ласковая песня»

4

Праздничная

песня

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои истоки» на тему

«Праздничная песня»

5

Любимый образ

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои

истоки» на тему

«Солнышко

для

мамы»

6

Образ света

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои истоки» на тему

«Образ света»

7

Добрый мир

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои истоки» на тему

«Добрый мир»

8

Добрая книга

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои истоки» на тему

«

Лю

б

и

мая к

ниг

а»

9

Любимая книга

4

1

3

Оформление Альбома

«Мои истоки» на тему

«Любимая книга»

Итого

36

9

27

Календарный учебный график

Режим деятельности

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа социально-

гуманитарной

направленности «Истоки»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебные недели

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий

36 занятия

6

Количество часов всего

36 часа

7

Окончание учебного года

31 мая

8

Период реализации программы

01 сентября – 31 мая

Рабочая программа воспитания

Воспитательный

компонент

осуществляется

по

следующим

направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

1)

гражданско-патриотическое

2)

нравственное и духовное воспитание;

3)

воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4)

интеллектуальное воспитание;

5)

здоровьесберегающее воспитание;

6)

правовое воспитание и культура безопасности;

7)

воспитание семейных ценностей;

8)

формирование коммуникативной культуры;

9)

экологическое воспитание.

Цель

формирование

гармоничной

личности

с

широким

мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических

знаний

и

практических

навыков,

посредством

информационно-

коммуникативных технологий.

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии,

игровые программы, диспуты.

Методы:

беседа,

мини-викторина,

моделирование,

наблюдения,

столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.

Планируемый результат:

повышение мотивации к изобретательству и

созданию собственных конструкций; сформированность настойчивости в

достижении цели, стремление к получению качественного законченного

результата; умение работать в команде; сформированность нравственного,

познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия,

события

Направления

воспитательной

работы

Форма

проведения

Сроки

проведения

1.

Инструктаж

по

технике

безопасности при работе с

компьютерами

робототехническим

конструктором, правила

поведения на занятиях

Безопасность и

здоровый образ жизни

В рамках

занятий

Сентябрь

2.

Игры на знакомство и

командообразование

Нравственное

воспитание

В рамках

занятий

Сентябрь-

май

3.

Беседа о сохранении

материальных ценностей,

бережном отношении к

оборудованию

Гражданско-

патриотическое

воспитание,

нравственное

воспитание

В рамках

занятий

Сентябрь-

май

4.

Защита проектов внутри

группы

Нравственное

воспитание, трудовое

воспитание

В рамках

занятий

Октябрь-

май

5.

Участие в соревнованиях

различного уровня

Воспитание

интеллектуально-

познавательных

интересов

В рамках

занятий

Октябрь-

май

6.

Беседа о празднике «День

защитника Отечества»

Гражданско-

патриотическое,

нравственное и

духовное

воспитание;

воспитание семейных

ценностей

В рамках

занятий

Февраль

7.

Беседа о празднике «8

марта»

Гражданско-

патриотическое,

нравственное и

духовное

воспитание;

воспитание семейных

ценностей

В рамках

занятий

Март

8.

Открытые занятия для

Воспитание

В рамках

Декабрь,

родителей

положительного

отношения к труду и

творчеству;

интеллектуальное

воспитание;

формирование

коммуникативной

культуры

занятий

май

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»,

2.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации

государственной политики в области образования и науки» от

07.05.2021 № 599,

3.

Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по

реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 №

597,

4.

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 2620-р,

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9

ноября

2018

г.

«Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам»,

6.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические

требования

к

организации

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,

7.

Устав МАДОУ д/с № 6 г. Балтийска, правила внутреннего распорядка

обучающихся МАДОУ д/с № 6 г. Балтийска,

8.

Положение о дополнительной общеразвивающей программе.

Указанные

нормативные

основания

позволяют

образовательному

учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов

и возможностей обучающихся.

Для педагога дополнительного образования:

9. Губина Е.А., Кудряшева Н.С. «Программа «Истоки. Воспитание на

социокультурном опыте». - М., «Истоки», 2005

10. И.А. Кузьмин Рекомендации по применению программы

«Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте

дошкольного образования. - М.: Издательский дом «Истоки»,2019.

11. И.А. Кузьмин Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. М.:

Издательский дом «Истоки»,2019.

12. И.А. Кузьмин Истоковедение. Том 11. - М.: Издательский дом

«Истоки»,2019.

13. Дневник формирования основ социокультурного развития ребёнка-

дошкольника под общей редакцией профессора РАЕН И.А.Кузьмина

2014г

14.Книги для развития детей 3-4 лет под общей редакцией И.А.Кузьмина

2019г:

«Доброе слово»,

«Добрый мир»,

«Добрая книга



В раздел образования