Авторы: Оксана Ивановна Курмаева, Юлия Сергеевна Балухтина
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ 18 "Рябинка"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: Организация музыкального уголка во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Организация музыкального уголка
во второй младшей группе
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО)
(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) отмечается, что одним из важных
направлений
педагогической
деятельности
является
художественно-
эстетическое развитие дошкольников.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
педагогам
необходимо
воспитывать
ценностно-смысловое восприятие и понимание детьми музыкального искусства.
Это главный ориентир в развитии природных способностей с помощью разных
видов музыкальной деятельности. В научных педагогических работах и
обобщениях практиков высказывается мнение, что в основе музыкального
развития лежит культурная потребность, которая проявляется в осознанном
желании детей слушать и понимать музыку.
Развитие музыкальных способностей зависит от грамотно организованной
предметно-пространственной среды.
Целью создания музыкального уголка в детском саду является развитие
творческих способностей детей, формирование способности эмоционально
откликаться
на
песенные
и музыкальные
образы,
воспитание
культуры
слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий,
пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают.
Образовательные и развивающие задачи определяются календарно-
тематическим
планированием
музыкальных
занятий.
В музыкальном
уголке дети
закрепляют
знания,
полученные
на
занятиях
с музыкальным руководителем.
Организация
музыкального
уголка
в
группе
для
детей
младшего
дошкольного возраста решает ряд задач, это:
1.
повторение
изученного
на музыкальных
занятиях:
элементарные
представления о мелодии, ритме, темпе, названия и звучание музыкальных
инструментов.
2.
развитие слухового восприятия;
3.
развитие эмоционального отклика на музыкальные образы;
4.
развитие координации движений;
5.
формирование умения играть на музыкальных инструментах;
6.
развитие голосовых данных;
7.
воспитание внимательности в слушании и исполнении;
8.
формирование ответственности в выполнении заданий;
9.
создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности;
10.формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию
красивых образов в обыденной деятельности.
Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда во второй
младшей группе организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки;
воспроизведение музыки;
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок предусматривает ориентацию на целостность определенного
вида детской музыкальной деятельности.
Создавать
музыкальные
уголки
в
младшем
дошкольном
возрасте
необходимо с учетом возрастных особенностей детей. Для подержания интереса
у детей к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в
месяц обновлять пособия в музыкальном уголке. Для самых маленьких
инструментальная база музыкального уголка состоит из игрушек: свистульки,
неваляшки, молоточки, погремушки.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для
воспитателя и детей. На верхнюю полку помещаю те инструменты, которые
используются детьми дозированно. Например, металлофон, и те инструменты, с
которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по
санитарным нормам. На нижней полке - барабаны, маракасы, шумелки,
колокольчики и т.д.
Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается
своими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и
их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами,
которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки
и др.). Например, барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой
крышкой.
Бросовый материал и активная фантазия - то, что необходимо для
изготовления необычных музыкальных инструментов.
В музыкальном
уголке
присутствуют
бутафорские музыкальные
инструменты: нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них
нельзя
извлечь
звук,
но
они
передают
внешний
вид
музыкальных
инструментов (балалайка, пианино и др.) и могут быть использованы в игровой
деятельности.
Бутафорские музыкальные инструменты выполняют образовательную
задачу,
они
формируют
представления
о
настоящих
музыкальных
инструментах и служат атрибутами для игр.
К оформлению музыкального уголка в групповой комнате предъявляется
ряд требований:
1.
Оптимально удобное расположение.
Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с
уголком ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-
драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов
одновременно каждого из названных уголков: в уголке ряжения дети выбирают
костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку
под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.
2.
Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников.
В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они
учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для
младших воспитанников - поющие игрушки, простые инструменты (органчики,
дудочки, свистульки, погремушки, тематические альбомы с картинками; для
старших - инструменты сложнее (балалайки, ксилофон, иллюстрированные
энциклопедии, мини-выставки.
3.
Эстетичность.
Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они
могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем,
оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.
4.
Безопасность.
Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из
экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на
столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли
должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна
опасна).
Акустическая
система
или
магнитофон
для
проигрывания
аудиозаписей,
а
также
источники
питания (электрическая
розетка,
тройник), находятся вне досягаемости детьми.
Наличие аудио-проигрывателя (магнитофона, акустической системы) и
коллекции
аудио-записей:
сборники детских
песен,
народной
и
классической музыки, музыкальные аудио-сказки.
Работа в музыкальном уголке проходит через разные виды деятельности,
включая:
1.
Подвижные игры.
Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в
подвижных играх с младшими дошкольниками является воспитатель.
2.
Танцевальные импровизации.
Под музыку дети
исполняют
танцевальные
движения. Сезонные
танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами:
осенью - с искусственными веточками, зимой - с бумажными снежинками,
весной и летом - с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами
национальных танцев используются бубны (тарантелла, кастаньеты
(средиземноморские танцы, платочки и деревянные ложки (русские
народные танцы, маракасы (латиноамериканские мотивы).
3.
Музыкальные импровизации.
Обычно
дети
включают
их
в
сюжетно-ролевые
игры: «Оркестр», «Праздничный концерт».
4.
Дидактические игры.
С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание
звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает
аудиозапись,
а
дети
называют
инструмент,
на
определение
характера музыки (дети показывают картинки эмоционального состояния
или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная,
весёлая, на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается
голосом показать изображённый узор: линия с изгибами - мелодия
плавная, линия постепенно стремится вниз - переход от громкого звучания
к тихому и т. д.).
5.
Игры-драматизации.
Инсценировка
знакомых
детям
сказочных
сюжетов
предполагает
эмоциональное
раскрытие
персонажей
в
соответствии
со
звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации
в детском
саду: «Лиса
и
заяц», «Теремок», «Заюшкина
избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».
Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в
рамках
развивающего уголка определяется
востребованностью
детьми,
устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.
Грамотная
организация музыкального
уголка
для
детей
младшего
дошкольного возраста способствует развитию интереса у детей к миру музыки.
Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё
настроение в танцевальных импровизациях.
Главная задача музыкального воспитания в детском саду - сформировать у
ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.