Напоминание

Организация музыкального уголка во второй младшей группе


Авторы: Оксана Ивановна Курмаева, Юлия Сергеевна Балухтина
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ 18 "Рябинка"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: Организация музыкального уголка во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация музыкального уголка

во второй младшей группе

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО)

(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) отмечается, что одним из важных

направлений

педагогической

деятельности

является

художественно-

эстетическое развитие дошкольников.

В

соответствии

с

ФГОС

ДО

педагогам

необходимо

воспитывать

ценностно-смысловое восприятие и понимание детьми музыкального искусства.

Это главный ориентир в развитии природных способностей с помощью разных

видов музыкальной деятельности. В научных педагогических работах и

обобщениях практиков высказывается мнение, что в основе музыкального

развития лежит культурная потребность, которая проявляется в осознанном

желании детей слушать и понимать музыку.

Развитие музыкальных способностей зависит от грамотно организованной

предметно-пространственной среды.

Целью создания музыкального уголка в детском саду является развитие

творческих способностей детей, формирование способности эмоционально

откликаться

на

песенные

и музыкальные

образы,

воспитание

культуры

слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий,

пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают.

Образовательные и развивающие задачи определяются календарно-

тематическим

планированием

музыкальных

занятий.

В музыкальном

уголке дети

закрепляют

знания,

полученные

на

занятиях

с музыкальным руководителем.

Организация

музыкального

уголка

в

группе

для

детей

младшего

дошкольного возраста решает ряд задач, это:

1.

повторение

изученного

на музыкальных

занятиях:

элементарные

представления о мелодии, ритме, темпе, названия и звучание музыкальных

инструментов.

2.

развитие слухового восприятия;

3.

развитие эмоционального отклика на музыкальные образы;

4.

развитие координации движений;

5.

формирование умения играть на музыкальных инструментах;

6.

развитие голосовых данных;

7.

воспитание внимательности в слушании и исполнении;

8.

формирование ответственности в выполнении заданий;

9.

создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности;

10.формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию

красивых образов в обыденной деятельности.

Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда во второй

младшей группе организуется по трем основным блокам:

восприятие музыки;

воспроизведение музыки;

музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок предусматривает ориентацию на целостность определенного

вида детской музыкальной деятельности.

Создавать

музыкальные

уголки

в

младшем

дошкольном

возрасте

необходимо с учетом возрастных особенностей детей. Для подержания интереса

у детей к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в

месяц обновлять пособия в музыкальном уголке. Для самых маленьких

инструментальная база музыкального уголка состоит из игрушек: свистульки,

неваляшки, молоточки, погремушки.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для

воспитателя и детей. На верхнюю полку помещаю те инструменты, которые

используются детьми дозированно. Например, металлофон, и те инструменты, с

которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по

санитарным нормам. На нижней полке - барабаны, маракасы, шумелки,

колокольчики и т.д.

Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается

своими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и

их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами,

которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки

и др.). Например, барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой

крышкой.

Бросовый материал и активная фантазия - то, что необходимо для

изготовления необычных музыкальных инструментов.

В музыкальном

уголке

присутствуют

бутафорские музыкальные

инструменты: нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них

нельзя

извлечь

звук,

но

они

передают

внешний

вид

музыкальных

инструментов (балалайка, пианино и др.) и могут быть использованы в игровой

деятельности.

Бутафорские музыкальные инструменты выполняют образовательную

задачу,

они

формируют

представления

о

настоящих

музыкальных

инструментах и служат атрибутами для игр.

К оформлению музыкального уголка в групповой комнате предъявляется

ряд требований:

1.

Оптимально удобное расположение.

Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с

уголком ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-

драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов

одновременно каждого из названных уголков: в уголке ряжения дети выбирают

костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку

под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.

2.

Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников.

В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они

учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для

младших воспитанников - поющие игрушки, простые инструменты (органчики,

дудочки, свистульки, погремушки, тематические альбомы с картинками; для

старших - инструменты сложнее (балалайки, ксилофон, иллюстрированные

энциклопедии, мини-выставки.

3.

Эстетичность.

Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они

могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем,

оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.

4.

Безопасность.

Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из

экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на

столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли

должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна

опасна).

Акустическая

система

или

магнитофон

для

проигрывания

аудиозаписей,

а

также

источники

питания (электрическая

розетка,

тройник), находятся вне досягаемости детьми.

Наличие аудио-проигрывателя (магнитофона, акустической системы) и

коллекции

аудио-записей:

сборники детских

песен,

народной

и

классической музыки, музыкальные аудио-сказки.

Работа в музыкальном уголке проходит через разные виды деятельности,

включая:

1.

Подвижные игры.

Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в

подвижных играх с младшими дошкольниками является воспитатель.

2.

Танцевальные импровизации.

Под музыку дети

исполняют

танцевальные

движения. Сезонные

танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами:

осенью - с искусственными веточками, зимой - с бумажными снежинками,

весной и летом - с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами

национальных танцев используются бубны (тарантелла, кастаньеты

(средиземноморские танцы, платочки и деревянные ложки (русские

народные танцы, маракасы (латиноамериканские мотивы).

3.

Музыкальные импровизации.

Обычно

дети

включают

их

в

сюжетно-ролевые

игры: «Оркестр», «Праздничный концерт».

4.

Дидактические игры.

С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание

звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает

аудиозапись,

а

дети

называют

инструмент,

на

определение

характера музыки (дети показывают картинки эмоционального состояния

или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная,

весёлая, на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается

голосом показать изображённый узор: линия с изгибами - мелодия

плавная, линия постепенно стремится вниз - переход от громкого звучания

к тихому и т. д.).

5.

Игры-драматизации.

Инсценировка

знакомых

детям

сказочных

сюжетов

предполагает

эмоциональное

раскрытие

персонажей

в

соответствии

со

звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации

в детском

саду: «Лиса

и

заяц», «Теремок», «Заюшкина

избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».

Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в

рамках

развивающего уголка определяется

востребованностью

детьми,

устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.

Грамотная

организация музыкального

уголка

для

детей

младшего

дошкольного возраста способствует развитию интереса у детей к миру музыки.

Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё

настроение в танцевальных импровизациях.

Главная задача музыкального воспитания в детском саду - сформировать у

ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.



В раздел образования