Автор: Марина Викторовна Трунина
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Лицей №25 имени Героя Советского Союза В. Ф. Маргелова
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в именах собственных (обобщение)"
Раздел: начальное образование
Открытый урок русского языка во 2 классе («Школа России)
Тема: Заглавная буква в именах собственных (обобщение)
Задачи:
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков
правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование
орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих
способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии;
любви к родному краю, к животным.
Ход урока
I. Оргмомент
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Всем доброго утра!
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
- Открываем тетради, записываем число: 1 марта
II. Минутка чистописания
-Прописываем Сс
-Дайте характеристику звуку с
-Прочитайте слова: снежинка, Саранск, Сура
-Как вы считаете: почему некоторые слова записаны с заглавной буквы?
-Послушайте стихотворение Евгении Измайловой:
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
-Какова главная мысль? (Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!)
III. Постановка задач
-Сформулируйте тему урока
-Мы подведём итог тому, какие слова пишутся с заглавной буквы и почему.
-У нас сегодня урок-путешествие в Простоквашино
-Отправляемся на поезде. Покажите билеты (Дети показывают снежинки)
-Вот такой весёлый снегопад!
-Всем хорошего настроения и удачного путешествия!
-Записываем под диктовку: В воздухе кружатся пушистые снежинки.
-Назовите знакомые вам орфограммы
-Что мы можем сказать о заглавной букве?
-Что мы обязаны помнить всегда? (начало предложения пишется с заглавной буквы)
-Назовите знакомые вам части речи.
-Что такое имя существительное?
IV. Продолжаем наше путешествие.
-В нашем вагоне едут мальчики и девочки. Давайте знакомиться.
-Запишите: Меня зовут…
-Что называли дети при знакомстве? (фамилию, имя, город, республику, страну)
-Как называется наша страна? (Россия)
-Это новое словарное слово. Запишем его и сделаем транскрипцию
-Составьте предложение с данным словом
-Запишите предложение: Россия – Родина моя.
-Кто знает пословицы о Родине?
1.Человек без Родины, что соловей без песни.
2. Нет в мире краше Родины нашей.
3.Родина - мать, умей за неё постоять.
-Я предлагаю вам составить наш общий адрес.
Планета Земля, страна Россия, город …, улица ...
- Запишите. Подчеркните собственные имена существительные. Назовите нарицательные
имена существительные.
-А какие планеты вы ещё знаете?
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
-Как вы их будете записывать? (с заглавной буквы)
Физминутка (для глаз)
-Следите за небесными телами, при мигании моргайте глазками.
IV. Проблемный вопрос
-А как получил своё название наш город?
-Чтобы ответить на данный вопрос, откройте учебник (стр.60, Упр.103) и прочитайте,
как получают города своё название. Что узнали?
-Название города Саранск произошло от понятия «сара», что означает болотистое место.
Имя города связано с названиями рек: Саранка, Инсар.
-Запишите. Реки: Саранка, Инсар.
V. Станция «Составляйкино»
-Отгадайте загадку:
1.Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи (собака)
2. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт (белка)
-Составьте предложения:
На сосне сидит пушистая белка.
Собака Белка сторожит дом.
-Подчеркните главные члены предложения.
-Почему слово «белка» произносится одинаково, а пишется по-разному.
-Чем различаются слова? (написанием, значением)
VI. Станция «Простоквашино»
-Нас встречает дядя Фёдор. Чем занимаются его друзья, нам предстоит узнать.
Парная работа: Исправь ошибки.
(отвечают парами)
-Запишите: дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин
-Назовите собственные имена существительные
-Кто автор этих персонажей?
(Эдуард Николаевич Успенский, детский писатель, автор «Друзья из Простоквашино»,
«Крокодил Гена и Чебурашка») - выставка книг.
VI. Итог урока
-Удалось ли нам достичь поставленных целей?
-С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь с нами своим настроением
(снежинки на доску)
-Всем Спасибо!