Напоминание

"Наша дружная семья"


Автор: Надтока Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №32 "Тополек"
Населённый пункт: г.Пятигорск
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Наша дружная семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект выступления на родительском собрании.

« Как слушать ребёнка»

Дата проведения 26.03.2015 г

по плану педагога- психолога

Старшая логопедическая группа

МБДОУ д/с № 32 «Тополь»

Студентка Надтока Марина Николаевна

психолого-педагогического факультета

направление 050700.62 Педагогика

с профильной подготовкой

«Практическая психология в образовании»

группы Б4 П

Цель: Содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении

между детьми и родителями до того, как они возникнут; приобретению

родителями уверенности в своих силах.

Участвуют : педагог психолог, воспитатель .родители

Выступление педагога-психолога

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его

чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить –

ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать.

Что же значит – активно слушать ребенка?

Начну с ситуаций.

А) Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает её трёхлетний

малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

Б) Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на

вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

В) Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться

потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую

шапку».

«Послушайте задание: подгруппе под №1 нужно подобрать фразу, в которой

родитель называет чувство ребенка к 1-ой ситуации; подгруппа под №2 ко 2-

ой ситуации и соответственно подгруппа под №3 к 3-ей ситуации.

( Приблизительные ответы: - Ну, ничего, поиграет и отдаст…

- Как это ты не пойдешь в школу?!

- Перестань капризничать, вполне приличная шапка.)

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий

недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом

или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его

переживание неважно, оно не принимается в расчёт.

Вот послушайте следующую ситуацию, и на примере этой ситуации вы

попробуете изменить фразы к вашим заданиям.

- Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на

него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить

шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать

папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-

то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить

сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил действовать по-

другому. «Денис, - обратился он к сыну, - ты расстроился из-за того, что я не

купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».

В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик

миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Даю каждой подгруппе 5 минут на обсуждение и поправки своих ответов.

Также предлагаю обыграть ситуации из заданий.

Как вы думаете, в чем преимущество этих ответов?

Правильно, эти ответы, показывают, что родитель понял внутреннюю

ситуацию ребенка, готов услышав о ней принять её.

Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз

«озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

- Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её

пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.

Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает

дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в

косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.

Дочь: У-у-у!

Мама: Миша тебя обидел…(Пауза).

Дочь (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!

Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась… (Пауза).

Дочь (переставая плакать, но всё ещё обиженным тоном): Нет, он меня

не поймал.

Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала…

(Пауза).

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает

головой.

Дочь (уже спокойно): Да… Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).

Мама (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу

все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.

Дочь: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

Миша: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…

Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные

особенности и дополнительные правила беседы по способу активного

слушания. Давайте подумаем, какие и сформулируем.

1. При беседе повернуться лицом к ребенку.

2. При разговоре глаза родителя и ребенка должны находиться на одном

уровне.

3. Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть

стул).

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В

левой колонке вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, справа

напишите, какие по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Запишите ваш ответ на слова ребенка (3-я колонка). Обозначьте в этой фразе

чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на

образец).

Обсуждение

всей

группой

(выносятся

согласованные

мнения,

результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее

точные идеи).

Ситуация

и

слова

ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

(Образец): «Сегодня, когда

я выходила из школы,

мальчишка-хулиган выбил

у меня портфель, и из него

все высыпалось».

1.(Ребенку сделали укол,

плачет): «Доктор плохой!»

2.(Старший сын - маме):

«Ты всегда её защищаешь,

говоришь «маленькая,

маленькая», а меня никогда

не жалеешь».

3.(Ребенок роняет чашку, та

разбивается). «Ой!!! Моя

ча-а-шечка!».

4.«Ну надо же, я забыла

включить телевизор, а там

было продолжение

мультфильма!».

Огорчение, обида.

Ты

очень

расстроилась, и было

очень обидно.

Предлагаю вам памятку активного слушания. Обсуждение с зачитыванием

Прием

активного

слушания

Содержание

Ключевые слова

Пересказ

Уточнение

Изложение своими словами того,

что сказал собеседник.

Родитель помогает разобраться в

собственных мыслях и чувствах

ребенку.

("Я тебя слышу, слушаю и

"Ты говоришь …"

"Как я понимаю …"

"Другими словами, ты

считаешь"

Отражение

чувств

Проговаривани

е подтекста

Резюмирование

понимаю").

Уточнение направлено на

конкретизацию и выяснение чего-

либо.

Родитель более четко видит

ситуацию и помогает это сделать

родителю.

("Я хочу узнать подробнее, что,

где, как и когда").

Проговаривание чувств, которые

испытывает человек. Дети меньше

начинают бояться негативных

чувств, видят, что родители

понимают их. Повышается

желание другого человека

рассказать о себе.

Проговаривание того, о чем хотел

сказать ребенок, дальнейшее

развитие мыслей. Увеличивается

взаимопонимание.

Проговаривание не должно

превращаться в оценивание.

(Фраза "Мама, а ты не заметила,

какую уборку я сделала

сегодня?")

Варианты подтекста: "Ты бы

меня!".

"Я хотел бы, чтобы ты разрешила

мне пойти в поход с друзьями".

Подведение итогов, обобщение

всего разговора.

"Ты сказал, что это

происходит давно. Как

давно? "

"Ты именно в четверг не

хочешь идти в школу?"

"Может ты расскажешь об

этом поподробнее?"

"

Вероятно, ты чувствуешь

…"

"Мне кажется ты обижен".

"Итак, мы договорились".

"Главное, о чем ты хотел

сказать …".

Каждый из вас почерпнул для себя что-то новое, надеюсь, что многие будут

применять правила, которые мы с вами выделили. А в завершении я хочу

дать вам небольшое задание.

Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком:

замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен,

боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и

называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной

(не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

Анализируя проведённое мероприятие, я пришла к выводу, что родителям

было интересно получить информацию об умении слушать своего ребёнка.

Определять его чувства , озвучивать. Помогать справляться с эмоциями,

понимать ребёнка, снимать его напряжение.

Методы и приёмы исследования целевой аудитории

Целевая

аудитория

Характеристика

целевой

аудитории

Методы и

приёмы

исследования

Результаты

исследования

Родители

Контингент

родителей в

основном

однороден,

характеризуется

среднем уровнем

жизни и доходов,

социального и

образовательного

статуса, большое

желание дать

ребёнку хорошее

образование.

Анкетирование

Результаты

анкетирования

родителей

удовлетворённостью

прошедшего

мероприятия

- 80% родителей

пришли на собрание

из-за интересной

теме, 20% -

уважение к

воспитателям;

-90% за посещение

таких собраний всей

семьёй, 10% - за

представительство

от семьи;

- 70% родителей

подчеркнули

важность

индивидуальной

беседы; 20% -

устроил наглядный

материал, 10% -

материал папки

передвижки;

- 30% положительно

отнеслись к

выступлению

логопеда; 70% -

понравился тренинг

с педагогом-

психологом.

- 100% родителей

отметили

интересную форму

проведения

собрания.

Анкета ( образец)

Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть

положительные и отрицательные стороны проведённого собрания.

1.

Что побудило

Вас прийти на родительское собрание? Подчеркните

нужное.

- Дисциплинированность.

- Интерес к поднятой теме.

- Уважение к воспитателям.

- Текст приглашения.

- Возможное душевное успокоение после собрания.

- Любопытство.

- Настойчивые требования родственников.

- Неоднократные приглашения воспитателей.

- Не знаю.

2. Как вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей

семьёй? Почему? ____________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому

собранию? Подчеркните нужное.

- Оформление стенда консультаций «Пальчиковая гимнастика».

- проведённая игра – тестирование « Узнай работу своего ребёнка»

-Материалы папки передвижки « Научитесь понимать своего ребёнка».

- Индивидуальные беседы воспитателей.

4. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть

собрания в баллах: довольны – 5, частично довольны – 3, не довольны – 0.

- Вступительная часть –

- Выступление и упражнения с логопедом -

- Тренинг с педагогом психологом –

- Оформление –

- Работа с анкетой –

- Работа с памяткой –

5. Было ли у вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?

6. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и

проведения этого собрания.__________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Благодарим Вас за помощь



В раздел образования