Автор: Некрасова Виктория Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 227"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Тема: Статья
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 227»
Заводского района г. Саратова
410015, г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе Г.К., 18; тел.: 96 – 04 – 36;
e-mail: detskisad
227@
.
ru
Самообразование на тему:
«Познавательно-исследовательская
деятельность детей старшего дошкольного
возраста»
Воспитатель: Некрасова В.А.
Актуальность темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь
окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных
ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и
переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством
элементов действительности он располагает в своём опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его
творческая, исследовательская деятельность»- писал Лев Семёнович
Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную
к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование
становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности:
«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность
экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды
детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто
перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли
ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.
У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша,
открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и
те же механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном
учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и
возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного
обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию
познавательноисследовательской деятельности развиваются и детская
любознательность, пытливость ума и на их основе формируются
устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного
образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы
донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести
ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности
ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской
деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить
присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные
условия для развития познавательно-исследовательской деятельности
старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного,
творческого раз-
вития; объединить усилия педагогов и родителей для развития
познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской
деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе
экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости,
умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы:
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические
выходы
Изучение
методиче-
ской литера-
туры
Сентябрь
-
май
1. Виноградова Н.Ф.
«Рас- сказы-загадки о
природе»,
«Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание
№2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребе-
нок в мире поиска: Про-
грамма по организации по-
исковой деятельности де-
тей дошкольного возраста.
М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведан-
ное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для
дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика
организации экологиче-
ских наблюдений и экспе-
риментов в детском саду.
М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой
Анализ
изучен-
ной
литературы
(в плане по само-
образованию).
и песком. // Обруч, 1997. -
№2
7. Смирнов
Ю.И.
Воздух:
Книжка
для
талантливых
детей
и
заботливых
роди-
телей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная дея-
тельность детей 4-6 лет: из
опыта работы/авт.-сост. Л.Н.
Менщикова. – Волго-
град: Учитель, 2009.
Работа
с
детьми
Сентябрь
Исследование свойств песка и
глины
во
время
игровой
деятельности на прогулке.
Опыты с
песком и
глиной.
Ноябрь
Наблюдение,
исследование
свойств
воды
во
время
режимных моментов, в игровой
деятельности,
в
повседневно-
бытовых
ситуациях,
в
исследовательской
деятельности.
Опыты с водой.
Январь
Изучение
свойств
воздуха
в
повседневных
бытовых
ситуациях,
в
игровой
деятельности,
в
исследовательской
деятельности.
Опыты с
воздухом.
Март
Изучение
свойств
магнита
в
самостоятельной
деятельности,
вовремя коллективных занятий,
опытно-экспериментальной
деятельности.
Опыты с
магнитом
Апрель
Наблюдение
за
комнатными
растениями,
изучение
условий
для оптимального
развития
и
роста растений.
Опыты
«С
водой
и
без
воды»,
«На
свету
и
в
темно- те».
Работа с
родителями
Сентябрь
Привлечение родителей к
созданию уголка «Юные
исследователи»:
оборудовать уголок
полочками, со-
брать природный материал.
Создание и
оборудование
уголка
«Юные
исследователи».
Октябрь
Консультация
для
родителей
на
тему
«Организация
детского
экспериментирования
в
домашних условиях».
Газета
для
любознательных
родителей.
Январь
Открытый показ
образовательной
деятельности «Царство
трёх ветров»
День
открытых
дверей.
Май
Подготовка
фотографий
детей
во
время
экспериментирования,
познавательно
исследовательской
деятельности.
Фотовыставка
«Юные
исследователи»
Самореали-
зация
Сентябрь-
май
Сбор
информации
для
создания картотеки опытов
и экспериментов.
Картотека
опытов
и
экспериментов
для детей 5-6 лет.
Май
Отчёт о проделанной
работе по теме
самообразования на
итоговом педсовете.
Выступление
на
педсовете.
Список используемой литературы.
1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.
Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В
помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в
мире
поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред.
О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом:
занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ
Сфера,
2004.-64с.
4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
5. Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. Методическое пособие.- М.:
Педагогическое
общество России, 2005.-80с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические
рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления
дошкольников//Ж.Вопросы психологии.1985.№2
9. Соловьева Е.Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное
воспитание.2005.№1
10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.