Автор: Надтока Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №32 "Тополек"
Населённый пункт: г.Пятигорск
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Наша дружная семья"
Раздел: дошкольное образование
Конспект выступления на родительском собрании.
« Как слушать ребёнка»
Дата проведения 26.03.2015 г
по плану педагога- психолога
Старшая логопедическая группа
МБДОУ д/с № 32 «Тополь»
Студентка Надтока Марина Николаевна
психолого-педагогического факультета
направление 050700.62 Педагогика
с профильной подготовкой
«Практическая психология в образовании»
группы Б4 П
Цель: Содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении
между детьми и родителями до того, как они возникнут; приобретению
родителями уверенности в своих силах.
Участвуют : педагог психолог, воспитатель .родители
Выступление педагога-психолога
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его
чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить –
ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать.
Что же значит – активно слушать ребенка?
Начну с ситуаций.
А) Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает её трёхлетний
малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».
Б) Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на
вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».
В) Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться
потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую
шапку».
«Послушайте задание: подгруппе под №1 нужно подобрать фразу, в которой
родитель называет чувство ребенка к 1-ой ситуации; подгруппа под №2 ко 2-
ой ситуации и соответственно подгруппа под №3 к 3-ей ситуации.
( Приблизительные ответы: - Ну, ничего, поиграет и отдаст…
- Как это ты не пойдешь в школу?!
- Перестань капризничать, вполне приличная шапка.)
При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий
недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом
или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его
переживание неважно, оно не принимается в расчёт.
Вот послушайте следующую ситуацию, и на примере этой ситуации вы
попробуете изменить фразы к вашим заданиям.
- Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на
него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить
шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать
папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-
то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить
сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил действовать по-
другому. «Денис, - обратился он к сыну, - ты расстроился из-за того, что я не
купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».
В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик
миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.
Даю каждой подгруппе 5 минут на обсуждение и поправки своих ответов.
Также предлагаю обыграть ситуации из заданий.
Как вы думаете, в чем преимущество этих ответов?
Правильно, эти ответы, показывают, что родитель понял внутреннюю
ситуацию ребенка, готов услышав о ней принять её.
Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз
«озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.
- Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её
пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.
Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает
дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в
косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.
Дочь: У-у-у!
Мама: Миша тебя обидел…(Пауза).
Дочь (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!
Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась… (Пауза).
Дочь (переставая плакать, но всё ещё обиженным тоном): Нет, он меня
не поймал.
Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала…
(Пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает
головой.
Дочь (уже спокойно): Да… Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).
Мама (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу
все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.
Дочь: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
Миша: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…
Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные
особенности и дополнительные правила беседы по способу активного
слушания. Давайте подумаем, какие и сформулируем.
1. При беседе повернуться лицом к ребенку.
2. При разговоре глаза родителя и ребенка должны находиться на одном
уровне.
3. Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть
стул).
Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В
левой колонке вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, справа
напишите, какие по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.
Запишите ваш ответ на слова ребенка (3-я колонка). Обозначьте в этой фразе
чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на
образец).
Обсуждение
всей
группой
(выносятся
согласованные
мнения,
результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее
точные идеи).
Ситуация
и
слова
ребенка
Чувства ребенка
Ваш ответ
(Образец): «Сегодня, когда
я выходила из школы,
мальчишка-хулиган выбил
у меня портфель, и из него
все высыпалось».
1.(Ребенку сделали укол,
плачет): «Доктор плохой!»
2.(Старший сын - маме):
«Ты всегда её защищаешь,
говоришь «маленькая,
маленькая», а меня никогда
не жалеешь».
3.(Ребенок роняет чашку, та
разбивается). «Ой!!! Моя
ча-а-шечка!».
4.«Ну надо же, я забыла
включить телевизор, а там
было продолжение
мультфильма!».
Огорчение, обида.
Ты
очень
расстроилась, и было
очень обидно.
Предлагаю вам памятку активного слушания. Обсуждение с зачитыванием
Прием
активного
слушания
Содержание
Ключевые слова
Пересказ
Уточнение
Изложение своими словами того,
что сказал собеседник.
Родитель помогает разобраться в
собственных мыслях и чувствах
ребенку.
("Я тебя слышу, слушаю и
"Ты говоришь …"
"Как я понимаю …"
"Другими словами, ты
считаешь"
Отражение
чувств
Проговаривани
е подтекста
Резюмирование
понимаю").
Уточнение направлено на
конкретизацию и выяснение чего-
либо.
Родитель более четко видит
ситуацию и помогает это сделать
родителю.
("Я хочу узнать подробнее, что,
где, как и когда").
Проговаривание чувств, которые
испытывает человек. Дети меньше
начинают бояться негативных
чувств, видят, что родители
понимают их. Повышается
желание другого человека
рассказать о себе.
Проговаривание того, о чем хотел
сказать ребенок, дальнейшее
развитие мыслей. Увеличивается
взаимопонимание.
Проговаривание не должно
превращаться в оценивание.
(Фраза "Мама, а ты не заметила,
какую уборку я сделала
сегодня?")
Варианты подтекста: "Ты бы
меня!".
"Я хотел бы, чтобы ты разрешила
мне пойти в поход с друзьями".
Подведение итогов, обобщение
всего разговора.
"Ты сказал, что это
происходит давно. Как
давно? "
"Ты именно в четверг не
хочешь идти в школу?"
"Может ты расскажешь об
этом поподробнее?"
"
Вероятно, ты чувствуешь
…"
"Мне кажется ты обижен".
"Итак, мы договорились".
"Главное, о чем ты хотел
сказать …".
Каждый из вас почерпнул для себя что-то новое, надеюсь, что многие будут
применять правила, которые мы с вами выделили. А в завершении я хочу
дать вам небольшое задание.
Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком:
замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен,
боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и
называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной
(не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Анализируя проведённое мероприятие, я пришла к выводу, что родителям
было интересно получить информацию об умении слушать своего ребёнка.
Определять его чувства , озвучивать. Помогать справляться с эмоциями,
понимать ребёнка, снимать его напряжение.
Методы и приёмы исследования целевой аудитории
Целевая
аудитория
Характеристика
целевой
аудитории
Методы и
приёмы
исследования
Результаты
исследования
Родители
Контингент
родителей в
основном
однороден,
характеризуется
среднем уровнем
жизни и доходов,
социального и
образовательного
статуса, большое
желание дать
ребёнку хорошее
образование.
Анкетирование
Результаты
анкетирования
родителей
удовлетворённостью
прошедшего
мероприятия
- 80% родителей
пришли на собрание
из-за интересной
теме, 20% -
уважение к
воспитателям;
-90% за посещение
таких собраний всей
семьёй, 10% - за
представительство
от семьи;
- 70% родителей
подчеркнули
важность
индивидуальной
беседы; 20% -
устроил наглядный
материал, 10% -
материал папки
передвижки;
- 30% положительно
отнеслись к
выступлению
логопеда; 70% -
понравился тренинг
с педагогом-
психологом.
- 100% родителей
отметили
интересную форму
проведения
собрания.
Анкета ( образец)
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть
положительные и отрицательные стороны проведённого собрания.
1.
Что побудило
Вас прийти на родительское собрание? Подчеркните
нужное.
- Дисциплинированность.
- Интерес к поднятой теме.
- Уважение к воспитателям.
- Текст приглашения.
- Возможное душевное успокоение после собрания.
- Любопытство.
- Настойчивые требования родственников.
- Неоднократные приглашения воспитателей.
- Не знаю.
2. Как вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей
семьёй? Почему? ____________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому
собранию? Подчеркните нужное.
- Оформление стенда консультаций «Пальчиковая гимнастика».
- проведённая игра – тестирование « Узнай работу своего ребёнка»
-Материалы папки передвижки « Научитесь понимать своего ребёнка».
- Индивидуальные беседы воспитателей.
4. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть
собрания в баллах: довольны – 5, частично довольны – 3, не довольны – 0.
- Вступительная часть –
- Выступление и упражнения с логопедом -
- Тренинг с педагогом психологом –
- Оформление –
- Работа с анкетой –
- Работа с памяткой –
5. Было ли у вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?
6. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и
проведения этого собрания.__________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Благодарим Вас за помощь